«Примерно 5 месяцев назад устроилась на работу и до сих пор не удалось нормально влиться в коллектив. Мне кажется, меня избегают коллеги. Пару раз пыталась вежливо „напроситься“ на совместный обед, но они незаметно „сливались“ или, когда я предлагала вместе пообедать, находили рабочие отговорки. При этом открытых конфликтов нет, вроде, все довольны моей работой. Подскажите, можно ли как-то завоевать доверие новых коллег?»
Читательница marieclaire.ru, 27 лет
Ответ эксперта:
Примерные сроки адаптации к новым условиям составляют от 3 до 7 месяцев. Иногда больше, особенно когда дело касается взаимодействия с новым коллективом. Вы уже прошли период острой адаптации, который длится примерно месяц и вы уже более-менее привыкли и влились в коллектив. Как проходил начальный период? Были ли какие-то особенности? Как вас воспринимали и общались с вами?
Когда вы пришли туда, скорее всего, у них уже был устоявшийся коллектив, в котором сложились свои правила и традиции, а также линии взаимодействия и роли. Вы — новый человек и к вам будут присматриваться примерно столько же, сколько вы будете проходить адаптацию.
Обратите внимание на несколько важных моментов.
Как вы общаетесь с коллегами по рабочим вопросам, охотно ли они идут на контакт. Обычно мы можем считывать обратную связь от окружающих по их поведению в разных ситуациях.
Как устроено взаимодействие между ними, кто лидер в компании, кто с кем больше общается. Это даст вам представление о подгруппах, сложившихся в коллективе, иногда они бывают конфликтующими между собой. Исследуйте эти вопросы, это поможет вам быстрее сориентироваться и выбрать более правильную линию поведения.
Ваше поведение с коллегами тоже важно. То, как вы себя ставите, как общаетесь. Не выглядит ли ваше желание общения навязчиво? Не угодничаете ли вы? Главное — быть самой собой, максимально естественной, иначе впоследствии будет сложно менять свое поведение и показывать себя настоящую (читайте также: Не потерять себя: как обозначить и защитить свои личные границы).
Пока вас полностью не приняли, лучшая позиция — невмешательство. Не ввязывайтесь в склоки и конфликты, не сплетничайте, не дружите против кого-то.
Выявив, кто лидирует в коллективе, постарайтесь завести общение с неформальным лидером, сблизиться с ним. Получить его поддержку в коллективе будет полезно для вас.
Пока не стоит вносить свои правила и что-то менять в устоях коллектива. Это может вызвать только напряжение и отторжение.
Слишком не углубляйтесь в личную жизнь — рассказывая о себе или расспрашивая других. Это тоже может вызвать настороженность и напряжение, потому что нарушает личные границы людей, а они разные у всех. Предпочтительно придерживаться нейтральных тем.
Очертите границы ответственности и по рабочим вопросам и в личном взаимодействии, чтобы не оказаться либо слишком услужливой, либо очень дистанцирующейся, придерживайтесь золотой середины.
В целом, для того, чтобы завоевать доверие коллег необходимо время и подобающее поведение и все обычно образуется само собой. Если происходят перекосы или какие-то проблемы, то нужно исследовать каждый случай индивидуально с психологом и искать подходящие именно вам выходы и решения (читайте также: 5 черт психологически зрелой женщины).
Взрослый, подростковый и семейный психолог. Специалист по улучшению отношений с собой и другими людьми. Автор курса «Мышление стройности».
Личный сайтФото: Shutterstock