Эдинбург. Середина 80-х. Группка школьниц, похоронивших любое проявление индивидуального стиля в своей школьной форме, обсуждают, что бы им надеть на дискотеку. Одна из учениц хочет прийти на танцы в кружевных перчатках. Ее тут же перебивает одноклассница, которая заявляет, что перчатки выбирает она. Они начинают кричать друг на друга, яростно решая, кто же натянет на себя кружевной аксессуар. Словесная перепалка длится долго – вплоть до звонка на перемену.
Но на дискотеке их обеих ждет большое разочарование, потому что в тех же кружевных перчатках на танцы приходит ползала – и даже одна учительница. Все остальные тоже одеты в едином стиле: здесь и украшения в форме распятий, и люминесцентные жакеты, и шипованные ремни, и джинсовые куртки с кроп-топами. Кто-то нарисовал себе мушку, кто-то завил волосы, а кое-кто и вовсе стащил у старшей сестры бюстье. Да-да, самое настоящее бюстье.
Собственно, когда начинает звучать первый медляк, все парни выстраиваются в очередь, чтобы пригласить ту девчонку, в сестринском бюстье. Все остальные смотрят на соперницу с завистью, пока та кружится в танце под самую крутую песню наших дней. «Я схожу по тебе с ума. Прикоснись ко мне, чтобы понять, что это правда», – звучит из колонок. Это поет наша королева, наша звезда, наша Мадонна.
Да, она была Мадонной для нас и Мадонной для всего мира. Уже тогда она была мегапопулярной поп-звездой, хотя сама предпочитала называть себя, скорее, артисткой, чем певицей. Почему? Тогда мы были слишком малы, чтобы понять разницу. В любом случае, она была дивой и остается таковой до сих пор, несмотря на рождение таких звезд, как Бейонсе или же Принс (ныне покойный).
И неужели теперь ей, Мадонне, пойдет седьмой десяток? Вы можете в это поверить?
Смириться с этим сложно, и не потому, что современное общество зачастую отказывает женщинам в праве стареть. Просто некоторые люди рождены для того, чтобы вечно быть молодыми, носить костюмы в сетку и декорированные трико. Да, с момента, когда она впервые заблистает на большой сцене, Мадонна успеет поменяться не один десяток раз. И все же именно тогда – когда эта американская девчонка заявила со сцены, что чувствует себя девственницей (Like a virgin), – в мировом шоу-бизнесе открылась новая страница. Такой Мадонну запомнят надолго. А в случае с поколением 80-х – такой ее запомнят навсегда.
Патронаж Мадонны
Песня «Like a virgin» определенно была прекрасна – но, пожалуй, еще большее впечатление на мир произвел непосредственно клип на композицию. Юная девушка, нахально танцующая в гондоле и изнывающая от возбуждения в белом платье, стала громкой сенсацией. Внезапно быть молодой, распущенно сексуальной и сильной и независимой (тогда еще это не было предметом для анекдотов) стало по-настоящему модно.
За симуляцию мастурбации во время тура Blond Ambition ее угрожали арестовать в Канаде, а Папа Римский собрал все свое влияние, чтобы не пустить белокурую бестию в Италию. Впрочем, поклонников весь этот контекст будоражил еще больше. На нее саму, на ее выходки и образы продолжали смотреть, не отводя глаз – именно так, кстати, на весь мир прославился художник Кит Харинг, «разрисовавший» розовый жакет Мадонны для выступления в программе Top of the Pops. Но ведь не он один.
В доинтернетную эпоху, когда на поиск информации уходило явно больше пяти секунд, Мадонна стала самобытным и независимым каналом, столь редким и ценным для представителей модной индустрии и бизнеса. Артистка транслировала все, что хотела сама, и напрямую к своей целевой аудитории – от того и заполучить ее одобрение было настоящим подарком для дизайнеров. Ведь все, что надевала Мадонна, автоматически становилось трендом.
Вне зависимости от доходов, популярности и ценовой политики брендов, патронаж Мадонны мгновенно поднимал их на качественно новый уровень. В этом плане невозможно не отметить взлет известности Жан-Поля Готье, представившего на подиуме бра конусообразной формы еще в 1982 году, но не получившего за него должного признания вплоть до 1990 года. Все изменилось, когда Мадонна, увлеченная моделями бюстгальтеров-«пуль» образца 50-х и движимая постоянным желанием носить нижнее белье вместо верхней одежды, надела творение Гальяно на один из своих концертов. Тот бледно-розовый глянцевый корсет всплывает в памяти до сих пор – как, впрочем, и та, кто его надел, и тот, кто его создал. Наследие, которое не исчезнет никогда.
Пример Мадонны
Бесстыжая и развязная, беспринципная и бесцеремонная, Мадонна была первой, кто протоптал дорожку для последующих поколений артисток, выходящих на сцену в провокационных нарядах и по-своему трактующих женственность и сексуальность. Эпатажная стилистика ее выступлений быстро встала в авангарде шоу-бизнеса – не только за счет костюмов. Феномен Мадонны был куда глубже, ведь, по сути, только с ее появлением на большой сцене переосмысление социальных норм, роли пола и гендера, религии, секса и политики приобрело масштаб полноценного культурного и общественного сдвига. Впоследствии в этой новой парадигме ярко засияют звезды Бритни Спирс, Кэти Перри, Майли Сайрус и Бейонсе – вероятно, за феминизм, восторжествовавший в мировом шоу-бизнесе в последние десятилетия, тоже стоит поблагодарить именно Мадонну.
Артистка, как никто другой, знает, что двигает торговлей. Правило «sex sells» Мадонна поставила себе на службу уже на своем первом выступлении на VMA (сама церемония в 1984 году тоже проводилась впервые), во время которого певица эротично спускалась с огромного свадебного торта и имитировала сексуальную агонию на сцене. Она понимала, что только шок откроет ей путь на музыкальный Олимп. Чего же она в тот момент не осознавала, так это особенностей телевидения. Так, небезызвестная Мариполь, работавшая в то время стилистом артистки, вспоминала, как «они [MTV – прим.ред.] пытались уничтожить ее в тот день… лезли ей камерой под юбку, пытаясь смутить ее». Однако провокационный стиль съемки не просто не уничтожил Мадонну. Он сделал из нее новую звезду.
Она продолжила эпатировать дальше. В 1992 году в преддверии выхода альбома «Erotica» Мадонна выпускает настольную книгу под названием «Секс», по большей части состоящую из эротических фотографий авторства Стивена Майзела. «Мне кажется, все настолько зажаты и скованны, когда речь заходит о сексе, что половая любовь автоматически перешла в разряд чего-то плохого. А ведь это не так, – признавалась Мадонна в интервью Vanity Fair. – Если люди получат стимул говорить о сексе более расслабленно, в мире усилится практика безопасных контактов. Мы сократим количество насилия, ведь люди будут увереннее говорить своим партнерам, чего они на самом деле хотят в постели. И не стыдиться этого».
Быть может, сейчас ее слова кажутся поверхностными, но в те времена, когда мейнстримовые СМИ упорно выдавали секс за нечто непристойное, это действительно звучало свежо и современно. В том числе и потому, что Мадонна не боялась открыто затрагивать вопросы однополых отношений.
Наследие Мадонны
«Она всегда была лояльна к проблемам секса и сексуальности в обществе, — комментирует политик Пол Флинн. — Мадонна всегда шла против репрессий на любой почве. В этом плане для мира она такая же великая женщина, как Лиз Тейлор или принцесса Диана для всего мира». Завоевав любовь и восхищение секс-меньшинств, артистка не только в очередной раз укрепила репутацию бунтарки, но и обеспечила себе максимально лояльную аудиторию на десятилетия вперед.
Еще одна революция Мадонны – борьба с мизогинией в обществе (читайте: «Азбука сексизма: абьюз, эйджизм и другие виды женоненавистничества»). Конечно же, феминизм проделал большой путь, однако то, сколько хейта исполнительница получает в своей адрес просто за то, что стареет, показывает нам, что феминизму еще есть, куда расти. После того, как ее образ на Met Gala 2016 года был тщательно обсмакован всеми, кто готов лицезреть «голые» платья только на 20-летних моделях, Мадонна публично выступила против эйджизма. «Спасибо, что признаете за мной способность строить карьеру на протяжении 34 лет, несмотря на вопиющие проявления женоненавистничества, сексизма, травли и насилия, – заявила Мадонна со сцены Billboard Women In Music Awards. – В нашем обществе женщинам нельзя стареть, потому что старение – это грех. Вас будут критиковать. Вас будут обливать грязью. И, конечно же, ваши треки не будут крутить по радио».
Когда артистка произносила эту речь, в глазах слушавших ее женщин блестели слезы. Едва не плакала и сама Мадонна. Это был 2016 год – задолго до того, как в США прогремит Вайнштейн-гейт, а голливудские звезды объединятся в движение Time’s Up.
Очевидно, что все, что Мадонна продекларировала в своем творчестве в 80-х и 90-х, до сих пор оказывает на современность большее влияние, чем все культурные события нового тысячелетия вместе взятые. Да, она больше не щеголяет в образе Мэрилин Монро, редко носит корсеты, почти не оголяется и не увлекается Вестерном – все эти фазы в ее творчестве давно позади. И все же, что бы она на себя ни надела – хоть даже спортивки от Vetements (хотя, пожалуй, лучше не надо), – она все равно останется легендарной исполнительницей, вошедшей в историю уже при жизни. Влиятельная феминистка и модный экспериментатор, она – прямое противопоставление всем современным поп-звездам, сфабрикованным, как под копирку. В отличие от всех них, Мадонну создали не лейблы, не контракты, не телешоу и не YouTube. Мадонну создала исключительно сама Мадонна.
«Я – свой собственный эксперимент. Я – свое собственное произведение искусства», – однажды сказала она. И действительно, будь нам 16 или 60, кто бы из нас осмелился одеваться столь нахально, мыслить – свободно и говорить – вопреки хейтерам? Только настоящая Королева. Только Королева поп-сцены.
Оригинал статьи:
Фото: Getty Images