Как «продать» любую идею: 9 способов убедить начальника в ее гениальности

Карьерный консультант и основатель Школы карьерного менеджмента Айгюн Курбанова поделилась советами, как сделать так, чтобы начальник прислушался к вашим предложениям.

Как продать любую идею и заработать на ней: топ-9 техник

Почему руководитель может не прислушиваться к вашим советам?

  • Он знает что-то, чего не знаете вы и понимает, что эта идея не сработает. Например, компания уже раньше делала так и поняла, что это неэффективно или в компании нет условий (ресурсов) для реализации этих изменений;

  • Руководитель ригидный (консервативный) и тяжело воспринимает новые идеи и предложения;

  • Руководитель боится не самой вашей идеи, а конкуренции на свое место и боится, что реализация вашего проекта даст вам дополнительные очки в глазах собственника или генерального директора (читайте также: «Тест: ответьте на 7 вопросов и узнайте, как к вам относится начальник на самом деле»).

Как поступить?

Смириться, что ничего не изменить и работать в плохо структурированных бизнес-процессах? Уволиться из такой компании, где ваши идеи не принимают? Или раз за разом упорно предлагать инновации, не боясь, что это раздражает вашего руководителя?

Мир стремительно меняется, и процессы и профессии тоже. Врач сейчас и 10-20 лет назад, это две разные профессии — очень много новых протоколов, технических устройств, которые используются в работе. Или, например, рекрутер — раньше он звонил кандидатам по объявлению, а сейчас должен уметь пользоваться воронкой подбора, уметь работать в первой пятерке самых популярных ATS (специальная программа, где ведется учет всех соискателей) и уметь использовать инструменты digital-маркетинга в своей работе (и простой лендинг на тильде тоже своими руками собрать тоже должен уметь).

Если вы не будете использовать и внедрять в своей работе новые техники, фишки вашей профессии, то ваш опыт очень быстро устареет и поиск следующей работы усложнится.

Если вы хотите быть востребованным на рынке специалистом, самое важное быть гибким и восприимчивым к нововведениям и уметь их интегрировать в свой опыт, чтобы ваши компетенции были самыми передовыми на рынке (например, с помощью промтов ускорять свою работу).

Еще одна причина, почему нужны инновации — если компания не будет меняться, она точно так же устареет на рынке. Если вы не будете улучшать сервис для ваших клиентов, не снижать себестоимость вашей продукции, то на рынке найдутся такие компании, которые это сделают вместо вас и заберут ваших клиентов. Поэтому остановка в развитии равно не только смерть как вашей карьеры, так и в целом компании.

Как убедить начальника прислушаться к вашим предложениям?

Как «продать» любую идею: 9 способов убедить начальника в ее гениальности

Даже если ваш руководитель консерватор и боится изменений, все равно можно подобрать нужные слова, аргументы и ту скорость изменений, которая была бы ему комфортна.

  • Приходите с полностью проработанным предложением. А не с сырой идеей. Узнайте, был ли в компании опыт, аналогичный тому, что вы предлагаете, и чем это завершилось для компании. Пропишите свои идеи, лучше сделать короткую (на 5-7 слайдов) презентацию с вашими идеями и просчитанными (желательно финансовыми) результатами внедрения. Если был неудачный опыт внедрения — в вашей презентации должна быть информация, что надо сделать по-другому, чтобы в этот раз проект «взлетел».

  • Назначьте подходящее время для встречи. Не пытайтесь скороговоркой предложить идею в конце другой встречи или между делом — и вы и ваш начальник должны собраться именно на встречу по обсуждению этого проекта. Это даст вам время и возможности «продать» шефу идею проекта и отработать возражения, а также заранее помочь ему смириться с идеей, что изменения неизбежны.

  • Подумайте, что может мотивировать вашего шефа согласовать ваш проект. Будет ли у него возможность выполнять свои KPI? Повысят ли его в должности? Будет ли он более влиятельным или наоборот он видит одни риски для своей карьеры от внедрения этого сложного проекта? Готовьте аргументы. Начальник должен видеть выгоды лично для своей карьеры, а если это собственник — то выгоды для бизнеса (чистая прибыль, доля рынка, увеличение выручки, уменьшение текучки).

  • В случае отказа, узнайте, что не так. И заранее обговорите срок, через какое время можно вернуться к этому обсуждению. Покажите вашу решительность и страстное желание делать даже больше, чем надо, чтобы проект получился.

  • Заранее проработайте запасной вариант. Если есть объективные препятствия, отсутствие ресурсов (например, нет бюджета) — подумайте, есть ли другой, безбюджетный способ решить эту задачу? Может среди сотрудников найдутся энтузиасты готовые это реализовать, а может внутри есть нужная экспертиза и ее не надо покупать на рынке.

Как «продать» любую идею: 9 способов убедить начальника в ее гениальности
  • Проработайте разные сценарии диалога. До встречи продумайте все возможные возражения вашего руководителя (исходя из вашего опыта взаимодействия с ним и опыта внедрения инноваций вашими коллегами). Готовьте ответы на его будущие возражения, и лучше, если ваша презентация закроет бо́льшую часть этих возражений.

  • Предложите начальнику поэтапный план внедрения. И что, если проект пойдет не туда, вы сможете минимальными усилиями его купировать и вернуться к исходным процессам. Минимизируйте риски, продавайте руководителю эту минимизацию рисков.

  • Будьте упорными и последовательными. И при этом человеком, который не просто фонтанирует своими идеями, а готов их реализовать и нести ответственность за свои предложения.

Айгюн Курбанова

Карьерный консультант и основатель Школы карьерного менеджмента.

Сайт

Фото: Shutterstock