История Екатерины Петропавловской, более известной на российском рынке как Кейт Иллюстрейт (@kateillustrate), действительно вдохновляет. Увольнение из Google, возвращение в Россию после трех лет в Европе, полгода поиска себя во Вьетнаме и большое количество сложной работы и нестандартных проектов на пути к успеху. Сегодня среди ее клиентов такие известнейшие бренды как L’Oreal Paris, Biolage, Carmex, Huawei, Honor, Veet и многие другие. О личном опыте Екатерины читайте в нашем материале.
Я родилась в Йошкар-Оле и жила там до 16-ти лет, после поступила в Высшую Школу Экономики и переехала в Нижний Новгород. К слову, с детства я мечтала быть директором в крупной корпорации (почему-то в Газпроме) и последовательно шла к этой цели. Я получила грант на обучение в магистратуре в самом престижном экономическом вузе Италии - Университете Боккони в Милане. Не знаю почему, но тогда я интуитивно выбрала экономическую программу связанную с искусством. Видимо это был первый шаг к тому, чем я занимаюсь сейчас.
Сейчас многие отказываются от высшего образования, но я считаю, чтобы мозг работал, чтобы научиться выстраивать личные и рабочие отношения, чтобы уметь брать на себя ответственность и приобрести еще целый ряд важных для жизни навыков - важно окончить хороший университет. Магистратура в этом плане многое мне дала.
В 2014 году, параллельно заканчивая Боккони и занимаясь написанием диплома, я переехала работать в Польшу в компанию Google. Для многих Google тогда был и до сих пор остается компанией мечты (не зря она лидирует в списке лучших мест для работы), однако уже через 4 месяца мне так не казалось.
Решение уволиться пришло не сразу, а где-то ближе к Новому году - в воздухе, как всегда перед праздником, витало настроение перемен. Иллюстрация неожиданно ворвалась в мою жизнь, тем более, что на прежнем месте работы я достаточно быстро освоила все необходимое и перестала расти. К тому же, я не сошлась во взглядах с подразделением компании, где я работала.
От внутреннего решения для себя самой до официального заявления команде прошло еще 4 месяца, а до заявления об увольнении еще 3 месяца. В общей сложности я проработала в компании 1 год и 1 месяц.
Иногда нужно не торопиться с выводами. Во-первых, при досрочном увольнении нужно было бы вернуть часть бонуса, который дается при найме с расчетом, что ты проработаешь год, а во-вторых, я бы не смогла получить выходной бонус, который тоже дается через год и 1 месяц. Когда уходишь в неизвестность - не хочется быть в финансовом минусе. Так, после ухода у меня было около 500 тысяч рублей, часть из которых я потратила на новый ноутбук и билеты во Вьетнам.
Мысленно я ждала увольнения около 7 месяцев, должна была уже быть морально готовой, но когда распечатала заявление и подписала его, то у меня полились слезы. Больно расставаться с тем, что было с тобой долгое время: команда, друзья, страна, безвизовый режим, стабильность и определенность. Последнее, наверное, самое главное. С одной стороны, я знала, что в итоге все будет хорошо, потому что уже много раз достигала того, что казалось невозможным, с другой - страх неизвестности и отсутствие четкого плана пугали. Не помогало и то, что к моменту увольнения рисовать я все еще не особо умела, хотя у меня уже были первые клиенты.
Еще где-то неделю я оставалась во Вроцлаве, собирала вещи. Я помню день после увольнения: я проснулась, открыла глаза и поймала тишину в голове. Я наконец-то была счастлива, потому что избавилась от того, что делало меня несчастной - ограничения на использование своих возможностей и потенциала. Я точно знала, что способна на большее.
Мы начинали вдвоем с другом: в выходные делали сайт (тогда еще в формате блога), а в обеденный перерыв на работе ходили делать фотографии для инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация) и блога, а после рассылали письма по потенциальным заказчикам. В свободные минуты на работе я рисовала, после работы - тоже. Чтобы повысить навык я поставила себе цель - две иллюстрации в день - и исправно его выполняла.
За это время мои работы успели репостнуть несколько брендов и блогеров: Valentino, Berta Bridal и блогеры-миллионники Кьяра Бьязи и Негин Мирсалехи. Так я набрала свою первую аудиторию. Это случилось не просто так, а потому что я активно их рисовала и отмечала - я проанализировала рынок и увидела, что в то время контент, сделанный иллюстраторами, постоянно репостили.
Я вернулась в Россию и еще два месяца провела дома, готовясь к путешествию во Вьетнам. Не буду скрывать, что я сразу же пошла к психологу. Редкий человек сможет спокойно пережить такую резкую смену траектории своей жизни. Это отчасти помогло, но я еще долгое время нервничала, и пыталась понять правильно ли я поступила. И это нормально. Только через 1,5-2 года я встала на ноги, стала неплохо зарабатывать и удостоверилась в правильности своего решения.
Было бы красиво сказать, что я уехала медитировать и пить свежевыжатые соки, купаться в море и заниматься своим внутренним миром, но на самом деле я просто сбежала от своего окружения, от людей, которые знали меня как целеустремленную карьеристку. Мне пока еще было страшно ловить на себе их вопросительные взгляды.
По факту во Вьетнаме я очень измучила себя: работала до 4 часов утра, сбила весь режим сна, мучилась от бессонницы, даже снотворное в какой-то момент перестало помогать.
Вернулась через 6 месяцев, когда мне стало все равно, что думают обо мне окружающие и когда появились первые успехи в иллюстрации: сразу после приезда я выступила на TEDx в Риме, с лекциями в Re:Store, мои чехлы для телефонов появились в тогда еще не обанкротившейся и популярной сети магазинов Diva и активно продавались на зарубежной площадке Casetify.
Я всегда воспринимала развитие как путь. Например, я не умею рисовать, а вот через полгода уже что-то могу, потом могу еще лучше и так далее. Это можно спроецировать и на все остальное: на креативное мышление, за которым ко мне и приходят, на профессионализм, на нетворк в своей сфере, на размер проектов и гонораров.
При этом, после каждого достижения я всегда ставлю себе цель немного выше. В моей карьере было несколько поворотных моментов и каждый запускал цепную реакцию. Сделала проект с Benefit - увидели M.A.C - встретились, подружились, сделали с ними несколько проектов. Попала на мерояприятие NYX, подошла и познакомилась с Lizaonair - она сняла видео в свитшоте с моим рисунком и рассказала про меня на 300 тысяч человек. Начала сотрудничать с Colorista и в процессе сделала упаковку с L’Oreal Paris, этот кейс стал таким успешным в компании, что потом я дважды сделала упаковку для Biolage. Снялась в рекламе Microsoft - режиссер пригласила сняться в музыкальном клипе. И таких примеров очень много.
Все взаимосвязано, одно влияет на другое. Я всегда держала это в голове, и поэтому делала кучу всего, просто чтобы запустить эффект снежного кома своими руками. Развитие выглядит как восходящий тренд в экономике: всегда есть общее движение наверх и колебания вокруг тренда. Иногда ты делаешь шаг назад или случается затишье, но нужно помнить всегда, что ты на восходящем тренде. И, конечно же, важно сформировать свое УТП (уникальное торговое предложение). Это не только стиль иллюстраций, это нечто большее.
Ко мне приходят за креативом и идеями: я могу в максимально сжатые сроки предложить интересное решение и при этом учесть потребности заказчика, дух бренда, вводные по проекту. Но в то же время ко мне можно прийти вообще без ТЗ лишь со слоганом компаниии, и я придумаю фактически с нуля.
Еще не очевидное УТП - это экономическое образование и опыт в крупной корпорации, отсюда - понимание процессов на стороне заказчика: от формирования и распределения бюджетов до принятия решений и особенностей коммуникации. Но даже несмотря на это, я все равно стараюсь уточнить у заказчика необходимую мне информацию, потому что все компании разные, сколько человек утверждают дизайн, кто согласует договор и в какие сроки, все это индивидуально.
Также ко мне часто приходят именно за проектами, где совмещены фото и иллюстрация, на нашем рынке я уникальна в этом плане. А еще уникально и качество работ моей команды: я работаю с профессиональным фотографом и визажистом, поэтому итоговая картинка выглядит «вкусно». Есть много креативщиков - но многие пренебрегают качеством фото, берут только идеей.
Сначала меня не особо воспринимали как серьезного специалиста, а еще я долгое время повторяла за другими, потому что рисовать не умела и не знала, в каком направлении хочу развиваться. Сейчас я задаю тренды в иллюстрации, на меня ориентируются и это круто. Ко мне приходят не как к исполнителю, а как к партнеру - на равных, как к Кейт Иллюстрейт, у которой есть определенный стиль, имидж и репутация.
Но я все равно уверена, что это только начало. Мне хочется еще более крупных и масштабных проектов, которые, я уверена, впереди.
Творчество однозначно может быть бизнесом, поэтому, когда вы решаете превратить свое хобби в источник дохода, нужно понимать, что вас ждут взлеты и падения, придется стучать в закрытые двери, вы будете выполнять кучу бизнес-задач (от анализа рынка и конкурентов до рассылки писем), а не только заниматься своим хобби. Потому что с того момента, как вы решились на этот шаг, ваше дело перестает быть хобби, а становится вашим бизнесом, успех которого зависит только от вас.
Фото: Личный архив Екатерины Петропавловской