Практичными советами делится тренер по голосу и речи — эксперт образовательной платформы «Нетология» Дарья Кировская.
Почему вас не воспринимают всерьез в коллективе и при чем тут неуверенность
Причин, по которым вас могут не воспринимать всерьез на работе, несколько:
Личные ощущения другого человека: возможно, вы вызываете у него раздражение, зависть, неприязнь или другие негативные эмоции.
Попытки вторгнуться в чужую зону ответственности: когда вы пытаетесь контролировать чужие реакции, чувства и результаты, включаетесь в задачи, где вас не просили помогать, это отталкивает окружающих и формирует вам образ человека-выскочки.
Внутренняя неуверенность, которая создает впечатление «детскости» и отсутствия опыта. Важное уточнение: уверенность не зависит от излишней строгости или серьезности, а связана с внутренним спокойствием и способностью контролировать ситуацию.
Последняя причина — одна из самых частых при переходе на другую должность или устройстве на новую работу. При этом сам человек может считать, что держится достаточно уверенно, не понимая, что идет не так. Однако при подробном анализе собственного поведения и взгляде со стороны вы можете открыть о себе кое-что новое.
Неуверенность в себе может проявляться через различные вербальные и невербальные сигналы. Среди них:
тихая речь;
сжатый голос;
потупленный взгляд или избегание зрительного контакта;
зажатость в теле, попытки не делать лишних движений.
Все эти сигналы могут побудить сомнения в серьезности человека и его уверенности в себе, что вполне естественно вызовет недоверие со стороны коллектива (читайте также: «Тест: как вас воспринимают коллеги?»).
«А как мне стать серьезнее и отстоять личные границы?»
Серьезность и уверенность отлично считываются окружающими через вашу мимику и речь. Вот несколько прикладных советов, как улучшить вербальные и невербальные коммуникации с коллективом:
Один из невербальных способов успешной коммуникации с людьми — это улыбка. Улыбающиеся люди вызывают приятные ощущения, поскольку зеркальные нейроны заставляют чувствовать симпатию к ним. Например, если к вам подходит коллега и сообщает, что работает до девяти, вы можете слегка улыбнуться, посмотреть ему в глаза и сказать: «Извини, но я работаю до семи». Нет необходимости спорить и ссориться, достаточно сообщить свое расписание спокойным голосом с улыбкой.
В коммуникации важно не только то, что вы говорите, но и как делаете это. Поэтому ваша речь должна быть свободной, без зажимов. Для этого необходимо следить за дыханием: оно должно быть ровным и спокойным. Используйте короткие и четкие речевые конструкции, избегайте пространных объяснений и оправданий. Если вы изначально договорились работать до семи, то нет необходимости оправдываться и рассказывать, что у вас запланировано после работы. Также помните, что когда кто-то говорит быстро, собеседник может отключиться и не понять сказанное. Быстрый темп речи не придает уверенности, а наоборот, снижает эффективность коммуникации (читайте также: «7 техник НЛП, которые помогут добиться успеха на работе»).
Голос тоже должен быть четким и уверенным. Не стоит говорить слишком высоко или мягко — это может ослабить вашу позицию. Лучше использовать более низкий и жесткий тон, чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений. Положите руку на горло и сглотните, ощутив, как опускается гортань. Попробуйте сказать что-нибудь, удерживая гортань в этом положении, так вы услышите более низкие ноты своего голоса. Однако не стоит излишне занижать тембр и издеваться над своим организмом, если у вас от природы высокий голос.
Выполняйте упражнения для снятия общих напряжения и стресса. Сделайте глубокий вдох, чтобы ребра разошлись в стороны, грудная клетка немного поднялась вверх, а плечи остались спокойными и расслабленными. Затем медленно выдохните. Так вам станет немного спокойнее. Например, если кто-то повышает на вас голос, не отвечайте человеку сразу, возьмите паузу на несколько секунд и сделайте дыхательное упражнение. Это поможет с холодной головой продолжить коммуникацию.
Тренируйтесь заранее в домашних условиях перед зеркалом или через камеру телефона: запишите себя на видео и оцените свое поведение со стороны, разберите основные ошибки и повторите заготовленную речь еще раз.
Главное — быть, а не казаться
Степень серьезности часто зависит от конкретного места работы. Например, если вы трудитесь в нефтяной промышленности, то важно всегда быть собранным и тактичным. А если вы работаете в «Яндексе» или «Нетологии», то легкий неформальный контекст общения позволит вам быть самим собой.
Если шутки и чувство юмора — часть вашей харизмы и обаяния как человека, то не стоит стараться выглядеть излишне серьезно. Наигранность в поведении легко заметить — если это произойдет, люди будут сомневаться в вашей искренности. Помните, что вы работаете с такими же живыми людьми, которые испытывают различные эмоции.
Фото: Shutterstock