CEO международной образовательной платформы Lectera.com, автор методологии Fast Education и книги-бестселлера «Учись или уходи с рынка» Мила Семешкина рассказала Marie Claire о том, почему нельзя верить мифам о женщинах-лидерах
Число женщин-руководителей неуклонно растет с 1960-х годов. Сегодня их можно увидеть на самой высокой позиции в крупной компании, за штурвалом самолета, у руля огромного корабля и даже на посту президента целой страны. Об историях успеха представительниц прекрасного пола пишутся книги и снимаются оскароносные фильмы. Однако если бы все вокруг действительно было настолько прекрасно и равноправно, тема этой статьи звучала бы совсем иначе.
Прежде всего, необходимо сказать, что женщина-предприниматель, как правило, априори мыслит вне всяких предрассудков и атавизмов. Проблема лишь в том, что общество далеко не всегда поспевает за трансформациями, происходящими в сознании самых продвинутых и активных людей. Именно поэтому стереотипы, господствующие в современном мире, поддерживают скорее «мужскую модель» и могут препятствовать карьерному росту женщин. Рассмотрим самые распространенные из них.
Женщины не созданы для серьезной работы
Первый, самый главный стереотип, который все еще существует не только в России, но и на западе — это мнение, что женщине не место в бизнесе, а ее удел — семья. Поскольку подавляющее большинство предпринимателей — мужчины, данное убеждение продолжает переходить из уст в уста, а работающие девушки и матери вызывают скорее осуждение и сожаление, нежели чем восхищение и уважение. Чтобы стать своей среди мужчин, женщине не достаточно быть лучшей в своем деле. Она должна иметь стальные нервы, быть борцом, раз за разом доказывать, что она достойна возложенных на нее обязанностей. От дискриминации не застрахован никто.
Гарантом безопасность не является даже крупная международная организация. Яркий тому пример — сексистский скандал, произошедший в Google три года назад. Все началось с того, что программный инженер компании разослал своим сослуживцам 10-страничный манифест, в котором объяснял, что женщины в сфере IT менее успешны, чем мужчины — исключительно из-за биологических особенностей. Увольнением автора нашумевшего документа дело не ограничилось. После публикации манифеста несколько сотрудниц Google подали в суд на своего работодателя из-за сексизма. Выяснилось, что женщины в американской корпорации на аналогичных или близких должностях получают меньшую зарплату, чем их коллеги мужского пола.
Женщина-одиночка не станет успешной
Следующий стереотип по сути противоречит первому, но по неведомой причине едва ли не выходит на первый план. Речь идет о весьма странной логической цепочке «муж-ребенок-карьера». Бытует мнение, что женщина без семьи и детей не может добиться успеха. Независимость и свобода воспринимаются с подозрением. Отсутствие отношений как изъян. Наглядно этот диссонанс показан в сериале «Крах», где героиня Джиллиан Андерсон, талантливый детектив Стелла Гибсон, постоянно критикуется коллегами мужского пола за холостяцкий образ жизни, который, как им кажется, не применим к женскому образу. Успех г-жи Гибсон по части расследования серьезных преступлений постоянно отходит на второй план (читайте также: «Ролевые офисные игры: кто вы для своих коллег (и как вы выглядите на самом деле)»).
Биологические часы как сигнал к действию
«Уже 35, а я без мужа и детей. Все. Жизнь пропала». Данную фразу так или иначе знает каждая женщина, но не всякая вспомнит, что времена, когда бальзаковский возраст считался синонимом зрелости, безвозвратно ушли. Кроме того, раннее замужество и карьера двигаются в разных направлениях, а наверстать упущенное за декретное время крайне сложно, особенно на начальном этапе работы по профессии. Здесь еще стоит упомянуть нобелевских лауреатов — 99% из них мужчины, либо одинокие, либо вступившие в брак в сознательном возрасте.
Инвестиции в сотрудника-женщину не оправданы
Зачем вкладываться в профессиональное развитие женщины, если через пару-тройку лет она все равно уйдет в декрет? Очередной стереотип, вступающий в конфликт с предыдущим и препятствующий продвижению по карьерной лестнице. Если обратиться к статистике, то риски работодателей кажутся действительно обоснованными: количество женщин в возрасте 35 и более лет среди сотрудников стабильно уменьшается, поскольку после родов значительная часть девушек в офис не возвращается. Но если посмотреть на причинно-следственную связь, то можно обнаружить, что сегодня женщины выбирают декретный отпуск в основном в связи со стагнацией на рабочем месте и отсутствием возможностей для продвижения по службе.
Непросто приходится и женщине с ребенком. Почему-то у ее коллег почти всегда есть уверенность, что такой работник будет часто брать больничный. Но никто не понимает, что женщина, у которой есть дети — самый дисциплинированный человек, дорожащий своим местом. Не стоит и забывать то, что не все женщины, выйдя замуж, собираются сразу рожать детей. В этом вопросе на первое место выходит внутренняя мотивация и настрой. Если женщина намерена добиться успеха в бизнесе, то она будет идти вперед и только вперед, не сворачивая. Здесь нет разницы между гендером. Здесь перед нами человек, у которого есть цель (читайте также: «7 техник НЛП, которые помогут добиться успеха на работе»).
Женщина-босс — это только эмоции
До сих пор многие соискатели при устройстве на работу интересуются полом своего будущего руководителя. Бытует мнение, что женщина-начальник непременно человек с неуравновешенной психикой, эмоциональный и не способный держать удар. Чтобы понять, насколько далеко от истины это утверждение, достаточно вспомнить хотя бы «железную леди» Маргарет Тэтчер. Опыт мировых компаний также говорит об обратном: женщины-руководители проявляют такой же напористый характер и менее склонны к гендерным и социальным стереотипам. Они жесткие, прагматичные, дисциплинированные и системные люди.
Консалтинговой компанией Zenger Folkman недавно был проведен опрос 16 000 руководителей разного уровня, где треть из респондентов — женщины, две трети — мужчины. Выяснилось, что женщины набрали больше очков в 12-и из 16-и компетенций, в том числе «проявляет инициативу». Кроме того, женщины оказались впереди в таких важных областях, как «сотрудничество и работа в команде», «практика саморазвития» и «построение отношений».
В современном мире женщин, занимающих лидерские позиции в бизнесе, становится все больше и больше. У нас наиболее развиты такие качества, как выносливость, самоконтроль, хитрость и внимание к деталям. Женская самоотверженность развеивает мифы о слишком мягком и эмоциональном подходе к руководству и ведению бизнеса. Миру пора перестать мыслить устаревшими представлениями и стереотипами. Женственность — это супер-сила, способная покорить любой олимп.
Основатель и СЕО международной образовательной платформы Lectera.com, эксперт по быстрому и эффективному обучению, автор методологии Fast Education и книги-бестселлера «Учись или уходи с рынка».
Личный сайтФото: Getty Images