Если задуматься, то звучит здорово: все ваши сотрудники работают под одной крышей, в результате чего командная работа не просто процветает, а достигает эффекта синергии. Вам не нужна переговорка для совещаний, разные отделы могут быстро консультироваться друг с другом без лишних телодвижений, а начальство имеет возможность следить за работой своих подчиненных, вместе с тем создавая иллюзию близости к ним. Не говоря уже о том, что содержание таких офисов обходится элементарно дешевле. Демократично, модно, свежо.
И довольно популярно: считается, что в США open space распространен в 70-80% компаний, причем в авангарде здесь стоят такие гиганты как Google, Yahoo, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). В России таких компаний меньше: по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, некоторое время назад их количество составляло 14%. Впрочем, надо думать, что процент этот растет – особенно в крупных городах, где все больше компаний стараются работать по западным образцам.
Однако практика показывает, что то, как опенспейсам удается сплотить коллектив, не идет ни в какое сравнение с тем, какие негативные эмоции они вызывают у работников, вынужденных ютиться в одном месте с десятком других людей, на самом деле. Оказывается, в тех же Штатах тренд на открытые офисы постепенно становится антитрендом, и тому есть весьма веские основания. Рассказываем, какие.
Низкая, а не высокая продуктивность
Ожидание. В офисах открытого типа легче строить коммуникацию между коллегами и начальством, следовательно, продуктивность будет выше.
Реальность. Мультизадачность – талант особый, и, вопреки распространенному мнению, далеко не каждый способен его освоить. На деле же, трудясь в офисах, где вас, по сути, может отвлечь любой разговор коллеги или чей-то чужой телефонный звонок, вы можете потерять до 20 минут рабочего времени в день. По данным соцопросов, невозможность сосредоточиться и постоянный шум – это основные пункты, на которые жалуются работники опенспейсов. «Производительность в офисах открытого типа втрое меньше той производительности, которую можно достичь, находясь в бесшумном помещении», – считает Джулиан Трежер, автор книги «Sound business: how to use sound to grow profits and brand value». В результате, чтобы завершить все дела, зачастую ваши сотрудники будут вынуждены оставаться в офисе допоздна или же забирать работу домой.
Другая опасность – типы офисов, при которых у каждого сотрудника нет конкретно закрепленного за ним рабочего места: каждый день он выбирает себе новый компьютер и перекладывает на новое место все нужные ему бумаги, оборудование и так далее. В этом случае косвенно может пострадать и наша вовлеченность в работу: отсутствие систематизации рабочего плана даст дополнительную нагрузку на мозг, которому подсознательно придется потратить какое-то время на адаптацию к новым условиям.
Стагнация, а не развитие
Ожидание. Частое общение внутри открытого пространства приведет к возникновению большего количества креативных идей.
Реальность. К сожалению или к счастью, даже профессиональные специалисты – это тоже люди, и даже их можно легко отвлечь разговорами не по рабочим вопросам. Адепты open space полагают, что любая коммуникация в открытых офисах будет неизменно приводить к новому мозговому штурму, в результате которого у сотрудников могут родиться нестандартные бизнес-решения. Однако многие забывают при этом, что, как правило, оригинальные идеи редко приходят в голову спонтанно и за рядовой беседой. Чаще всего менеджерам приходится созывать целое совещание, к которому каждый обязан хорошо подготовиться и которое будет требовать максимальной концентрации. Условия открытого пространства приведут только к неформальным разговорам и, как следствие, потере рабочего времени (читайте: «7 способов сделать рабочие совещания максимально эффективными»).
Раздражительность, а не сплоченность
Ожидание. Помещенные в один кабинет, сотрудники будут больше общаться друг с другом, а, значит, коллектив будет дружнее и крепче.
Реальность. Многим людям просто необходимо соблюдение личных границ, которое в офисах открытого типа невозможно по определению. Согласно исследованию профессора психологии Манчестерского университета Кари Купера, около 74% британских работников раздражает тот факт, что любой их коллега (а то и начальник) может беспрепятственно посмотреть в их мониторы или же проследить, чем они заняты. В результате некоторые работники будут стремиться сымитировать занятость, что, конечно же, никоим образом не отразится на благосостоянии компании (читайте также: «Ролевые офисные игры: кто вы для своих коллег (и как вы выглядите на самом деле)»).
Доктор Рейчел Моррисон из Оклендского технологического университета на основе опроса 1000 работающих австралийцев делает вывод, что офисы открытого типа, скорее, способствуют пассивности сотрудников: со временем они перестают согласовывать свои решения друг с другом, перестают друг другу доверять и элементарно устают от компании своих коллег. Исследователь также установила, что дружеские отношения между коллегами, работающими в открытом офисе, оказываются куда менее крепкими, чем даже у тех людей, которые большую часть рабочего времени проводят дома или в дороге.
Еще один важный момент – физические условия. Температура в помещении и вытекающая из нее «битва за кондиционер», освещение, шум и расположение рабочих столов, – удивительным образом в помещении, где не предполагается никаких границ, люди чувствуют себя куда более отчужденными и раздраженными, не испытывая никакой потребности в продуктивном общении.
Стратегия по выживанию
Тем не менее, несмотря на очевидные недостатки опенспейсов, многие начальники все еще считают, что такая организация помещения дает неоспоримое преимущество – контроль. «Мне нравится, что я всегда в курсе того, на каком этапе находятся все наши проекты», – рассказывает изданию The Boston Globe Фейт Марабелла, CEO компании Wellesley Design Consultants. Социологи и специалисты по дизайну же отмечают, что в ближайшее время офисы открытого типа еще будут распространены, а значит, придется осваивать хаки, которые помогут максимально эффективно построить свою работу в таких пространствах.
- Наушники. «Если вам приходится работать в таких пространствах, носите с собой наушники и слушайте записи типа пения птиц, – советует Джулиан Трежер со сцены Ted. – Наденьте их, и ваша производительность снова повысится до вашей нормы».
- Группируйтесь в команды. Идеальный вариант – если вы сидите в кабинете с одним или двумя коллегами, однако если это невозможно, постарайтесь разграничить опенспейс на секторы, где в каждом будут располагаться сотрудники одного отдела.
- Приватизируйте рабочее место. Создайте четкую и позитивную «связь» с тем местом, за которым вы работаете. Это может быть, что угодно: портрет ребенка, небольшое растение, стопка стикеров любимого цвета, мудборд. Важно сделать так, чтобы ваш рабочий стол заменил вам отдельный кабинет, где все устроено по вашему вкусу и запросам.
- Переключайтесь. Уровень стресса сотрудников, работающих в условиях open space, выше, чем у тех, кто работает в отдельном кабинете, так что ваша задача – хотя бы иногда выходить из офиса. Небольшая гимнастика, прогулка, обеденный перерыв или поход в комнату отдыха (если таковая имеется), – не пренебрегайте этими возможностями «разгрузить» свою нервную систему, чтобы она неожиданно не дала сбой.
Фото: Getty Images