Как путешествовать с боссом
Вояж с начальством может оказаться испытанием. Мы спросили у экспертов, как избежать подводных камней.
Меняется ли в командировке субординация?
Отправляясь в командировку с начальником, запомните правило: «Изменение места и времени общения никак не влияет на субординацию, которую в командировке вы должны соблюдать так же строго, как в офисе», – говорит Андрей Радько, бизнес-тренер, эксперт по корпоративной культуре.
Если в самолете меня посадили рядом с начальником, можно ли мне почитать журнал?
Если вы летите с боссом, вы не обязаны всю дорогу корпеть над отчетами. Впрочем, зачитываться желтой газетой «Твой день» тоже не стоит. Оптимальный вариант – читать нейтрального содержания газету или журнал с хорошей репутацией. Главное – не сидеть совсем без дела, словно вы ожидаете, как бы начать с шефом долгожданный разговор. Вдруг он не в настроении болтать с вами весь перелет?
Если начальник начнет выпытывать офисные сплетни, что делать?
Постараться подстроиться под босса. Общение стало более доверительным, чем обычно? Что ж, будьте с начальником откровенны, но не переусердствуйте. В противном случае вам по возвращении будет трудно вернуться к обычной форме общения. Ни в коем случае не опускайтесь до панибратства. Даже если во время деловой поездки начальник всеми силами пытается стереть статусную грань между вами, держите нейтралитет. Если он все же начнет выпытывать у вас сплетни, лучше притвориться совершенно несведущей в этом вопросе. Вы же не хотите, чтобы в будущем он постоянно использовал вас в качестве доносчика?
В командировке начальник разбудил меня среди ночи и попросил спуститься и выпить с ним в баре. Имею ли я право ему отказать?
Главное отличие командировки от обычных трудовых будней в том, что боссу вы принадлежите не 8 часов в день, а все 24. Так что не возмущайтесь, будьте хорошей девочкой и делайте все, о чем вас попросят (сексуальные услуги в понятие «все» не входят).
Как распоряжаться в командировке свободным временем?
«Непростительной ошибкой будет попытка удовлетворить личные интересы в ущерб общему делу. Например, сказать, что сейчас вы собираетесь пройтись по магазинам или сходить в музей, так как ваш рабочий день закончен, – считает Андрей Радько. – Начальство этого не поймет. Ведь командировки придуманы не для того, чтобы вы имели возможность пополнять гардероб или повышать культурный уровень. С другой стороны, если босс сам говорит, что у вас есть свободное время, которым вы можете распорядиться по собственному усмотрению, грех не воспользоваться возможностью. Проявлять излишнюю подобострастность и преданность и оставаться в номере отеля на случай, если начальнику все-таки понадобится ваша срочная помощь, глупо – ему тоже хочется в магазин, причем без свидетелей».
Если начальница зовет пройтись с ней по магазинам, мой профессиональный долг – согласиться?
Андрей Радько советует: «Допустим, ваша шефиня сама предложила вместе пройтись по магазинам. Тогда предложение лучше принять. Но даже в общей примерочной, стоя в одних трусах, не сокращайте дистанцию общения и уж тем более не критикуйте ее покупки. Не старайтесь работать стилисткой с идеальным вкусом. Начальница сама спрашивает ваше мнение относительно вещи? Ответьте максимально расплывчато и вежливо. Не стоит отпускать комментарии типа: “Да, конечно же, купите эту зеленую юбку, она идеально скрывает кривизну ваших ног”. Помните, начальница – это прежде всего босс, а уж только потом женщина».
Какой в командировке дресс-код?
Приблизительно такой же, как у вас в офисе. Хотя имеет смысл заранее спросить у начальства, что и в каких условиях вы там будете делать. Если никаких особых распоряжений на этот счет нет, к обычному деловому костюму добавьте одно коктейльное платье черного цвета (этот классический вариант подходит для любого случая – как делового ужина, так и вечеринки).
Что делать в самолете
Куда садиться. «Самые удобные места эконом-класса – в начале салона и у запасного выхода, – рассказывает полетный комиссар “Аэрофлота” Сергей Кабанов. – Именно здесь самый большой “шаг” кресел (расстояние между рядами)». Если есть проблемы с вестибулярным аппаратом, стоит выбрать место в зоне крыла (у большинства самолетов в этой зоне нет иллюминатора) или рядом с крылом (меньше укачивает). Самые безопасные места – в хвосте. Если на взлете самолет «зацепится» за землю хвостом, то в случае разлома носовая часть улетит вперед, а хвост останется на земле. При катастрофе на посадке горящее топливо по инерции попадает в передние отсеки. Так что и в первом, и во втором случае шансы на выживание у пассажиров, сидящих в хвостовой части салона выше.
Что надеть. Давление в салоне самолета гораздо ниже, чем на земле. «Чем ниже давление, тем меньше уровень кислорода в крови, – говорит Ирина Архипова – кандидат медицинских наук, врач-валеолог. – Усугубить кислородное голодание (главные симптомы: головокружение, головная боль, сонливость, вялость) может синтетика, поэтому одежда и обувь для полета должны быть, во-первых, из натуральных материалов, а во-вторых, свободного кроя (чтобы не пережимать венозные протоки, которые во время полета и так будут испытывать колоссальные нагрузки)». Если вы летите в деловом костюме, выберите свободные брюки, под которые лучше всего надеть «летные» гольфы – некоторые авиакомпании выдают их прямо в салоне. Равномерно сдавливая ногу от стопы до колена, гольфы не дают жидкости скапливаться в этой части тела и снимают риск образования варикоза или опасного тромба.
Пить или не пить? Проблемы с венами – профессиональная болезнь стюардесс. Валеолог Ирина Архипова объясняет: «Низкое давление в салоне самолета способствует застою крови в венах, а сухой воздух обезвоживает организм, из-за чего кровь густеет. Десять лет назад даже ввели специальный термин – “варикоз командировочного”».
Поэтому надо, во-первых, пить в самолете достаточное количество жидкости (приблизительно 250 мл воды на каждый час в воздухе). Что пить? Минеральную воду, апельсиновый сок (для профилактики тромбоза), зеленый чай. От алкоголя, крепкого черного чая и кофе лучше отказаться – они обезвоживают. Прием гормональных препаратов (в том числе противозачаточных таблеток) лучше прекратить минимум за 12 часов до вылета – они сгущают кровь.
Как защититься от радиации. Путь самолета проходит между полярно заряженными слоями атмосферы, создающими в организме электрическое напряжение. Здоровый человек это воздействие не ощущает. Но специалисты утверждают, что четыре часа полета на высоте 10 000 м действуют на организм как облучение грудной клетки в рентген-кабинете. Если полет проходит в яркий солнечный день, уровень радиации возрастает в 20 раз. Чтобы нейтрализовать действие радиации, за неделю до перелета начните принимать витамины С и Е.
Как победить сушь. Интенсивность воздухообмена в самолете примерно в 20 раз ниже, чем на земле. И этот воздух как минимум в четыре раза суше. Поэтому декоративной косметикой во время полета лучше не пользоваться – только увлажняющими средствами. От сухости в носу помогают увлажняющие капли или спреи (типа «Аквамарис») – не путайте с теми, что вы закапываете от насморка, они, напротив, сушат слизистую оболочку носа. Тем, кто носит контактные линзы, лучше снять их и надеть очки.
Летать ли в положении. Многие авиакомпании не берут на борт женщин после 36-й недели беременности. Врач-валеолог Ирина Архипова предупреждает: «Характерная для беременности отечность ног в самолете может усилиться из-за длительного пребывания в неудобной позе и недостатка движения. Низкая концентрация кислорода может усилить симптомы токсикоза, а перепады давления – спровоцировать выкидыш». В общем, решайте сами.
Куда переводить часы. Частые авиаперелеты могут стать причиной «десинхроноза» – сбоя естественных биологических часов. «Как правило, организму нужно не меньше трех дней, чтобы приспособиться к местному времени, – говорит доктор психологических наук Александр Сударев. – Есть версия, что организму приятнее двигаться на запад, когда он выигрывает дополнительное время».
Кофе помогает проснуться, но кофеину нужно полчаса для усвоения, после чего его действие продолжается часа четыре. Александр Сударев советует: «Если вы летите в командировку в Европу менее чем на шесть дней, имеет смысл не подстраиваться под местное время, а стараться есть и спать в соответствии с временем дома».
Что есть. Одно из проявлений десинхроноза – нарушение работы кишечника. В поездках, особенно связанных со сменой часовых поясов, он сбивается с графика. Обезвоживание организма во время полета, стресс, вынужденная малая подвижность способствуют снижению тонуса кишечника. Те, кто часто путешествует, знает волшебное средство «Хилак-форте» – 20 капель перед сном, и наутро кишечник в любом часовом поясе работает как дома.
Компания платит
Собирайте чеки – и учитесь сдавать их в бухгалтерию в обмен на деньги.
Оплатят: Выпивку в баре гостиницы с представителем принимающей стороны.
Не оплатят: Шампанское на завтрак.
Оплатят: Room-service (обед, ужин).
Не оплатят: Room-service в гостинице в Сочи, где он состоит из портье, который ничего не принес, зато отказывается уходить.
Оплатят: Журналы по специальности.
Не оплатят: Юбки, платья, туфли, еще туфли... и еще одни итальянские туфли.
Оплатят: Телефонные разговоры с коллегами (нужно будет предоставить детализированный счет).
Не оплатят: Звонки мужу с целью узнать, чем он в данный момент занят.
Плюсы и минусы командировок
Плюс Есть шанс пообщаться с начальством напрямую и в неформальной обстановке.
Минус Начальник на третьей рюмке Louis XIII решает посвятить вас в пикантные подробности романа с секретаршей.
Плюс Вы давно мечтали о завтраке в постель.
Минус Room-service в гостинице в Новосибирске включает только местных красавиц, недорого.
Плюс Вы наконец-то выгуляете новый костюм Armani в тонкую полоску.
Минус В отеле нет утюга.
Плюс Есть возможность познакомиться с коллегами из других отделов.
Минус Вас поселили с некоей Жанной из отдела продаж, которая предпочитает спать в костюме Евы.
Плюс Благодаря частым полетам (которые оплачивает компания) на вашей личной бонусной карте авиакомпании накопилось много бонусных миль.
Минус От частых перелетов у вас сбился менструальный цикл.
Отчего люди не летают как птицы
Чаще всего в командировки летают сотрудники предприятий тяжелой промышленности (78%)*, телекоммуникационных компаний (64%) и компаний, занимающихся строительством, транспортом и связью (60%).
Самолетами «Аэрофлота» летает 62%, Lufthansa – 23%, «Трансаэро» – 20%, KLM – 13%, British Airways – 8%, Delta – 7%, «Внуковские авиалинии» – 6%, Air France – 4%.
* по данным GfK Market Research Russia
Интернет летает
www.airtroductions.com – на этом сайте можно выбрать соседа по креслу на предстоящий перелет. Нужно всего лишь сообщить пару слов о себе и о том, куда вы летите. Сайт поддерживает прямые рейсы и рейсы с пересадками, без ограничения даты и количества перелетов, а затем производит автоматический поиск путешественников с одинаковыми интересами.
www.sakvoyage.com – информация об аэропортах, затратах, которые ожидают в разных странах, выборе транспорта и прочих нюансах из жизни командировочных.
Жены нет дома
Юлия Кудрявцева, 32 года. Директор раздела «Красота и здоровье» журнала «Мари Клер», летает в командировку раз в неделю.
Одна из проблем, с которой я столкнулась из-за частых перелетов, – отечность. Поэтому перед полетом я принимаю таблетку растворимого аспирина с витамином С. Он немного разжижает кровь, поэтому отеки не такие сильные. Но нельзя принимать его на пустой желудок – он раздражает слизистую. В самолете я выпиваю до трех литров воды с лимоном. Перед тем как ехать в аэропорт, я принимаю контрастный душ, делаю сильную увлажняющую маску, наношу на ноги охлаждающий гель и, если позволяет время, минут 10–15 лежу, подняв ноги вверх. Когда прилетаю, делаю еще одну маску – лифтинг. Если лететь долго, я беру с собой в салон маски-пластыри для век – наклеиваю их под глаза во время перелета, а сверху надеваю шелковые очки для сна. Для глаз использую какие-нибудь успокаивающие капли, а для рук – крем. Семья относится к моим бесконечным командировкам с пониманием. Муж немного ругается, но я ему говорю, что не буду ложиться на порог, когда ему самому надо будет в командировку. В таком ритме я работаю уже более пяти лет, они с дочерью успели привыкнуть к тому, что большую часть времени я не в Москве. Зато, когда нам удается собраться вместе, мы очень здорово проводим время.
Итальянский для начинающих
Яна Никитина, 25 лет, в недавнем прошлом ассистент гендиректора инвестиционной компании.
Раньше мне часто приходилось летать с боссом. Перелеты долгие. Когда летела первый раз, не знала, что делать в самолете. Понятно, что спать в кресле рядом с начальником не очень удобно. Хуже всего, что босс всю дорогу проверял разные деловые бумаги, договоры и т.д., так что достать журнал или детектив и погрузиться в чтение тоже было неловко. Работать же мне не хотелось. Тогда я купила пару аудиокниг-самоучителей и стала тратить полетные часы на изучение иностранного языка страны, в которую мы летели.
Секс-трип
Майя Овечкина, 33 года, консультант в иностранной компании.
Командировка для меня всегда не только работа, но и маленькое приключение. Романы у меня чаще всего случаются в бизнес-трипах. Наша компания несколько раз в год устраивает корпоративные выезды, куда съезжаются сотрудники со всего мира. После конференций каждый вечер обычно бывают угарные вечеринки с танцами, и ты на время выпадаешь из реальности. Это как курортный роман. По возвращении я никогда ни о чем не жалею.
Медитация в небе
Гиляна Уланова, 25 лет, журналист, летает несколько раз в месяц.
Во время полета я пью, но ничего не ем. Неплохо работает гомеопатия – специальные пастилки для самолета можно купить в аптеке. Мне подходят гомеопатические капсулы Easy Flight – они нормализуют давление, помогают адаптироваться к смене поясов. Каждые полчаса полета я делаю легкий массаж мечевидного отростка грудины (это прямо над солнечным сплетением). Буквально пять-шесть несильных нажатий. Именно так буддийские монахи добивались гармонизации работы всех внутренних органов во время медитации.