Уже думаете о предновогодней суете, а вместе с этим мечтаете о премии? А вы уверены, что вы сделали все для того, чтобы получить долгожданное вознаграждение? Ведь не факт, что начальство оценило ваши старания на благо компании, хоть вы и очень старались. Как разговаривать с руководством о дополнительных выплатах, рассказала Ирина Берг — карьерный консультант, психолог, Senior HR-бизнес-партнер в международной компании.
«Вообще я работаю за идею, но два раза в месяц я работаю за деньги», — шутит одна моя клиентка, топ-менеджер в крупной IT-компании. Но согласитесь, когда помимо зарплаты в компании действует бонусная система, это стимулирует и вдохновляет. Правда, не всегда — что нужно сделать, чтобы получить премию? Как ее не лишиться, не потерять? Пока не все профессионалы способны открыто, прямо и ясно обсуждать денежные вопросы. Причем по моим наблюдениям, девушкам тут сложнее, чем представителям мужского пола. Кто-то не хочет показаться «меркантильной акулой», кто-то привычно ждет, что «начальнику видней», кому-то неуверенность в себе и низкая самооценка мешают открыто обсуждать свои ожидания и договариваться про лучшие условия. Но прежде чем переходить к теме обсуждения премии и фиксации договоренностей, разберемся, какие виды премий бывают.
Как правило, бонусные выплаты в компании бывают двух видов:
– Премии, которые предусмотрены системой оплаты труда на основании конкретных показателей и условий премирования, разработанных в компании. Такие премии — часть материальной мотивации сотрудников. Они выплачиваются с определенной периодичностью (ежемесячная, квартальная, годовая) и обычно устанавливаются в определенном размере (например, процент от заработной платы). К таким можно отнести премии за выполнение плана продаж, выполнение проекта, годовой бонус за достижение поставленных целей.
– Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда. Они выплачиваются сотруднику за определенные достижения, многолетнюю добросовестную работу, выполнение срочного и важного задания или к знаменательным событиям (например, профессиональный праздник, день рождения компании).
Хотите разобраться с тем, какие виды премиальных выплат предполагаются у вас в компании? Вам в помощь ваш трудовой договор, Положение об оплате труда или Политика по выплатам и компенсациям (документы можно запросить на ознакомление в HR-службе).
Во многих компаниях существует процесс регулярной постановки целей (goal setting) и оценки деятельности сотрудника (performance review). В этом случае получение бонуса — это награда за выполнение и перевыполнение целей, а каждый этап хорошо описан и задокументирован. Если в вашей компании пока такой системы нет, то важно на этапе обсуждения новой задачи или проекта задать вопрос о финансовом вознаграждении (читайте также: Только раздражение: 6 «безобидных» привычек, из-за которых вы выгораете на работе — вы с ними точно сталкивались).
Например, одна из моих клиенток, Татьяна, менеджер по бизнес-процессам в финтех компании, однажды неожиданно получила задачу возглавить рабочую группу по внутреннему аудиту. Компания готовилась к сертификации, когда внутренний аудитор ушел на больничный с последующим увольнением. Татьяна не растерялась: она сначала детально прояснила список задач, взяла тайм-аут, а затем вернулась с вопросом о том, как именно будет оплачена эта дополнительная работа. «По вытянувшемуся лицу операционного директора я поняла, что он вообще про это не думал, рассчитывал, видимо, накинуть мне задач и все. Но другого кандидата на этот проект у него не было, и мы стали обсуждать конкретные цифры. Вероятно, еще пару лет назад я бы просто взялась, „ради опыта“. Сейчас я больше ценю себя и свое время и предпочитаю такие вещи обсуждать на берегу».
Как обсуждать получение денежных бонусов?
Процесс получения премии можно разделить на несколько важных этапов:
Обсуждение показателей, на основании которых будет формироваться бонус.
Обсуждение размера бонуса и фиксация договоренностей.
Выполнение объема работы, необходимого для получения премии.
Выплата бонуса.
Если какой-то этап из этого процесса выпадает, возникают трудности. Еще один пример:
Елена, заместитель финансового директора, узнала о том, что ее руководитель уходит в декрет, и руководство компании предлагает ей стать исполняющим обязанности. «Я подумала, что это отличная возможность для меня — новые задачи, новый статус, возможность себя попробовать в роли лидера функции. Про деньги я как-то постеснялась спросить. В результате эти полгода прошли как в аду. Я совмещала две должности — свою и роль руководителя, работала по 12-16 часов в день, даже в выходные сидела за отчетами и планами. Даже угодила в больницу с сильнейшим гриппом от перенапряжения. И… Моя руководительница вышла из отпуска, а я получила устное „спасибо“. Зарплату, кстати, мне пока так и не пересмотрели, хотя я уверена, что заслужила повышение. Мне сказали, что у компании сейчас трудные времена, нужно подождать. Я ужасно разочарована».
Итак, разговор о премии состоялся, что дальше? Хорошо бы зафиксировать договоренности: если опять же для вашей компании это не обычная практика (например, у вас в трудовом договоре премии не прописаны и отдельного документа про это нет), можно фиксировать договоренности в корпоративной почте. Если что-то пойдет не так (а может быть все, что угодно — от вашего несогласия с оценкой выполненного объема работы до внезапного увольнения руководителя), у вас будет основание для того, чтобы получить свои деньги (читайте также: Красная зона: 5 вещей, которые не стоит обсуждать с начальником).
Довольно часто ко мне обращаются клиенты, которые ведут диалог об увольнении с работодателем. Возникает вопрос: если увольнение произойдет через условные две недели, а бонус выплатят через месяц, получу ли я его? Исходя из своей практики могу сказать, что лучше такие моменты зафиксировать в соглашении сторон. Это для вас бонус — оплата за конкретную работу, для вашего работодателя любая премия — это стимул для сотрудников работать лучше в будущем. Зачем стимулировать кого-то, кто покидает компанию? Кроме этого, часто в нормативных актах компании можно встретить формулировку о ситуациях отказа в выплате компенсации.
Когда могут отказать в выплате премии?
Если есть примечание в трудовом договоре об ограничениях начисления поощрений уволенному сотруднику (премия за трудовые показатели выплачивается только тем, кто на момент выплаты премии (издания приказа) состоит в трудовых отношениях с организацией, и не выплачивается уволенным).
В трудовом договоре или в локальном нормативном акте установлено, что выплата премии — право работодателя и уволившимся она не положена.
Есть документально зафиксированные дисциплинарные взыскания, штрафы, нарушения трудовой дисциплины трудящимся за время работы, которые относятся к начислению компенсации;
Не выполнен объем работ, согласно которому причитаются премиальные.
Тина (руководитель из крупной фармкомпании), весной приняла решение сменить место работы, но ее останавливало одно неприятное обязательство: по правилам компании ей пришлось бы вернуть часть годового бонуса (довольно внушительного), если она уходит, не отработав до декабря. Тина подготовилась к переговорам: со своей стороны она готова отработать один месяц и поддерживать нового сотрудника после завершения работы в режиме консультаций. А за это компания снимает претензии по частичному возврату бонуса. Переговоры прошли успешно, все условия были зафиксированы в дополнительном соглашении.
Другая девушка, Софья, положилась на отношения с начальником и пожалела. Софью позвали на проект по продаже компании, проект уже подходил к концу, когда замаячило очень привлекательное предложение о новой работе. Встал выбор: ждать завершения проекта и бонус (и только потом искать работу) или уходить в новую компанию? Софья позвонила руководителю (он как раз был в отпуске), обсудила ситуацию: все ключевые этапы были пройдены, по сути она уже выполнила все поставленные задачи. «Конечно, надо выходить на новое место. Мы же свои люди, вот вернусь и решим вопрос с твоими деньгами», — уверял босс. Но потом начальник почему-то перестал отвечать на звонки и заблокировал Софью в мессенджерах. Теперь она шутит, что это был очень дорогой урок — все надо записывать и не верить на слово даже тем, с кем работаешь не первый год.
4 способа увеличить свои шансы получить премию
Не торопитесь брать новую задачу или проект в работу. Задайте себе вопрос: «А это сейчас входит в мои должностные обязанности? Как это повлияет на мою основную работу?». Если новая деятельность требует значительных затрат в виде времени, сил — это повод обсудить размер вознаграждения (читайте также: Вам не доплачивают: как узнать, какая зарплата должна у вас быть на самом деле?).
Фиксируйте договоренности: для этого подходят листы постановки целей, индивидуальные планы развития (если они предусмотрены в вашей компании) или корпоративная почта.
Следите за тем, что вы и ваш руководитель одинаково оцениваете результаты работы — это тоже лучше прописать в виде конкретных показателей (объем продаж, результаты проекта, количество нанятых сотрудников).
Если есть трудности с обсуждением таких вопросов, обращайтесь к психологам и карьерным консультантам. Частая причина — низкая самооценка, синдром самозванца, неуверенность в себе. Если оставить этот вопрос без решения, то вы получите гораздо меньше за свою работу, чем могли бы. Все это недополученный уровень комфорта для вас и вашей семьи, не такой качественный отдых, как хотелось бы и еще много других упущенных возможностей.
Карьерный консультант, психолог, Senior HR-бизнес-партнер в международной компании
Личный сайтФото: Shutterstock