Кто из представителей офисного планктона не мечтает стать «акулой топового звена»? Но не у всех это получается. Бывает, что у работника и опыт большой, и знания с навыками отличные, а он годами сидит на одном месте, а его активный, общительный коллега всего год как устроился, и уже повышение получил, вот-вот переберется в отдельный кабинет. Просто везение? Нет, скорее умение найти общий язык со всеми, заявить о своих талантах и создать ощущение своей незаменимости. Клинический психолог Дарья Милай рассказывает, как освоить подобный талант, чтобы продвижение по службе стало осуществленной мечтой.
1. Честность — превыше всего
Работодатели хотят получать точную своевременную информацию не только о бизнес-процессах, но и о своих сотрудниках. Если вы совершили ошибку, где-то сомневаетесь, или в чем-то не уверенны, умейте признавать это и учитесь не делать этого снова. В вопросах честности важны даже такие смешные моменты, как кража канцелярии из офиса или ранний уход с работы, если никто не смотрит. Всегда ведите себя так, как будто бы за вами кто-то наблюдает, это очень важный момент (читайте также: Тест: умеете ли вы врать на работе?).
2. Развивайте самодисциплину
Соблюдение трудовой этики всегда идет на пользу карьерному росту. Выполняйте свои поставленные цели и сроки, и работайте в меру своих возможностей, и даже может быть чуточку больше. Если вы надеетесь когда-нибудь стать боссом, вам, разумеется, нужно развивать самодисциплину. Без умения управлять собой невозможно управлять другими. Приходите на работу вовремя, не поддавайтесь искушению пропускать те скучные встречи, которые не имеют к вам никакого отношения.
3. Учиться нужно всегда
Чтобы плодотворно трудиться в компании долгие годы, увеличивая свой статус и заработную плату, нужно постоянно самосовершенствоваться и улучшать свои навыки. Мир бизнеса очень изменчив, а вы должны и через 5-10 лет быть компетентны в своей сфере.
Люди, которые заинтересованы в собственном обучении и желающие передать знания другим, становятся бесценными. Не бойтесь учиться у руководства. Если ваш работодатель вас чему-то учит, условно, даже оплачивает вам какие-то курсы, о чем вы его попросили, вы сразу повышаете свою ценность в его глазах. Между вами возникает психологическая связь, на которой построены многие отношения, дружба, семья и так далее.
4. Не забывайте про человечность
Работодателям и менеджерам нравится, когда с ними работают люди, которые легко ладят и с ними, и с коллективом, которые помимо эффективности создают благоприятную атмосферу на работе. Нужно оставаться человеком даже в самые напряженные моменты, когда не хватает времени, сроки горят или что-то не получается. Если вы сумеете найти гармонию с людьми, с которыми вы работаете, и будете беспокоиться не только о своем состоянии, но и состоянии окружающих, вы станете всеобщим любимцем (читайте также: Как наладить отношения на работе, если вы интроверт).
5. Не бойтесь демонстрировать свой героизм
Если в работе вы сможете сэкономить для компании деньги, ресурсы и время, будете решать задачу не в 10 шагов, а в 3, то это поможет вам зарекомендовать себя. Не бойтесь это показывать, это ваш плюс, не бойтесь это демонстрировать, страна должна знать своих героев!
6. Будьте верным своей компании и на работе, и за ее пределами
Работодатели не хотят иметь дело с людьми, которые требуют особого подхода, которым нельзя доверять, которым нельзя дать возможность представлять компанию публично. Ваша лояльность должна проявляться во всем: и в отношении к делу, которым вы занимаетесь, и в том, что вы сообщаете о компании за ее пределами (в том числе, и в социальных сетях). Ваш образ в социальных сетях должен соответствовать ценностям вашей организации.
7. Не бойтесь сближаться с руководством
Ваше умение общаться с начальством и сотрудниками говорит лишь о том, что у вас хорошо налажена коммуникация. Абсолютно нет ничего плохого, если вы будете ближе к начальству, чем к менеджерам или к тем, с кем вы работаете. Не стоит забивать себе голову мыслями: «А если меня начнут считать подлизой, будут думать, что я хочу выслужиться».
Нет ничего плохого в том, что вам больше интересно общение с топ-менеджерами, если вы хотите перенять их опыт, научиться чему-то для себя, если вы чувствуете, что вам нужно повышение. Если вы благодаря своим коммуникационным умениям получите повышение, это будет, наверняка, вполне заслуженно.
8. Решайте мелкие проблемы и большие конфликты открыто
У каждого человека свой стиль работы, свой темп работы и стиль реагирования на конкретную ситуацию. Разумеется, проблемы неизбежны, когда люди работают вместе, особенно в условиях, когда работа становится, по сути, вторым домом, где ты проводишь почти все свое время. Проблемы должны решаться в открытой форме (практически все, если только это не касается каких-то интимных вещей).
Никогда не обсуждайте проблемы отдельно с людьми, так как другой человек может чувствовать, что им пренебрегают или от него что-то скрывают. Лучше все это делать на каком-нибудь собрании. Если вы делаете какие-то официальные заявления, это должно быть по электронной почте, и конечно же, вы должны вставить в копию всех участников, для того чтобы система вашего общения была прозрачна и понятна. Это вас будет характеризовать как надежного и открытого человека. Разумеется, прозрачность должна поддерживаться на всех уровнях, чтобы не было путаницы, чтобы не было сплетен, чтобы не было вымогательства.
9. Поддерживайте тех, кто прав, а не тех, с кем вы лучше дружите
Будьте прямолинейны, научитесь выражать свои взгляды и мысли убедительным образом. Если вы видите, что конкретный человек не прав, не бойтесь сказать об этом, поддерживайте людей только тогда, когда они правы, а не потому, что они ваши друзья (читайте также: «Бизнес и дружба: сможете ли вы работать с лучшей подругой»).
10. Опасайтесь случайных любовных связей на работе
Несерьезный служебный роман может играть против вас. Подобные вещи за собой тянут неприятный шлейф, который может остаться с вами навсегда и прыгать из компании в компанию (читайте также: 10 правил безопасного служебного романа). Зачем вам это нужно?
11. Важные вещи сообщайте при полной тишине
Никогда не произносите какую-либо важную речь или презентацию в шумном месте, потому что это может привести к недоразумениям. Кто-то не поймет, что-то не услышит, и все это «поедет не по тем рельсам, по которым нужно». Будьте внимательны к моментам, когда вам нужно донести важную информацию, которую кто-то должен воспринять, чтобы потом действовать и работать определенным образом. Выработайте привычку использовать планировщики, чтобы не забывать важные даты и задачи.
12. Проявляйте инициативу в решении личных конфликтов
Не критикуйте и не высмеивайте своих коллег. Это может вести к конфликтам или непониманию и создавать нездоровую атмосферу в коллективе. Если вдруг конфликт случился, не ожидайте, что другой человек сам придет к вам и обсудит то, что произошло.
Скорее всего, человек закроется, поэтому берите инициативу в свои руки и идите первым на контакт. Научитесь говорить о том, что произошло. Никогда не обвиняйте своих коллег, постарайтесь понять, где были виноваты вы, и скажите об этом, так вы сможете построить конструктивный разговор.
13. Оставляйте личные проблемы за пределом офиса
Старайтесь не приносить свои проблемы на работу, потому что это, во-первых, мешает сосредоточиться на задачах, а во-вторых, это никому еще не делало добра.
14. Слушайте правильно
Слушание может показаться очень простым навыком. Казалось бы, что здесь такого? Сиди, слушай, молчи, да кивай головой. На самом деле, это очень мощный инструмент, который все больше и больше ценится среди бизнес-лидеров и предпринимателей.
Активное слушание на 100% обогатит ваши отношения на рабочем месте, повысит вашу производительность и производительность группы. Если вы понимаете что, например, в случае конфликта ситуация накалена до предела и негатива не избежать — переведите это недоразумение в позитивное русло с помощью активного слушания. Выслушайте вашего оппонента, как говорится, прямо «всеми фибрами своей души».
Активное слушание — ключ к получению максимальной отдачи от разговора. Оно имеет множество личных и межличностных преимуществ. По статистике человек обычно слушает другого с эффективностью всего лишь около 25%, то есть 75% полученной информации просто «улетает в трубу». Чтобы слушать активно, нужно максимально сосредоточиться на том, что говорит ваш оппонент, а не на том, что буквально означают его слова. То есть, нужно стараться понимать смысл произнесенных слов, улавливать посыл от человека. Это переводит отношения на более глубокий уровень.
15. Не додумывайте за людей
Когда вы ведете с кем-то разговор, тем более важный, деловой, дайте человеку выговориться, дайте ему закончить мысль, не перебивайте. Не поддавайтесь желанию придумать, что бы сказал дальше этот человек, не додумывайте за людей.
Требуется время, чтобы понять смысл того, что стоит за словами человека. Но это того стоит. Когда в фирме складывается позитивная среда, где на любом уровне ценится слушание, то производительность увеличивается в несколько раз. Для людей очень важно иметь возможность выразить свое мнение и знать, что оно будет услышано.
16. Улавливайте невербальные сигналы
Обязательно следите за языком тела, за движением глаз, за движением рук и изменением тона голоса. Так вы поймете, какие именно чувства одолевают вашего собеседника. Такая чуткость — опять-таки проявление активного слушания, которое для вас имеет множество личных преимуществ: оно уменьшает стресс, вы на время отпускаете свои личные проблемы и заботы. Позвольте себе полностью погрузиться в то, что говорит другой. Это создаст доверительные отношения (читайте также: «Язык тела и ваш успех: 7 простых хаков от агента ФБР, которые может освоить каждый»).
17. Не отвлекайтесь во время разговора
Поддерживайте с собеседником хороший зрительный контакт. Так сказать, разговаривайте «глаза в глаза». Избегайте каких-либо занятий во время беседы, не отвлекайтесь от собеседника, задавайте вопросы, которые требуют более полных ответов.
18. Избавьтесь от слов-паразитов, но не от пауз в речи
Теперь обсудим, как правильно излагать свои мысли. Основной момент — избегать всяких «а», «о», «ы» и слов-паразитов. Постарайтесь избавиться от всего этого, чтобы звучать более убедительно и казаться уверенным. Отслеживайте эти моменты и не бойтесь того, что ваша речь может звучать очень медленно. На самом деле, когда человек говорит размеренно, его собеседник лучше воспринимает информацию. Не бойтесь пауз и не бойтесь неловкостей, дайте себе время на обдумывание следующей фразы.
19. Умейте заводить разговоры ни о чем
Искусство разговоров ни о чем или «small talk» — это отличный навык, чтобы свободно и без стеснения уметь завести беседу с любым человеком. Чтобы избежать неловкого молчания с людьми и установить контакт, можно использовать, так скажем, беспроигрышный план — завести разговор про семью, род занятий, отдых, мечты. Эти темы помогут придумать тему для обсуждения. Это нейтральная, светская беседа поможет вашему собеседнику расслабиться, что даст вам возможность найти с ним общий язык.
20. Шпаргалки помогают
Если вам предстоит изъяснить свои мысли работодателю, коллегам или деловым партнерам за определенное количество времени, то, конечно же, вам нужно написать себе подсказку, написать себе план, а еще лучше порепетировать.
21. Ведите деловую переписку в рабочее время
Умение вести рабочую переписку — важный момент в вопросе успешной коммуникации. Многих раздражают письма в нерабочее время, сообщения в социальных сетях или в мессенджерах по рабочим моментам. Если вы пишите кому-то с рабочими вопросами во внерабочее время, особенно в соцсети, это характеризует вас как человека, который неуважительно относится к чужим личным границам.
Если у вас не получается в рабочее время прорабатывать деловые моменты, значит вы недостаточно эффективны. Ошибочно считать, что человек, берущий работу на дом — отличный работник. Нет, он просто не справляется за поставленное время с той работой, которую ему положено выполнять в рамках офиса.
22. Доносите информацию без лишней воды
Когда вы пишите письмо по работе, старайтесь, чтобы в нем было прописано: краткая информация о вас (кто вы, кого представляете и так далее), причина, по которой вы написали, суть вопроса и что вам конкретно нужно от адресата. Электронные письма не должны быть огромными — избегайте лишней воды и ненужных подробностей. Это хорошая политика не только для письменного, но и для устного общения. Умейте четко излагать суть и затем быстро переходите к решению.
23. Научитесь слушать критику
Люди, которые не умеют слушать конструктивную критику, — это люди, желающие жить в своеобразном «пузыре», в блаженном невежестве. Эмоции часто мешают нам слышать важные моменты, которые могут сделать нас успешнее. Нам, конечно же, страшно и неприятно, когда про нас говорят другие люди не совсем то, что мы хотели бы услышать, но это необходимо. И самое сложное, когда вы слышите критику в свой адрес, — это не развернуться и уйти, а спросить человека, что он думает по этому поводу, как бы он поступил. То есть спросить его совета, вовлечь его. Это тоже важный коммуникативный навык.
Дипломированный психолог, создательница уникального курса «Женская Энергометафизика» и российского женского комьюнити «Красная Пчела».
Фото: Getty Images