Одним из ярких впечатлений моей трудовой юности стали бесплатные обеды в московском офисе той западной компании, куда я пришла стажером сразу после диплома. Времена были скудные, не сказать голодные, поэтому буквально «на раз-два-три» – при помощи первого, второго и десерта – наше заботливое начальство получало сразу двойной бизнес-эффект: лояльность сотрудников росла с каждой усвоенной калорией, при этом отпадала необходимость покидать офис в поисках тогда еще редких уличных кафе. И значит, сэкономленное время сотрудники проводили на рабочем месте с пользой для дела и компании. Моя подруга, с которой мы вместе обедали, трудится там и сегодня. Говорит, что «меню» корпоративных бонусов стало намного разнообразнее.
Полезные «плюшки»
Вдохновляющую мысль о том, что к работе можно относиться как к «социальной структуре, способствующей счастью и развитию людей», в 1998 году во всеуслышание высказал Мартин Селигман, вступая на пост президента Американской психологической ассоциации. Позитивная психология, основателем которой стал этот ученый, очень быстро обрела популярность. Не то чтобы ветхозаветный наказ «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой» потерял силу. Просто нам стала ближе позиция евангелиста Луки: «Трудящийся достоин награды». Причем за труды свои мы хотели бы получать вознаграждение не только в виде зарплаты. Так вошли в моду технологии «happy business» и «happy management».
Пока лингвисты размышляют над тем, как лучше перевести на русский емкое «happy» – «социально-этический» или просто «этичный», – работодатели без подсказки уловили суть. «Для компаний счастливые люди являются более ценными работниками, чем удрученные», – констатируют исследователи Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Впечатляют и данные Gallup: довольный жизнью человек способен работать на 31% продуктивнее, он в 9 раз лояльнее и вдвое реже болеет.
Все больше российских компаний – особенно тех, что желают завоевать симпатии продвинутых «миллениалов», – в свои объявления о вакансиях добавляют несколько слов о приятных «плюшках». Удобный офис с бесплатной кофемашиной и медицинская страховка – классический перечень даже не обсуждается. Отделы HR продолжают изобретать все новые способы сделать персонал счастливее. Так, в офисе Mail.ru для всех открыт каток и бесплатный фитнес-бар со смузи. Ресурс Superjob.ru, где в основном работают девушки, на три мартовских дня вывозит их погулять по Парижу. Сотрудники компании YUM! (бренды KFC и Pizza Hut) азартно играют в собственный вариант «Монополии». В рекламном агентстве Action оборудовали офис камином, уютными гамаками и диваном-качелями. Независимая лаборатория ИНВИТРО уже третье лето подряд отправляет сотрудников в оплачиваемые двухнедельные автомобильные экспедиции. Это лишь некоторые из свежих кейсов компаний-номинантов на «Премию HR-бренд 2014». «Насколько новая корпоративная “кухня” приближает компанию к успеху?» – спросили мы Microsoft и ИКЕА, которые заняли, соответственно, первую и пятую позиции «Рейтинга работодателей России 2014».
Все свои
•Будьте как дома. «Наравне с конкурентоспособной заработной платой наши сотрудники ценят удобный график работы», – говорит Марина Левина, директор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности компании Microsoft. Благодаря современным технологиям сотрудникам вовсе не обязательно проводить время в офисе. Главное – результат, а достигать его можно в любом месте: в кафе, дома, в дороге, в офисе.
«Наша компания всегда жила концепцией “The biggest small company” – самая большая маленькая организация, где каждый коллектив хранит семейную атмосферу», – рассказывает Анастасия Добровольская, менеджер по построению бренда и рекрутменту ИКЕА. За этим неосязаемым понятием для бренда стоят вполне реальные вещи: простота общения, взаимопомощь, поддержка, – когда коллегам не все равно, не устал ли ты, как себя чувствуешь.
•Ищите единомышленников. ИКЕА подбирает сотрудников на основе их убеждений, которые совпадают с ценностями компании и потому объединяют всех: «Это люди, которые изначально верят в энтузиазм и силу воли, постоянное стремление к обновлению и желание не останавливаться на достигнутом».
Для Microsoft не менее важно, чтобы сотрудники разделяли стратегию компании «дать возможность каждому человеку и организации на планете достигать большего».
•Рассчитывайте на «своих». «Эмоциональный комфорт сотрудников важен для бизнеса – это залог того, что они останутся в нем надолго, – говорит Анастасия Добровольская. – Так компания получает долгосрочные отношения и, если говорить прагматично, не тратит деньги на поиск и обучение новых кадров. Она с самого начала вкладывается в человека, а дальше работает наша формула “Растешь ты – растет ИКЕА”. Очень редко мы открываем руководящие позиции на внешнем рынке – в развитии всегда стараемся опираться на собственных сотрудников. А внешних кандидатов рады видеть на позициях “входного” уровня».
•Говорите о будущем. Все сотрудники Microsoft раз в год участвуют в большом анонимном опросе. «Нам важно знать, как они видятсобственное будущее внутри компании, – поясняет Марина Левина. – В Microsoft очень ценят широту мнений, ведь в корпорации работают тысячи людей из разных стран мира, разных культур, религий, взглядов и возрастов».
«Менеджер подразделения, как глава семьи, заботится о психологическом комфорте, – делится секретами Анастасия Добровольская. – Мы их этому обучаем: менеджеры регулярно общаются с сотрудниками, неформально интересуются, как идут дела, вместе пьют чай или кофе. Помимо этого раз в полгода мы проводим большой разговор о развитии – и личностном, и в области бизнеса: это и обратная связь, и возможность поставить каждому цели на ближайший период».
•Благодарите не только деньгами. В офисе Microsoft есть рекреационные зоны, летом большой популярностью пользуются места на лужайке возле офиса в Крылатском. Компания балует «жаворонков» бесплатным кофе. В почете и здоровый образ жизни: в российском офисе компенсируют часть расходов на покупку абонементов в фитнес-клубы, выделяют деньги корпоративным командам по футболу, баскетболу и волейболу. Раз в месяц компания проводит «Дни здоровья», в рамках которых каждый может бесплатно пройти диспансеризацию.
ИКЕА также не сводит благодарность сотрудникам за их вклад только к заработной плате. В компенсационный пакет входит два десятка льгот и привилегий, которые призваны сделать жизнь человека в компании более комфортной. Есть комнаты отдыха, где можно расслабиться в тишине, помедитировать или заняться йогой, есть игровые приставки, спортивный уголок, просто турники. В любое время суток можно полноценно поесть, причем обед из трех блюд обойдется в 50 рублей или даже дешевле. Есть бесплатные занятия английским. Действует программа «Tack!» («спасибо» по-шведски) – это тоже бонусы, но они переводятся на накопительный пенсионный счет. Сотрудники получают подарки к государственным праздникам и к личным событиям – свадьбам и юбилеям.
Сменный баланс
Неужели все идет к тому, что мы целиком отдадимся своей, такой комфортной, работе, а само понятие work-life balance за ненадобностью просто исчезнет? Руководитель рекрутингового агентства Pruffi Алёна Владимирская обнадеживает: «В разные периоды жизни у человека этот баланс строится совершенно по-разному. Например, в течение нескольких лет после диплома у молодых людей азарт к работе обычно очень высок. С возрастом он может стать ниже, потому что появляются какие-то другие радости жизни. Для трудоголиков приоритетом всегда останется работа, сказать им “уходите в 7 вечера домой” – это сделать их глубоко несчастными людьми. А у кого-то изначально иные интересы – семейная жизнь, книжки, выставки. Вообще, моду на всеобщий трудоголизм обычно стимулирует государство, когда намечается выход из кризиса, наступает время больших возможностей. Тогда всеми способами – пропагандой, налогами и т. п. – человека побуждают много зарабатывать. “Время трудоголизма” наступает, когда ты видишь близкие результаты. Не просто много работаешь, но при этом еще понимаешь – зачем. Другой случай – это время, когда очень страшно потерять работу и люди работают по максимуму, чтобы быть незаменимыми, чтобы уволили не их. В России мы до такого страха, к счастью, еще не дошли, но и подъема сейчас нет – скорее, стагнация. Поэтому знайте, что ваш личный баланс, скорее всего, сменится еще неоднократно».
Счастливы вместе
Есть ли у нас возможность заниматься любимым делом – иногда это зависит от других. Зато каждый из нас способен больше любить то, чем уже занимается, и получать от работы удовольствие.
Учитесь и развлекайтесь В любой работе бывают рутинные моменты, которые лишь гасят ваш энтузиазм. «Добавьте к такой нелюбимой задаче дополнительный личный челендж, – советует коуч Пол Дево, глава консалтингового кабинета Orygin Conseil. – Например, если вам скучно сидеть на собраниях, произнесите зажигательное вступительное слово, чтобы пробудить внимание коллег. Или же, составляя обычный отчет, поработайте над стилистикой, превзойдите саму себя в формулировках».
Удачная запись Хорошо сделанная работа может стать источником удовольствия. Профессор Тал Бен-Шахар из Гарварда советует каждый вечер вспоминать и записывать пять удачных мыслей или событий, которые вас порадовали в течение дня. Например, вы отличились на переговорах, завершили этап проекта… «Такой ритуал и самооценку повысит, и сделает вас более friendly в отношениях с коллегами», – обещает профессор.
Жди Меня Порой внутренние факторы (к примеру, излишний перфекционизм или боязнь не справиться) не дают стать работе любимой. «Поймите настоящие мотивы, – советует Пол Дево. – Например: “я хочу завоевать уважение и признание коллег” или “мне важно доказать себе и другим, что я способен на большее”. Запишите эти мысли, а затем представьте, как можно их реализовать иначе – не с помощью предстоящей работы, а где-то еще. Это поможет снизить внутреннее напряжение».
I love me Вы только что сдали начальнику отчет, с которым мучились долгое время? Не забудьте себя наградить! Вместо того чтобы за чашкой кофе перечислять коллегам все трудности, которые выпали на вашу долю, говорите о позитиве: вы успели в срок, вы разобрали запутанную ситуацию. Чтобы восстановить душевное равновесие, важна способность гордиться собой.
Щепотка радости Хорошее настроение – один из главных секретов счастливых людей. Используйте любую возможность его себе повысить. «Один из моих клиентов повесил в офисе колокольчик, чтобы любой желающий рассказать радостную новость звонил в него, – вспоминает Пол Дево. – В другой компании сотрудники каждый год не только вместе наряжают елку, но и пишут друг другу несколько теплых слов. Они сами это придумали». Мелочь, а приятно.
Фото: Getty Images