Направление fashion – одно из наиболее привлекательных, чтобы начать свое дело. Здесь много возможностей для раскрытия своего потенциала: от создания собственной линии одежды и открытия дизайн-студии до запуска онлайн-курсов по личному имиджу и организации шопинга со стилистом. Но как бы горячо ни билось ваше сердце при мысли о красоте и славе мира моды, здесь как нигде надо сохранять холодную голову и ясный ум – ставить четкие бизнес-цели, быть финансово подкованным в нескольких вопросах одновременно и внимательно отслеживать все этапы процесса построения бизнеса. Нюансов на пути молодого предпринимателя немало.
Валерия Григорьева, одна из участниц федеральной программы «Бизнес класс» от Сбербанка и Google, решилась на масштабные перемены в жизни – оставила работу по найму и основала авторское ателье MODENLER в Великом Новгороде. Девушка поделилась с нами своей историей и дала несколько практических советов начинающим предпринимателям, как преуспеть в модном бизнесе.
«Шитье – мое любимое хобби еще с детства. Свою первую юбку-шестиклинку я сшила уже в 5 классе. Но когда пришло время поступать в университет, выбор был сделан в пользу юридического образования как наиболее надежного варианта для стабильного будущего. Тогда меня привлекала возможность стать следователем, и мне даже удалось поработать по этой профессии. Но когда я поняла, что для повышения нужно переезжать в другой город, то перешла в коммерческую организацию. Спустя год работы по найму я пришла к мысли, что хочу создать собственное дело. Но какое? Я обратилась к своему давнему увлечению, к чему чувствовала тягу с детства. В результате открыла авторское ателье. С того момента прошло около трех лет. Конечно, и сейчас я себя воспринимаю скорее начинающим предпринимателем. Но за несколько лет в творческом бизнесе у меня накопились определенные знания, которыми я готова поделиться.
Смотрите на вещи шире
Запуская собственное дело, хочется сразу подбирать ткани и думать о цветовой гамме первой коллекции. Но вы теперь бизнесвумен, и важно прежде всего сесть и прописать пошаговую стратегию развития компании. Без нее вы не будете видеть всю картину целиком. Чего вы хотите достичь? Поставьте себе четкие цели. К примеру, что у вас будет за продукт: одежда масс-маркета или люкс? В вашей коллекции будут только вечерние платья или наряды на каждый день? Кто ваш клиент, и почему он должен покупать у вас, а не у конкурентов? Оцените сильные и слабые стороны компании, подумайте, как их использовать. Даже если у вас нет в этом опыта. Главное – начать. Например, я понимала, что у меня недостаточно практических знаний в этой сфере, поэтому обратила свое внимание на программы по повышению квалификации. Обучение в «Бизнес класс» помогло мне проанализировать рынок и найти свою нишу в сегменте софт-люкс, а также составить план развития на пять лет. Моя цель – создать единую площадку под брендом MODENLER, где стилисты, визажисты и фотографы смогли бы воплощать свои творческие задумки. Определите вашу цель и станет понятно, как и куда двигаться дальше (читайте также: Как Элена Рубинштейн построила карьеру на мамином креме).
Инвестируйте с умом
На старте, когда нет большого бюджета и инвестиций, нужно грамотно планировать свои расходы. Важно тратить деньги только на то, что принесет прибыль. Оцените, какие затраты действительно необходимы для развития бизнеса, а какие вызваны только желанием оставаться в тренде. Возможно, вначале не стоит тратиться на продвижение среди блогеров-миллионников или делать коллаборацию с известным люксовым дизайнером. В моем случае мне постоянно приходится делать выбор, во что вкладываться, и в свое время я сделала ставку на качественное оформление студии – ведь это лицо моего бизнеса, место, где клиенты впервые знакомятся с моим продуктом лично. Тут мы вместе обсуждаем дизайн, подбираем ткань, делаем примерку. Клиентам нравится тут находиться, они вдохновляются стилем и готовы оставлять больше заказов. Подумайте, что поможет вашему бизнесу завоевать доверие покупателей, и вкладывайте деньги именно в это направление (читайте также: Как зарабатывали в детстве создатели Amazon, IKEA и других успешных компаний).
Рекламируйте только там, где это эффективно
Без рекламы и продвижения не обходится ни один современный бизнес. Но тут тоже не все так просто, если копнуть глубже. Нужно понимать: на каких площадках найти свою аудиторию, как составить ключевое сообщение, какой выделить бюджет на рекламу. Например, в самом начале мне казалось, что в модной индустрии можно закрепиться, прежде всего, через печатные издания. Поэтому я сразу стала продвигать свою компанию в журналах, но результат был незначительным. Тогда я обратилась к социальным сетям. Сейчас они приносят мне 95% заказов. Начала я с ВКонтакте, сейчас развиваю Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). При этом для этих визуальных площадок очень важно создавать качественный фото- или видеоконтент. Чтобы научиться его делать, я даже прошла специальные курсы.
Важно наращивать в своих социальных группах процент качественной аудитории и увеличивать показатель вовлеченности. На старте не стоит гнаться за количеством. У небольших блогов аудитория гораздо более активная, чем у инфлюэнсеров с миллионным охватом. Именно поэтому я выходила к своему потенциальному подписчику напрямую и лично объясняла, почему стоит сотрудничать именно со мной. Таким образом, из почти 7,5 тыс. человек у меня только около 1% неактивных-страниц, а остальные подписчики – живые люди, которые лайкают, шерят и оставляют комментарии под постами. В творческой профессии большую роль играет вдохновение. И часто бывает так, что нет настроения выкладывать посты в своих группах. Но важно понимать, что стабильный публикационный график – залог высокой вовлеченности пользователей. Поэтому лучше заранее составлять контент-план, что и когда вы размещаете. Это поможет свести к минимуму перепады настроения.
Не бойтесь делегировать
При запуске своего дела не всегда получается сразу нанять полный штат сотрудников. Часто – из-за недостатка финансовых средств, но в этом случае можно попробовать поработать с фрилансерами. А бывает и так, что сам руководитель психологически не готов к делегированию. Например, поначалу я выполняла все задачи сама – от пошива одежды до ведения социальных сетей. Но такой подход не давал возможности уделять достаточно времени каждой активности, что сказывалось и на результате. Мне было тяжело признать, что мне нужна команда, но без делегирования я бы не смогла двигаться дальше и полноценно руководить компанией. Сейчас за каждый блок у меня отвечает конкретный специалист. Более того, я задумалась о необходимости личного помощника для рутинной работы, чтобы у меня было больше времени на планирование. Вероятно, не у всех есть возможность выделить на такую позицию дополнительные средства, поэтому поначалу можно подумать о какой-то бартерной основе (бесплатный пошив платья, образцы разных брендов, скидки).
Кроме того, нужно приучать своих сотрудников и даже клиентов, что вы будете постепенно отдаляться от основного процесса и заниматься своей главной функцией – руководством. Например, я первый раз за три года ушла в отпуск, но клиенты потом были недовольны таким решением, хотя все изделия были выполнены в срок, с должным качеством и обслуживанием на высоком уровне. Поэтому будьте готовы к такой ситуации, не бойтесь выставлять рамки и смело делегируйте, чтобы эффективно выполнять роль управленца бизнеса.
Сделайте цифры вашими друзьями
Как понять, что идея успешна? Об этом вам расскажут только цифры. Не стоит пренебрегать статистикой, развитие бизнеса невозможно без грамотного анализа. Важно не только учитывать расходы и доходы, но и оценивать спрос, тренды, предпочтения целевой аудитории. Так, перед закупкой ткани на квартал можно посмотреть, какой материал и цвет будут в моде в предстоящем сезоне, и закупить сразу с запасом. Оптом будет дешевле, чем приобретение ткани под индивидуальный запрос клиента. Например, я люблю самостоятельно формировать спрос на конкретные модели. Ориентируясь на собственный вкус, создаю эскиз и отшиваю себе вещь. Клиенты смотрят на меня и тоже просят им сшить аналогичную модель. Поэтому важно тестировать свою идею. Если она приносит прибыль и позволяет расти – развиваем ее дальше, а если нет – без сожалений убираем. Нельзя себя обманывать, лучше честно признаться, когда что-то не работает, и искать новые варианты».
основательница авторского ателье Modenler.
Фото: Getty Images