Во всем виноват тусовщик Энди Уорхол. Это он в конце шестидесятых произнес сакраментальную фразу, которая во многом предопределила развитие социальной жизни на ближайшие полвека: «Каждый имеет право на 15 минут славы».
Во времена Уорхола ни Live Journal, ни «Одноклассников» не было и в помине, но художник как в воду глядел. Это право полвека спустя превратилось в обязанность. Сейчас, чтобы считать себя успешными, многим из нас жизненно необходимо быть популярными, публичными людьми. Лучше всего, если тебя станут показывать по телевизору – пусть даже в дурацком виде, неважно. Но это еще не все. Сегодня недостаточно быть хорошим специалистом в своей области, надо быть узнаваемым... брендом, чтобы быть востребованной, причем не только на рынке труда. Даже те, у кого карьера не входит в число жизненных приоритетов, стремятся быть на виду и активно «работать лицом», благо возможностей для этого более чем достаточно. Одни выставляют свои фотографии во всевозможных позах и ситуациях на «Одноклассниках», «В контакте» и прочих социальных сетях типа Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), другие – как на работу ходят на разнообразные ток-шоу и вечеринки, лишь бы так или иначе засветиться.
С недавних пор отдельные предприимчивые граждане начали на этой нашей новой слабости зарабатывать. Они даже придумали новый термин – self-branding. По их словам, одним хорошим имиджем нынче не обойтись. Имидж – это упаковка, дизайн, а если подходить к человеку как к товару, то для него также важны пиар, маркетинг, промо-акции и прочая реклама. Специалисты в области селф-брендинга дают консультации. За большие деньги. Мы выяснили у них некоторые любопытные тонкости и теперь готовы пересказать их советы абсолютно бесплатно.
«Это – я. Чмоки :-)»
Вот как бывает: Ленок Будюкина – в Интернете эта привлекательная девушка представляет себя именно так, при том, что работает, на минуточку, главным бухгалтером крупной международной компании. На своем главном фото в «Одноклассниках» она сидит на стуле в мужской рубашке и трусах. Спинка стула находится аккурат между ее широко раздвинутых ног. Однако, надо отдать ей должное, она не всегда выбирает такие фотографии, есть и поприличнее. Поскольку она меняет их раз в два-три дня, у посетителей ее странички может создаться образ разносторонне развитой личности (на это ей, по крайней мере, хочется надеяться).
Почему: Интернет и модные сегодня «социальные сети» – рай для особого типа личностей, которых психологи называют «нарциссами». В детстве родители постоянно делали им замечания – не надо бегать, не надо шуметь, надо учиться. Их все время сравнивали со сверстниками, решали за них, что надеть, в какой кружок ходить и с кем дружить, в общем, им запрещали быть самими собой. В результате, уже будучи взрослыми, нарциссы продолжают постоянно ориентироваться на мнение окружающих. Поэтому они без устали собирают похвалу и внимание (которых им всегда не хватает, ведь они подсаживаются на это, как на наркотик). В социальных сетях такие люди находят себя: внимание они могут получать нон-стоп – их фотографиям ставят оценки, на их странички заходят «гости», оставляют комментарии, делают комплименты, посылают цветы (даром что виртуальные), приглашают в друзья. Чем не подспорье для не очень уверенных в себе людей, коими являются нарциссы?
Можно и лучше: Большинство пользователей Интернета, даже если думают, что продают свое лицо, на самом деле в лучшем случае только выставляют его на продажу. Красиво выложить на полку товар – еще не значит его продать. Каким принципом стоит руководствоваться, отбирая фотографии для своей странички в социальной сети, если вы, помимо всеобщих восторгов, хотите себя коммерчески продвинуть, привлечь не только бездельников, но и людей серьезных? По мнению специалистов по селф-брендингу, для начала стоит задать себе вопрос: «Что нужно знать обо мне моим коллегам и потенциальным работодателям?» Например, то, что вы красивая девушка (речь не идет о фото в бикини!). Что у вас отличные друзья (и что у них не пьяные красные физиономии, и глаза тоже не красные). Что вы отдыхаете в хороших местах (фотография в стиле «я на фоне Эйфелевой башни» – это, скорее всего, недостаточно креативно). Что вы получаете удовольствие от своей работы и знаете себе цену (фотография с последнего корпоратива – не самый лучший выбор, фотография в обнимку с Джудом Лоу – то, что надо). А еще нужно задуматься над тем, что помимо фотографий посетители вашей страницы, возможно, будут смотреть и на то, в каких сообществах состоит хозяйка, какую музыку она слушает и какие книжки читает. И здесь тоже, как настоятельно советуют эксперты, стоит соблюдать меру. Не выкладывать подробную информацию о бывших кавалерах и планах на ближайшие выходные, а оставаться для окружающих чуть-чуть загадкой, – те, кто вами заинтересуется, обо всем расспросят сами.
Фото – по почте
Вот как бывает: Визитки, брелочки, календари и кружки с собственными фотографиями, брошюры, щиты на улице «Маша, с днем рождения!» и книги про себя, любимых (последнее – удовольствие для более обеспеченных), – сегодня все идет в ход. Ну и что, что тонкая картонка фотографии в брелоке мнется и лицо на ней покрывается морщинами? Какая разница, что вы на кружке выглядите как отражение в кривом зеркале? На носу кризис, надо суетиться!
Почему: Среди поклонников этого типа самопиара встречаются все те же нарциссы, ведь такие люди как будто постоянно качаются на адских качелях. То они считают себя лучшими людьми на белом свете, то – последними из безнадежных. Собственного мнения о себе и своих действиях они не имеют, так как в детстве оно игнорировалось. Резюме, кстати, они обычно пишут в состоянии душевного подъема. Кроме нарциссов подобным довольно сомнительным способом продвижения себя пользуются люди с очень низким уровнем самокритичности.
Можно и лучше: Владелец крупной консалтинговой американской компании и автор ряда бестселлеров Том Питерс в своей книге «Человек-бренд» пишет, что суть любого проекта нужно уметь излагать не более чем в пяти пунктах. Это же применимо и в отношении рекламы самого себя. Конечно, речь не идет о том, чтобы заказывать кружку со своим фото и надписями «Маша отлично готовит кускус, поет, разбирается в музыке и хорошо составляет финансовые отчеты». Такие кружки вообще лучше исключить из оборота и подарить их бабушке с дедушкой. Речь идет о резюме, которое все кадровики хором советуют умещать на одной странице, не более. Фотография на резюме или визитке – вещь необязательная. Не в модельное же агентство вы нанимаетесь!
Круто, ты попал на TV
Вот как бывает: Активная участница реалити-шоу, рассуждающая о супружеской измене на личном опыте, героиня глянцевого журнала, повествующая с его страниц о своем экстремальном сексуальном контакте или демонстрирующая в самых интимных, вплоть до нижнего белья, деталях свой гардероб... Сколько таких, прославившихся на один день!
Почему: Тут, конечно, тоже можно вспомнить про нарциссизм, но хватит уже. Желание попасть в телевизор или на страницы журнала – это просто желание оказаться в другом мире, где балом правят небожители, а вокруг – деньги, слава и красивая жизнь. Причем оказаться там, вмиг перепрыгнув несколько ступенек социальной лестницы. А если поинтересоваться мнением психологов, то они скажут, что это – стремление стать как кто-то другой. Но чем больше девушка стремится походить на некую диву N, тем меньший интерес она представляет для окружающих. И тем меньше у нее уверенности в себе, как она ни старается.
Можно и лучше: Спросите у пиарщика, как он выстраивает стратегию популяризации бренда или артиста шоу-бизнеса, – и он расскажет вам про задачу и целевую аудиторию. Если есть задача стать известным экономистом или юристом – бессмысленно светить свое лицо в желтой прессе. И на передачи для домохозяек ходить не стоит – хоть и говорят, что телевидение способно распиарить кого угодно. Профессиональные сообщества в Интернете, закрытые социальные сети, профильные издания, а также конгрессы и семинары – вот места, где куется личный бренд успешного человека. Издания, формирующие общественное мнение, газеты и журналы влияния, – тоже неплохой вариант для продвижения себя. Правда, для того чтобы журналист «Коммерсанта» или «Ведомостей» позвонил именно вам с намерением взять эксклюзивное интервью, нужно действительно быть хорошим специалистом в своей области. А еще обзавестись собственным сайтом с хорошим контентом и внятной контактной информацией на первой странице. Почему же тогда столько людей сегодня стремятся попасть в телевизор? Присмотритесь к ним повнимательнее. Они «светятся» там не только из-за 15 минут славы – у них более приземленные и долгосрочные амбиции. Одна гостья «народного» ток-шоу продвигает свою компанию, производящую пельмени, другая – фильм со своим участием, третья – свой, только что открывшийся СПА-центр. Большинство людей, которые всеми силами (а это дорого!) рвутся попасть в рейтинговые телепрограммы, пиарят свои пельмени, грядущие концерты или политические партии.
Мальчики-девочки танцуют
Как это бывает: Красивые девушки в клубах зажигают бенгальские огни во внеурочное, совсем не новогоднее время. Они поднимают их высоко-высоко даже не для того, чтобы их заметили проходящие мимо мужчины. Точнее, в данный момент их интересует только один, тот, что с фотоаппаратом, штатный фотограф клуба. Если он нацелит на них свой объектив, а затем сделает пару снимков, можно будет залезть наутро на сайт клуба и показывать знакомым свои фотографии. Это почти как попасть на страницу светской хроники в глянцевых журналах. Только для того, чтобы твое лицо попало на сайт клуба, не обязательно быть богатой и/или знаменитой. Достаточно всего лишь быть (или просто казаться) веселой и хорошо одетой. Кстати, эти девушки часто стремятся попасть и на всевозможные презентации, на которых они сбиваются в стайки, точно продрогшие от февральского ветра воробьи. Головы втянуты в плечи, глаза затравленные... Но при появлении добычи в виде презентабельного мужчины они резко оживляются, начинают крутить головами и бросать по сторонам пламенные взгляды.
Почему: Психологи утверждают, что желание «светиться» на публике может быть связано с так называемой «истероидностью» характера. Это не истеричность, не привычка бить посуду об пол. Практически в каждом из нас живет такая «субличность», альтер-эго – актриса, душа компании, заводила, клоун. Альтер-эго стремится реализоваться, этой части личности публика просто необходима. Одним удается находить своих «зрителей» на работе, травить там байки и быть в центре внимания. Другим, чтобы оторваться по полной, необходимо пойти в клуб и протанцевать всю ночь на барной стойке так, чтобы окружающие рты пораскрывали.
Можно и лучше: Ни одна уважающая себя настоящая или будущая звезда не ходит на все мероприятия подряд, а четко придерживается определенных правил: здесь свое драгоценное лицо можно засветить, здесь – ни в коем случае, иначе его стоимость упадет. Более того, грамотные звезды прекрасно понимают, что ценится особенно высоко. Например, открытость. Если уж пришла на вечеринку – работай лицом, улыбайся. Покажи всем, что ты умеешь одеться к месту, вежливо и непринужденно общаться с обслуживающим персоналом, увлеченно вести беседу «ни о чем», создавая комфортную атмосферу для окружающих. Все остальное – бенгальские огни, фейерверки, глубокие декольте и деланно томные глаза – лучше оставить для ролевых игр в собственной спальне, там они более уместны. И дадут более интересные результаты.
Человек человеку нарцисс
Согласно греческому мифу, прекрасный юноша по имени Нарцисс отверг ухаживания нимфы Эхо, и в наказание боги влюбили его в собственное отражение в ручье. Оттого, что в этой любви он не мог обрести взаимность, юноша с горя превратился в цветок, который потом назвали его именем. В психологии нарциссами называют людей, которые не способны сопереживать, так как сами постоянно нуждаются во внимании, одобрении, подтверждении собственной значимости. В 1979 году известный американский историк Кристофер Лаш написал бестселлер под названием «Культура нарциссизма» (The Culture of Narcissism), в котором он утверждает, что современное общество потребления, где все мы вынуждены соревноваться друг с другом (у кого лучше муж, работа, машина, дом и т.п.), буквально пронизано нарциссизмом.
Самые «нарциссические» профессии:
- Актер
- Политик
- Рок-певец
- Юрист
- Модель
- Бизнесмен (реклама, частное предпринимательство)
- Журналист, писатель
- Врач
Фото: Getty Images