Далеко не у всех жизнь в офисе складывается благоприятно. Огромное количество людей сталкивается на рабочем месте не только со сплетнями и мелкими пакостями со стороны коллег, но и с манипуляциями, и даже угрозами со стороны начальства. От кого-то требуют невыполнимого, других вынуждают шпионить и доносить на коллег, третьи жалуются, что на них сваливают слишком много работы, четвертым предлагают подставить сотрудника или сделать еще какую-то подлость. Как выжить в джунглях современного офисного пространства, разбираемся вместе с психологом Татьяной Власевской.
Не так давно известный портал по поиску работы hh.ru проводил исследование, в котором было выявлено, что около 70% сотрудников подвергались в той или иной форме эмоциональному абьюзу со стороны руководства. Надо признать, что эта ситуация действительно неприятная и стрессовая для любого человека. Поэтому больше половины опрошенных в ходе этого исследования рассказали о том, что предпочли уволиться, так как противостоять давлению, которое на них оказывалось, стало для них невыполнимой задачей.
По этой самой причине ответ на вопрос: «Что делать, если вы столкнулись со сложным выбором на работе?» не может быть однозначным и зачастую зависит от характера того или иного человека, от его жизненных ценностей и приоритетов, а также от его личного выбора — кто-то выбирает себя и свое здоровье, а кто-то карьеру. При этом это совершенно не значит, что человек, который предпочел первый вариант, поступил верно, а тот, кто сделал ставку на карьеру — беспринципный. На эту ситуацию, как и на любую другую, можно посмотреть и под другим углом: первый сдался, отказавшись от борьбы за свое место, второй решил побороться, и в скором времени его, возможно, ждет карьерный рост.
Для начала попробуем разобраться, почему на рабочем месте возникают ситуации, когда человека ставят перед выбором, на него оказывают давление и так далее. В основе подобных историй лежит манипулирование. Для очень многих людей, обличенных в той или иной форме властью, это практически единственный известный им способ управления персоналом (читайте также: Несносный босс: как распознать (и обезвредить) токсичного начальника).
Почему так происходит? Потому что руководство в данном случае придерживается авторитарного стиля управления, который, в свою очередь, предусматривает детско-родительские отношения с сотрудниками, где начальник занимает позицию взрослого — контролирует, подавляет, читает нотации, требует невыполнимого, манипулирует, угрожает. Сотрудники же делятся на тех, кто всячески пытается заслужить любовь и доверие начальника-родителя, исполняя все возложенное на них с усердием, и на тех, кто переживает, страдает, нервничает, понимая, что все это отдает привкусом токсичности. По сути и те, и другие находятся в позиции ребенка, которому указывают, что делать: и они либо исполняют все молча, либо принимают правила игры после долгих возмущений и негодования. Когда терпеть подобное отношение становится невыносимо, вторая категория сотрудников выбирает себя и свое здоровье.
Как разрубить этот узел детско-родительских отношений в стенах офиса?
Самый простой выход (если вы не можете принять ситуацию) — уволиться, чтобы не терпеть то, что вам активно не нравится и является причиной вашего постоянного стресса. Но где гарантия, что на другом месте ситуация не повторится? Как вы сами понимаете, гарантий нет никаких, но поискать лучшее место для работы вы вправе.
Второй способ — попробовать занять в отношениях с руководством взрослую позицию. Если запастись вескими аргументами, должностной инструкцией и спокойствием (желательно, но необязательно), можно донести до начальства свой взгляд на эту реальность и резонно объяснить, почему вы того, чего от вас требуют, делать не будете. Поверьте, опытному сотруднику всегда есть, чем аргументировать свою точку зрения.
Главное, во время этого разговора соблюдать субординацию и не переходить на личности. Да, конечно, есть риск, что вас после этого попросят уйти «по собственному желанию». Но шансы на то, что вы из своей взрослой позиции будете услышаны, весьма высоки, что однозначно позволит вам повысить свою самооценку и перестать испытывать страх перед начальником-родителем.
Ведь так или иначе, когда перед нами встают вопросы: карьера или принцип; продолжать терпеть или положить конец страданиям, мы чаще всего руководствуемся страхом (потерять и не найти новую работу, начать все заново и т.д.). А страх — плохой советчик в любом хорошем деле. Страх заставляет нас терпеть и делать то, что нам не нравится. Преодолев свой страх, можно открыть путь к более созидательному способу существования и строить свою жизнь так, как хочется в первую очередь вам.
Психолог.
Фото: Getty Images