Как же быть честным не в ущерб себе и окружающим и не портить отношения с коллегами?
Учитывайте, что у каждого своя правда
Существует не один слой происходящего, а несколько слоев реальности: есть факты, и есть то, как они трактуются каждым из участников события. И если факты неизменны, то их трактовка формируется, исходя из внутренней картины мира, сознательных ожиданий, представлений о перспективах, бессознательных убеждений человека. Другими словами, все мы из разных семей, с разной историей, разными навыками обращения с информацией, людьми, проектами. Поэтому сколько людей, столько «правд». Важно помнить: люди не созданы для того, чтобы быть одинаковыми и иметь единое мнение. Но в то же время вместе мы всегда сильнее, чем поодиночке.
Стройте коммуникацию в соответствии с ее целью
Если вам нужно дать обратную связь, поучаствовать в разговоре вкладом своего видения, не обязательно говорить всю правду в том объеме, который вы чувствуете и проживаете. Можно честно озвучить ту часть, которая будет соответствовать текущему моменту, не упоминая то, что не “работает” на вашу цель. Например, если начальница спрашивает вас, как она выступила, а вы знаете, что она крайне болезненно относится к критике, и не хотите становиться объектом ее обид, вы можете ограничиться тем, что отметите понравившиеся моменты, не озвучивая то, что вас не впечатлило.
Честно озвучивая свою позицию, избегайте обвинений, ярлыков и эмоциональных оценок
Старайтесь давать преимущественно профессиональную оценку тем или иным фактам. Если это соответствует вашим целям и результатам, которые вы хотите получить, можно дополнительно сказать о своем эмоциональном восприятии этих фактов, уточнив, что это ваше личное мнение.
Когда другие говорят свою правду, различайте факты, которые они озвучивают, и эмоции, которые их сопровождают
Факты можно обсуждать. Эмоциональный окрас невозможно оспорить, так как он является частью психической реальности другого человека. Дать место чувствам другого – означает проявить заботу по отношению к нему.
Озвучивая свое видение, оставляйте место для видения других
Не воспринимайте свое мнение как единственно правильное или самое важное. Помните, что в организации люди сильны, когда уважают друг друга и подчеркивают равнозначность усилий каждого.
Учитывайте разные иерархические уровни в организации
Задачи людей на разных уровнях иерархии в компании – разные. А значит и восприятие, и оценка происходящего разная. Когда вы оцениваете события, учитывайте, что другие будут оценивать их, исходя из собственных задач. Не бойтесь, что общая картина может выглядеть нестройной. Вы можете не видеть того, что видит ваше руководство, или не замечать нюансов, на которые обращают внимание подчиненные. Ваша задача – ясно и честно показывать то, что происходит на вашем уровне.
Проводите сверку того, что видит каждый в коллективе
Хорошо, если в коллективе есть ритуал сверки, когда каждый рассказывает, как он воспринимает происходящее и что конкретно видит в ситуации. Если такого ритуала нет, можно инициировать обсуждение простым вопросом: «Расскажите, пожалуйста, как вы видите происходящее?». Обосновать этот вопрос можно тем, что вы хотите увидеть больше, признанием того, что вы не можете видеть все. Это послужит прекрасным «клеем» дальнейшего взаимодействия и даст вам важную информацию о восприятии коллег, чтобы составить более целостную картину для себя.
Изучите свои триггеры — то, что вас «взрывает». И помните: ваши эмоции — это ваша ответственность
Неконтролируемые эмоции блокируют способность трезво воспринимать происходящее и принимать взвешенные решения. Не обсуждайте ничего в состоянии, когда вы захвачены эмоциями, поскольку в этот момент вы не можете быть адекватны и продуктивны. Дайте себе время разобраться со своим состоянием. Можно использовать фразу: «Сейчас я слишком эмоциональна, чтобы продуктивно обсуждать этот вопрос». Помните, другие не обязаны заботиться о вашем эмоциональном состоянии и предпринимать что-то, чтобы вы чувствовали себя лучше.
Когда это уместно, просите эмоциональную поддержку у коллег
Честно сообщить о своем эмоциональном состоянии – важный навык. Не смотря на то, что производственные задачи всегда первостепенны, качественная работа коллектива возможна только при хорошо развитом личном эмоциональном контакте. Не пренебрегайте эмоциональной поддержкой коллег и сами оказывайте такую поддержку, заботьтесь об общей эмоциональной атмосфере на работе.
Отслеживайте свое личное отношение к членам коллектива и отделяйте его от профессиональных интересов
Несмотря на то, что эмоциональная сфера нуждается во внимании и поддержке на комфортном доброжелательном уровне, удерживайте баланс между профессиональным и личным.
Наблюдайте за своей манерой общения, чтобы выявить и трансформировать проблемные места
Возьмите ручку и бумагу, запишите то в общении, что вам удаётся легко, и то, с чем вам трудно. Затем каждую из трудностей переформулируйте в новом ключе: как бы вы могли поступить в данной ситуации наилучшим образом. Смоделируйте и проиграйте этот вариант мысленно, в своем воображении, подключив телесные и эмоциональные ощущения, чтобы заложить прочную базу для нового конструктивного типа реакций в реальной жизни.
Системный семейный психолог, психотерапевт с опытом более 16 лет. Создательница первой школы психологии для женщин в России.
Фото: Shutterstock