Чтобы разобраться в том, почему так происходит, давайте рассмотрим ситуацию условной девушки-копирайтера по имени Марина. Она имеет диплом престижного университета и отличное портфолио. От ее работ в восторге не только мама, но и клиенты — они с удовольствием рекомендуют ее друзьям и знакомым. Но у Марины есть внутренний червячок сомнений в себе, который мешает ей увеличить свои доходы. «В разговоре с заказчиком не могу спокойно назвать стоимость своей работы, — признается она. — Когда дело доходит до цены, у меня появляется комок в горле, меняется голос, учащается дыхание. Я так волнуюсь, что стараюсь поскорее уйти от этой темы. Мне как будто стыдно брать деньги за то, что я делаю».
Так случается, когда мы сами не верим в свой профессионализм. Нам кажется, что мы обманываем клиента. Возникает чувство стыда и неловкости за то, что придется брать деньги за свою якобы не самую хорошую работу. Давайте разберем шесть ограничений, которые мешают нам поверить в себя.
Первое ограничение: я сама себе придумала «стопперы»
Стопперы — это то, что тормозит. Это блокирующие установки, привычки думать о себе определенным образом. Они наполняют страхом и мешают действовать. Очень важно их найти, вытащить на поверхность и начать смену мышления.
Например, Марина автоматически воспринимает себя такой: «Я пишу посредственно, у меня нет особенных талантов и умений, я не могу ни на что повлиять». Но! Это не реальность такая, это она так себя воспринимает, по привычке. И пока Марина это делает, она не чувствует себя профессионалом.
Как справиться? Попробуйте разрушить свой стоппер и вместо него сформировать активатор — то, что будет двигать вперед. Например, в голове живет стоппер «Я плохой копирайтер. Я прошла только первую ступень курса по текстам, а есть еще вторая и третья». Алгоритм:
Формулируем стоппер. У меня есть идея, что я плохой копирайтер. И это только моя идея.
Ставим стоппер под сомнение. Я действительно плохой копирайтер? Какие мои задачи позволяет мне решать моя первая ступень? Я уже пишу тексты на заказ, у меня высокие показатели конверсии, ко мне приходят заказчики по рекомендациям.
Формулируем активатор. Я — копирайтер с законченной первой ступенью и умею делать 1, 2, 3. Это опора.
Интегрируем активатор. Каждый раз ловим себя на «Я плохой копирайтер» и производим эту работу.
Второе ограничение: ощущение «Я не смогу»
Марине предстоит написать текст для крупного медицинского центра. Она думает: «Клиенты такие придирчивые, результат никому не понравится». И пока она это представляет, задача становится страшнее и сложнее. Это происходит потому что все внимание на задаче, а сама Марина — маленькая и беспомощная.
Когда мы так думаем, это влияет на нашу эффективность, и мы действительно не справляемся. Потому что фокусируемся не на том, как выполнить задачу, а на том, какая задача страшная, и какая я беспомощная.
Как справиться? Ищем то, что пугает. Этот шаг мы часто пропускаем. Чувствуем, что нам плохо, тревожимся, боимся, но не хотим об этом думать, поэтому пытаемся сбежать от своей тревоги. Это приводит еще к большей тревоге. Вместо этого спросите себя: «Чего конкретно я боюсь? Что буду делать, если текст не понравится?». И вот мы уже перешли из «боюсь-боюсь» в поле «ищу способ решить задачу».
Не ждите пока страх пройдет. Он не пройдет. Ничего не помогает так круто справиться со страхом, как принцип «Делай хоть что-нибудь». Спросите себя: «Что я могу сделать прямо сейчас? Что меня чуть-чуть продвинет к результату?».
Третье ограничение: я недостаточно хороша
Перфекционист стремится делать все на 100%, идеально. Но человек всего лишь человек, у него в сутках 24 часа, случается бессонница или упадок сил. И тогда Марина пишет текст не идеально, а так, как может. И ее перфекционист испытывает по отношению к себе стыд, разочарование и неудовлетворенность. Потому что результат всегда недостаточен.
Как справиться? Ориентируемся на идеал, но помним, что это всего лишь ориентир. Принимаем реальность: свои ресурсы, время в сутках, невозможно написать сразу десять огромных текстов. Помним, что между отрезками «все» и «ничего» есть еще куча точек. Мы разрешаем случаться провалам, потому что это живая жизнь, умеем адекватно распределить время и отказываться от задач, потому что они не приоритетны. Как результат — испытываем настоящее удовлетворение. Радуемся тому, что имеем.
Четвертое ограничение: «синдром самозванца» или состояние вечного ученика
Синдром самозванца — это неспособность присваивать себе свои достижения. Марина жутко боится, что ее вот-вот раскроют. И тогда все увидят, что на самом деле она ничего не знает, ничего не умеет, ничего не стоит. При этом другие люди могут видеть в ней экспертность, восхищаться ею. Но Марину это не убеждает (читайте также: «„Синдром самозванца»: тайный страх успешных людей и знаменитостей»).
Вечный ученик ощущает себя так: «Я еще недостаточно опытен, чтобы стать специалистом. Мне еще надо пройти две ступени копирайтинга, вот тогда я начну…» Это связано со страхом ответственности — я еще только учусь, а значит и спроса с меня меньше. Пока мы остаемся в позиции ученика, можно избегать обязательств.
Как справиться? Формируем список того, что у нас уже есть: образование, курсы, знания, опыт. Спросите себя: «Чего я уже достиг в своей деятельности? Какую пользу это принесло мне? Какую пользу это принесло другим?». И опирайтесь на этот арсенал каждый раз, когда сомневаетесь в себе.
Пятое ограничение: не умею обращаться с ответственностью
Когда сваливается новая задача — нам страшно. Когда Марина думает про текст для нового заказчика — она паникует. Это происки ответственности, которая всегда связана с тревогой. Чтобы снижать тревогу, нужно знать себя и свои активы. «Что во мне уже есть, чтобы нести эту ответственность? И что я буду делать, если текст совершенно не понравится заказчику?».
Как справиться? Берем ответственность, соразмерную ресурсам. Это интересный и сложный вопрос: «А моя ответственность/мои задачи соответствуют моим ресурсам?». Если вы отвечаете себе «да», то все в порядке. Тревоги нет. Вы спокойно делаете свое дело. А если нет?
Спросите себя: Какие у меня есть ресурсы, чтобы справиться с этой задачей?
Шестое ограничение: мне нельзя ошибиться
Марина написала текст, допустив фактическую ошибку: «Как я могла так облажаться?». Один из мощных стопперов «Если я профессионал, я не должен ошибаться. Я не должен принимать неправильные решения». А ошибки случаются. И когда вы допускаете ошибку или принимаете неверное решение, происходит обрушение себя как профессионала. Крах личности в целом (читайте также: «Чувство стыда: откуда оно берется и как с ним справиться»).
Как справиться? Меняем отношение к ошибкам. Мы приняли решение в точке А: текст готов, публикуем! Потом ситуация разворачивается: читатели заметили ошибку, написали негативные комментарии. И получается результат — точка Б: на сайте весь день провисел материал с ошибкой. И в этой точке Б мы узнали то, что мы не знали в точке А, и начинаем предъявлять себе претензии: «Как я мог ошибиться?».
Все — опыт, из которого мы делаем выводы. С каждой ошибкой мы становимся сильнее, мудрее, опытнее. Спросите себя: «Чему меня научил этот опыт?».
Самореализация — это реализация потенциала личности. Важно этот потенциал вытащить наружу и применять. Можно представить это в виде сундука со способностями, личными качествами, дисциплиной, навыками, опытом, выводами. Что в твоем сундуке? Какие способности? Таланты? Наклонности? Активы? Когда мы знаем эти опоры, мы знаем себе цену. И называем ее без стыда.
Психолог, эксперт по самооценке.
Фото: Getty Images