Что вы скажете по поводу очередей на Серова – это следствие грамотного пиара или возросший спрос на культурные мероприятия?
В основе успеха любой PR-кампании лежит сам контент - продукт и его качество. Выставка Серова была потрясающая, масштабная, собранная из лучших работ художника, многие из которых впервые показывались публике. Плюс, Серов все-таки художник всеми любимый, народный, всегда ожидаемый. Поэтому очереди, прежде всего, заслуга самой выставки, кураторов и гениальности Серова.
Мы стараемся к каждой выставке подобрать свой подход для PR-кампании, во многом в контексте выставки Серова мы вышли на другой, непривычный для российских музеев язык коммуникации. Во-первых за месяц до открытия выставки мы запустили видое-тизер с ожившей девочкой с персиками, который побил все рекорды по количеству просмотров, даже по сравнению с тизерами западных музеев. Вообще такой формат используют все зарубежные музеи в мире, мы же пока пренебрегали этим одним из самых эффективных инструментов анонсирования.
Помимо тизера был запущен промо-сайт выставки, который пользовался большой популярностью. Мы сделали серию видео-сюжетов по местам биографии Серова, мобильные приложения, вышел потрясающий каталог выставки, коллекция сувениров. Мы посвятили программу «Ночи искусств» Серову. Директор и кураторы дали сотни интервью о выставке. Это результат работы всей команды нашего музей, наш общий большой успех.
Можете описать, какая, в основном, сейчас аудитория у музеев? Сильно ли изменился среднестатистический посетитель с начала 2000-х?
В прошлом году мы проводили много исследований аудитории нашего музея, скоро получим точные результаты и будем их анализировать. По предыдущим опросам, наша аудитория получается очень широкой: от родителей с детьми и пенсионеров до модной молодежи и иностранцев, плюс, у нас много зданий с разным профилем.
В целом, сейчас посетитель стал более требовательным к качеству, к сервисам, к общему уровню. У людей появилась «насмотренность», мне кажется, какая-то общая осознанность и понимание ценности своего времени. Если человек идет в музей и закладывает свое время для этого, он хочет четко понимать, что он там получит – какие выставки посмотрит, с каким уровнем комфорта проведет время, где и что поест, где отдохнет, как припаркуется, кого может встретить из знакомых, и так далее... Очень много факторов, которые играют роль в принятии решения, куда пойти. Мы хотим стать музеем, любимым всеми категориями посетителей. Это всегда самая сложная задача.
Расскажите, в чем особенность работы в PR в области искусства и нужны ли вообще музеям «пиарщики»?
Что касается особенности работы, то помимо понимания и знаний всех эффективных инструментов PR, нужно очень глубоко знать и чувствовать предмет. В моем случае, это двойная работа и учеба параллельно. К каждой выставке, к которой мы проводим PR-кампанию, я тщательно готовлюсь: иду в библиотеку, изучаю художника и творчество, общаюсь с нашими научными сотрудниками и кураторами. Для меня это большое счастье и это по-настоящему бесценно.
Плюс, нужно быть всегда в контексте мировых музейных трендов, следить, читать, общаться, ездить и смотреть: формы и способы коммуникаций меняются вместе с потребностями аудитории, нужно всегда быть в курсе и ориентироваться в этой области.
По поводу «пиарщиков»: наша работа направлена на удовлетворение потребностей современной аудитории, на донесение до нее информации самыми разными и доступными способами, на сохранение и поддержание нашего культурного кода, на развитие. Мне кажется, у любого музея есть потенциал стать местом вдохновения, культурной артерией, куда ты приходишь провести целый день с любимым человеком, семьей, родителями и друзьями. И музеи должны быть разные, и современные и не очень, со своей атмосферой.
Рынок потребления с этим засильем одинаковых бездушных торговых центров – очевидная тенденция к массовой деградации, музеи должны стать достойной альтернативой этому досугу, который сейчас стал нормой жизни для большинства людей.
Как вам кажется, обязательно ли иметь профильное образование для работы в искусстве?
Мне кажется, для работы в подобной сфере главное – опыт и любовь к людям, для которых ты это делаешь. Я уверена, что работа в музее – прежде всего очень осознанный личный выбор, полная концентрация и понимание, зачем вообще ты туда идешь. Ну и, конечно, безусловная преданность своему делу. По-другому никак.
Я вот закончила факультет журналистики Международного университета в Москве (МУМ), много лет писала для разных изданий от ИТАР-ТАСС до глянца про искусство и культуру, потом начала организовывать сама какие-то небольшие мероприятия, выставки и так далее. Много ходила на лекции по истории искусства в ту же Третьяковку еще до того, как пришла сюда работать. Закончила RMA. Есть план на ближайшее будущее получить искусствоведческое образование, так что профильное образование явно не будет лишним, но оно совершенно не обязательно.
Вы упомянули бизнес-школу RMA. Сегодня многие продолжают обучение, поступая на подобные программы. Как вы туда попали, и дало ли вам что-то подобное обучение?
Я попала в школу через моего знакомого Николая Палажченко, куратора и создателя курса, который я, собственно, и окончила, «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». На момент учебы я уже работала в Третьяковской галерее, но чувствовала, что направление не совсем мое (тогда я занималась развитием интернет-проектов и SMM), и мне больше хотелось сменить деятельность в сторону связей с общественностью и организации мероприятий.
У нас был довольно сжатый и динамичный курс, полное погружение в среду, знакомство со всеми ключевыми персонами, экскурс в работу главных культурных институций. После окончания занятий у меня был сильный эмоциональный подъем, я была очень вдохновлена, хотелось делать больше, не бояться быть услышанной в нашем консервативном музее, верить в свои идеи. Я познакомилась с нашим нынешним директором, Зельфирой Исмаиловной Трегуловой, на ее лекции в RMA (тогда она занимала пост заместителя генерального директора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля), там же приобрела много друзей и единомышленников, с которыми мы держим связь до сих пор, работаем, встречаемся.
Полученные знания и знакомства очень пригодились мне в работе, я стала гораздо лучше понимать многие внутренние процессы, специфику работы в нашей среде, очень пригодился опыт музейного менеджмента, которым делились с нами такие гуру, как Марина Девовна Лошак, Зельфира Исмаиловна Трегулова, Василий Церетели и другие.
Фото: Амалия Алефиренко / здание: Евгений Алексеев