О том, как сделать это грамотно и эффективно, рассказывают основательницы стартапа Facematic LLC в Силиконовой долине: кандидат наук и практикующий психолог Евгения Трубина и профессиональный коуч Елена Захарова, специализирующаяся на мотивации и управлении профессионалом.
Фиксируем обязанности
Многие работники не помнят или не знают, что написано в их трудовом договоре в графе «обязанности», а потому круг выполняемых задач растет с каждым днем. Это влечет за собой многочасовые переработки и изнеможение. Избежать подобного поможет письменное закрепление того, что предстоит делать — это не только обозначит ваши границы, но и продемонстрирует профессионализм и ответственное отношение к работе. Сделать это можно любым комфортным способом, например, попросив начальника в сообщении конкретно прописать все условия сотрудничества.
Выключаем великую «королеву всевластия»
Наиболее часто встречающийся в нашей практике случай — страх отказывать людям, обращающимся за помощью: кажется, что без вашего участия человек не справится, проект развалится, работа остановится. К сожалению или к счастью, вы не королева всевластия, а потому необходимо научиться говорить «нет», полностью принимая и осознавая, что отказ не только не приведет к критичным последствиям, но и даст возможность человеку, обратившемуся с просьбой, самому найти способ решения проблемы. Способность не навешивать на себя ненужную ответственность — один из навыков эффективного работника с четкими границами.
Говорим, когда что-то не устраивает
Вы не только в праве отказаться выполнять работу, которая не зафиксирована в ваших обязанностях, но и можете сказать начальству о ситуациях, которые вас не устраивают. При этом используйте «я-конструкцию», смещая акцент на ваше отношение к ситуации и предложение способов ее решения. Мы никогда не диктуем начальству, что оно должно делать. По крайней мере, напрямую (читайте также: «Красная зона: 5 вещей, которые не стоит обсуждать с начальником»).
Играем за себя
Чтобы повысить качество жизни и удовлетворенность местом работы стоит инициировать переговоры с начальством, во время которых вы будете ставить во главу угла собственные интересы. Когда вы приходите на переговоры, говорите о том, чего вам хочется и что конкретно вы можете дать взамен. Например, если претендуете на более высокую зарплату, объясните, какие уникальные навыки и услуги можете предложить компании. При этом стоит формулировать аргументы, играя за себя, не соглашаясь на то, к чему вы не готовы (читайте также: «Забудьте их: 10 фраз, которые выдают вашу неуверенность в себе»).
Помним, что хорошие девочки не становятся боссами
Поиск недополученного когда-то внимания и любви может приводить к неосознанному желанию всем понравиться, которое перетекает и в рабочие отношения. Важно помнить, что коллеги принимают нас не по тому, какие мы люди, а по тому насколько профессионально справляемся с обязанностями. Это не означает крайностей: вы не станете плохим человеком, если будете думать на работе о работе. А вот по карьерной лестнице, вероятно, поднимитесь!
Уверенность и способность прямо и открыто говорить о своих потребностях — ключ, открывающий любые двери. Не стоит забывать об этом и на работе.
Основательницы стартапа Facematic LLC.
Фото: Adobe Stock