Наше время — время бесконечных переговоров, деловых обедов, романтических свиданий и встреч с друзьями за чашкой кофе. И практически всегда мы преследуем какие-то свои цели — хотим подписать договор, добиться расположения от объекта наших симпатий или произвести впечатление на окружающих. Стоит признать, что подобные цели порой требуют от нас мастерского владения искусством коммуникации.
Овладеть им быстро невозможно, но все же за несколько минут можно узнать о паре приемов, которые позволят оставить о себе хорошее впечатление у визави и, быть может, склонить его на свою сторону. Тренер по этикету и невербальным коммуникациям Людмила Сазонова дает несколько советов тем, кто хочет научиться вызывать симпатию у любого собеседника и тем самым успешно достигать своих целей.
Соблюдайте дистанцию
Первое, что необходимо учитывать, это дистанцию между вами и вашим собеседником. Есть три вида дистанции: интимная, личная и публичная.
Интимное расстояние (от 0 до 45 см) — используется при общении самых близких людей.
Личное расстояние (от 45 до120 см) — используется при бытовом общении со знакомыми людьми и при официальном общении.
Публичное расстояние (от 400 до750 см) — при выступлении перед аудиториями.
Сейчас нас интересуют первые два вида, так как, общаясь, мы, как правило, нарушаем личное пространство и вторгаемся в интимную зону собеседника. На инстинктивном уровне в этот момент он чувствует опасность и хочет либо отпрянуть, либо защититься. В интимную зону (расстояние вытянуто руки) мы допускаем только самых близких людей. Поэтому определитесь насколько вы близки со своим собеседником и в соответствии с этим придерживайтесь определенной дистанции. Если же ее необходимо сократить, делайте это максимально осторожно.
Слушайте активно
Возможно, вы сталкивались с ситуациями, когда, общаясь со своим собеседником, понимали, что он вас совсем не слушает. Вроде и смотрит в глаза, но взгляд его отрешенный и рассеянный. Создается ощущение, что он находится в своих мыслях и то, что вы говорите, ему совсем неинтересно. Согласитесь, ощущение не самое приятное. Давайте научимся показывать собеседнику, что мы его слушаем.
Как бы просто это не казалось, но основной навык активного слушания — это кивание головой — редкое (чтобы не напоминать болванчика) и сопровождающееся улыбкой. Таким образом мы показываем собеседнику, что понимаем его и готовы с ним взаимодействовать.
Ну и разумеется, необходимо действительно слушать то, что вам говорят. Помните, что, самый лучший собеседник — не тот, который много и красиво рассказывает, а тот, кто хорошо слушает. Возможно, вы наблюдали такие ситуации, когда люди общаясь, не слушают друг друга, а только ждут паузы, чтобы высказать свою точку зрения. Таким образом сложно чего-то добиться. Попробуйте приложить усилия, попытаться понять и заинтересоваться тем, что вам говорят. Поверьте, ваши собеседники обязательно это оценят.
Кстати, хороший собеседник задает открытые вопросы — те, на которые невозможно ответить «да» или «нет». Они требуют длинного, развернутого ответа, в процессе которого как раз и можно применить навык активного слушания.
Уберите телефон
Если вы хотите вызвать расположение и симпатию своего собеседника, не стоит класть на стол телефон (ни активной, ни перевернутой стороной). Как только гаджет будет подавать какой-либо сигнал, мы будем отвлекаться и разрывать зрительный контакт. На подсознании собеседник будет считывать, что он нам неинтересен и у нас есть что-то более важное и ценное, чем он.
Время, когда было модно показывать свою занятость, прошло. Одним из качеств делового человека сегодня считается умение разделять свою жизнь на сегменты (я работаю, я провожу время с друзьями, с семьей) и отдавать каждому сегменту в данный момент времени все свое внимание. Если будете постоянно отвлекаться, то рискуете оставить впечатление человека несобранного. А с такими людьми не очень приятно иметь дело.
Делайте комплименты
Это очень полезное умение, которое располагает собеседника и которое в нашей культуре встречается нечасто, отчего приобретает повышенную ценность. Комплименты можно делать по трем параметрам:
по личным качествам («Вы эмпатичная, добрая, отзывчивая!»);
по профессиональным навыкам («Вы пунктуальный, на вас можно положиться!»);
по внешности (одежда, аксессуары, черты лица и т.д.).
Не менее важным является и умение принимать комплименты от собеседника. Тут стоит запомнить, что единственной реакцией на комплимент является: «Благодарю! Мне очень приятно это слышать». Не стоит «оправдываться» в ответ. Никаких «Да этому платью уже сто лет!» или «Ой, да что вы, я не выспалась, да и на прическу времени не было». Если вам сказали, что вы прекрасны (умны, коммуникабельны), примите это и сдержано и тепло поблагодарите.
Упоминайте имя собеседника
Наше имя — один из самых желанных для нас звуков. Если в диалоге хотите произвести приятное впечатление, чаще называйте имя своего собеседника: «Вы, Марина, меня очень заинтересовали этой темой», «И, кстати, Евгений, давайте обсудим…». Этим вы сразу же расположите его к себе. Безусловно, во всем нужно знать меру, но попробуйте в разговоре не ограничиваться местоимениями «ты»/«вы» и сразу почувствуете, как беседа переходит на совсем другой уровень.
P.S. Прикосновения
Часто в перечне подобного рода советов можно встретить: «Погладьте человека по руке» или «В течение разговора небрежно касайтесь его». Но необходимо помнить, что прикосновения — достаточно щепетильная тема. Здесь все зависит от той самой дистанции, о которой мы говорили в начале статьи. Помните, что если ваш диалог еще не предполагает интимного расстояния, любые прикосновения могут восприниматься двояко. Слишком навязчивое и частое вторжение в личное пространство вашего собеседника может принести ему дискомфорт и настроить против вас.
Есть небольшая хитрость, которую можно использовать, но не всегда, не везде и не со всеми. Необходимо помнить, что, например, по правилам этикета при прощании мужчина, целуя руку даме, никогда не должен прикасаться к ней губами. Если же прощаются женщины, уместно легкое пожатие с легкой, приятной улыбкой. Но если вы преследуете какую-то определенную цель и в данный момент хотите запомниться, необходимо чуть поступиться правилами приличия. Как? Вот два примера:
Мужчина, целуя руку собеседницы, должен не наклоняться к ней, а аккуратно взять ее в свою, притянуть к губам, поцеловать, задержаться, «поймать контакт» глаза в глаза (в них должно читаться удовольствие от общения) и, не торопясь, высказать, как приятно ему сегодня было находится с ней: «Елизавета, я благодарю вас за этот вечер, за эту беседу». То есть мужчина посылает скрытый сексуальный сигнал и таким образом имеет больше шансов запомниться своей собеседнице. Но, как вы понимаете, этот прием имеет достаточно ограниченную сферу применения.
Если же это прощание двух женщин после деловой встречи, то осторожно сократите дистанцию до интимной и, пожимая руку собеседницы немного дольше положенного, глядя в глаза, скажите: «Марина, я рада, что мы, наконец, встретились и обсудили все рабочие моменты лично». То есть вы практически полностью стираете дистанцию между вами и становитесь как бы заодно. Показываете, что полностью ей доверяете и она может доверять вам, потому что «все свои». Обычно после подобных встреч все дальнейшие бизнес коммуникации проходят на редкость удачно.
Фото: Shutterstock