Кошелек или жизнь: как найти work-life balance

В нашей стране уже более 80 лет женщины активно работают и при этом далеко не всегда выбирают чисто женские профессии. В свое время с тем же успехом, что и мужчины, они отливали сталь, водили поезда и строили БАМ. С переходом к рыночной экономике женщины не сдали своих позиций, напротив — попытались их укрепить. Некоторые открыли частные бизнесы, другие перешли на управленческие должности в большие корпорации.

Доля женщин в руководстве российских компаний — одна из самых высоких в мире. В этом плане мы обошли США и многие страны Европы, имея, по данным исследования Grant Thornton International, 47% женщин на высших управленческих позициях. Но раньше времени радоваться не стоит. Если повнимательнее присмотреться к этим позициям, то становится очевидно, что в основном они традиционно женские — директор по персоналу, директор по маркетингу, главный бухгалтер, реже — финансовый директор. Женщины на позициях генерального директора у нас по-прежнему встречаются нечасто.

Кошелек или жизнь: как найти work-life balance

Основная причина — уходящий корнями в далекое прошлое стереотип, что «место женщины на кухне», а также отталкивающие руководителей перерывы в карьере из-за декрета, необходимость совмещать работу и домашние обязанности. Так или иначе, согласно исследованию Hays, 62% российских женщин признают наличие гендерных барьеров для развития карьеры, а значит, «стеклянный потолок» у нас действительно существует. Но так ли он непробиваем, как кажется? Своим видением женского лидерства и лайфхаками о том, как найти work-life balance, делится Анна Знаменская, директор по глобальному развитию компании Rakuten Viber.

Женщина не должна бояться говорить о своих потребностях

Женщины могут не только менять отношение общества к женскому лидерству, но и создавать условия для других активных представительниц своего пола. Главное — не бояться просить поддержки, если она требуется. Любой руководитель заинтересован в том, чтобы удержать ценного сотрудника, и если женщина таковым является, он почти наверняка будет готов пойти ей навстречу. К примеру, предложить временный гибкий график или удаленную работу пару дней в неделю.

Кошелек или жизнь: как найти work-life balance

«Когда я ждала свою дочь Соню, я была генеральным директором медийной компании, — отмечает Анна. — Мне было неудобно попросить акционеров-мужчин дать мне какие-то послабления в связи с рождением ребенка. И я не хотела уходить в декрет, так как они тут же взяли бы на мое место другого человека. Я была в декрете всего 3 недели. Через несколько лет, когда я стала генеральным директором ivi.ru, я наняла на работу прекрасную сотрудницу на должность директора по контенту. Буквально на третью неделю нашего сотрудничества она пришла ко мне в слезах с сообщением, что беременна, ожидая, что я буду выговаривать ей, как она могла так меня „подставить“. Вместо этого я предложила ей поддержку, и мы выработали подходящий нам план действий. Она работала из офиса фактически до родов, а потом уехала к семье в Ростов, откуда прекрасно работала удаленно полгода. Как мы сейчас видим в связи с пандемией, это — совершенно нормально и не влияет на качество работы, но 7 лет назад это казалось нереальным».

Нужны изменения в законодательстве

Помимо либерализации самого отношения к женщине-руководителю и принятия этой роли обществом необходимы законы, которые позволят женщинам не выбирать между карьерой и личной жизнью, а чувствовать себя социально защищенными и не бояться заводить детей. Многие западные компании предлагают оплату декретного отпуска в течение 4-6 месяцев в размере полной заработной платы — это позволяет побыть с ребенком, найти няню и не думать о том, где взять на нее деньги, но это, скорее, исключение, чем правило. В России женщины с детьми — самая социально незащищенная часть населения, а учитывая количество разводов, можно говорить о том, что все бремя по воспитанию и финансированию ребенка ложится только на ее плечи.

Кошелек или жизнь: как найти work-life balance

«В Испании декретный отпуск составляет 3 месяца. В России — 3 года. „Как вам повезло!“ — восклицают мои европейские подруги, — рассказывает Анна. — Я не думаю, что это так, ведь наше пособие по уходу за ребенком вряд ли составит больше 18 000 рублей в месяц! В нашем государстве есть абсурдный максимум выплат декретного пособия, при этом налоги мы платим со всей зарплаты, будь она 40 000 или 400 000 рублей в месяц» (читайте также: Декрет или карьера: как сделать правильный выбор (и не пожалеть о нем)).

Поддержка в семье — залог успеха

Семья не только не мешает карьере, она ей помогает, если с женщиной дома — партнер, который мотивирует, поддерживает и всегда готов подставить плечо. Поддержка нужна не только в офисе — в первую очередь, она нужна в семье, и тогда будет намного легче достигать своих целей. Особенность русского менталитета, к сожалению, до сих пор позволяет мужчине после работы лечь на диван и играть в компьютерные игры, тогда как женщина, отработав тот же полный рабочий день, должна заниматься готовкой, уборкой, уроками и поделками в детский сад. Выбор партнера — самый важный выбор, который женщина может сделать для себя. 

«Когда я узнала, что беременна, я сдавала GMAT, чтобы подавать документы в Гарвард на МВА, — поделилась Анна. — Я была совершенно не готова к беременности, потому что мне казалось, что это событие разрушит всю мою карьеру. Что я могла тогда понимать? Мне было 24 года. Мой муж был старше меня, и благодаря ему я поверила в то, что у меня получится заниматься и карьерой, и ребенком одновременно. Он всегда поддерживал меня во всех моих начинаниях. Это очень важно — знать, что рядом есть человек, который не только поговорит с тобой о твоих проблемах, но и нальет тебе суп, когда иногда ты в 10 вечера приходишь домой с работы». 

Анна Знаменская

Директор по глобальному развитию компании Rakuten Viber.

Фото: Getty Images