Исполнительный директор Synergy Management System Александр Рагиня рассказывает о том, почему важно избегать рутины в бизнесе, как заниматься стратегическим планированием и ради чего предприниматели готовы оторваться от ежедневных дел и уехать на четыре дня в Марокко.
За инсайтами в Касабланку
Современные подходы нужно внедрять не только в бизнес-процессы, но и в деловое общение. Сейчас уже совсем не актуально каждый квартал созывать стратегические сессии, приглашать туда по 500 человек и платить за все это огромные деньги. Такой формат – это все равно, что вариться в собственном соку, а для того, чтобы бизнес развивался ему просто необходимы новые идеи. Выездные деловые сессии как раз позволяют уйти от обыденности и посмотреть на свой бизнес свежим взглядом.
Когда люди располагают достаточными ресурсами и могут себе позволить провести четыре дня в Касабланке, у моря, в шикарных условиях для того, чтобы не просто отдохнуть, но еще и погрузиться в бизнес-обучение, почему бы и нет.
Один мой клиент, который участвует практически во всех выездных мероприятиях, говорит, что такой формат делового обучения дает ему массу идей. После каждого кэмпа, он возвращается в Россию и на протяжении двух недель собирает планерки. Они садятся узким кругом людей, которые на высшем уровне отвечают за реализацию поставленных целей, и запускают проекты-развития. И так раз в полгода. То есть практически весь его бизнес строится на тех инсайтах, которые он привозит с этих сессий.
Кто планирует – тот преуспевает
Моя практика показывает, что девять компаний из десяти не имеют никакой стратегии вообще. Приблизительное представление о том, куда все движется, есть только у собственника – и то не в полной мере. А команда, как правило, вообще не понимает, к чему все идет – соответственно, не вкладывается осознанно в развитие компании.
Планированием надо заниматься постоянно, потому что если сегодня компания не имеет четкого стратегического вектора, то завтра она рискует остаться без бизнеса.
Так случилось с пейджинговыми компаниями, которых сейчас просто нет, потому что они вовремя не среагировали на возникновение мобильной связи. Тоже самое произошло с таксопарками – после появления Uber они просто исчезли. Сейчас рынок находится в периоде активного развития и внедрения современных технологий. И если не учитывать это при разработке стратегии, то ваш бизнес очень быстро займет позиции аутсайдера. Позитивный пример в этом плане – проект ЛитРес издательства «Эксмо». Они просто вовремя смогли понять, в каком направлении будет развиваться книжный рынок и создали самую крупную в России базу электронных книг. Благодаря умению выстраивать бизнес-стратегию и вовремя реагировать на ситуацию, компания сейчас занимает лидирующие позиции на рынке и имеет миллиардные обороты.
Чек-лист по стратегическому планированию
Есть пять ключевых моментов, на которые стоит опираться при стратегическом планировании.
- Проанализируйте вашу отрасль;
- Спрогнозируйте развитие отрасли по трем основным направлениям: а) анализ ситуации по смежным отраслям; б) изучение международного опыта; в) поиск прорывных инноваций в вашей области;
- Определите свое место в будущем;
- Сформулируйте, на основе полученных данных, стратегические цели на 3-5 лет;
- Создайте под них финансовую модель.
Энергия и драйв вашего бизнеса
Но даже имея представление о ключевых векторах стратегического планирования, собственник не всегда может произвести этот анализ самостоятельно. Потому что за этими пятью пунктами стоит очень серьезная работа, требующая детального изучения бизнес-процессов и колоссального опыта.
В Марокко, на берегу океана, соберутся ведущие игроки консалтингового рынка и искренне, без всякого снобизма будут консультировать по вопросам развития. Для собственников это уникальная возможность быстро и эффективно решить те задачи, которые они перед собой ставят. Также большую роль здесь играет сама обстановка – общение и возможность обмена опытом с пассионариями, которые двигают наш мир вперед, позволяет почерпнуть энергию и зарядиться новыми идеями.
К тому же стратегия – это еще не все, что нужно для успешного развития бизнеса! Если у руководителя недостаточно энергии, для того, чтобы вдохновить и замотивировать сотрудников, – ничего не получится.
Драйв собственника – важнее любого стратегического планирования.
Когда у него горят глаза и он способен зарядить свою команду – бизнес будет развиваться. Если драйва в глазах нет, это очень большая проблема, которая зачастую ведет к гибели компании.
Эксперт:
исполнительный директор Synergy Management System, эксперт в области стратегического консалтинга и продаж.
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images