Ирина Никулина, генеральный директор ООО «Буарон», рассказала Marie Claire, как современному обществу удается постепенно ломать стереотипы, и почему на топовые позиции приходят все больше женщин.
Оглядываясь назад, понимаю, что вопрос «неравных возможностей» в начале моей карьеры меня занимал очень мало. Тогда, в ситуации растущего бизнеса 90-х, все — и мужчины, и женщины работали на пределе возможностей. И нередко получали выдающиеся возможности карьерного роста. Так, с 1995 года и стартовых позиций в компании за десять лет я прошла путь до руководителя международных стратегических проектов.
Впервые я «осознанно» столкнулась с «гендерной повесткой» на деле, уже став руководителем довольно большой команды. Команды из 12 мужчин, c блестящим европейским образованием, уже сделавших определенную успешную карьеру в этой компании. Это случилось уже в 2006 году, когда я приняла предложение переехать во Францию, чтобы развивать бизнес в странах СНГ и Балканского региона. Отношение, особенно в начале, всех этих образованных людей было, мягко сказать, сдержанным на грани саботажа.
Тогда еще не было закона, с 2017 года уравнивающего права женщин и мужчин: согласно которому в совете директоров компании должно быть не менее 40% женщин. И тот же закон теперь обязывает компании выплачивать равные зарплаты мужчинам и женщинам на одинаковых позициях.
Как не быть «женской тенью» мужского коллектива?
Считается, что мужчины не любят, когда ими руководят, особенно, если это делают женщины. Так, идеальным «портретом руководителя» для моей команды по их же мнению был мужчина 45 лет. Подозреваю, что такой портрет имеет место быть во множестве коллективов. Но любой бизнес устроен гораздо сложнее. И что, если этот руководитель – женщина 35 лет? Возможно, читательница Marie Claire?
Я убеждена, что каждый из нас (независимо от того, будь то мужчина или женщина) многогранен, во взаимодействии проявляется наша разница: не только гендерная, но и культурная, и психоэмоциональная, и ценностная, и возрастная. Разница не значит слабость! Для меня — это проявление силы коллектива, силы компании, которая от этой разницы получает не только взвешенные, креативные, богатые решения, но и умело использует синергию эффекта.
Я могу поделиться простым алгоритмом, который позволял мне рационально оценить ситуацию и свои силы. Достаточно ответить на несколько вопросов в ситуации, когда вы сомневаетесь в себе.
Подумайте, насколько факторы, которые снижают вашу ценность как сотрудника, действительно значимы?
Так, в той истории с переездом во Францию мои компетенции ставились под сомнение по причинам, прямого отношения к бизнесу не имевшим: пол, возраст, незнание французского языка и некоторых «культурных» настроек. Настоящие ли это барьеры? Если это исключительная субъективная оценка других людей – постарайтесь не обращать на это внимание. Она пройдет, когда люди увидят, что ваш возраст не мешает профессионализму, а скорее дает вам преимущество в наличии колоссального заряда энергии и сил.
Если же это касается факторов, требующих вашей адаптации — сделайте это «не ломая себя». Так я очень быстро поняла, что во Франции не нужно прикасаться к людям руками во время разговора (похлопывания по плечу там воспринимаются как нарушение границ личного пространства). Не нужно болезненно реагировать на традиционное опоздание на 10-15 минут на встречу, и обязательный small talk, который в отличие от российских представлений может тянуться в два раза дольше.
Что в компании или команде является дефицитом, и как вы можете его восполнить?
Я сразу обратила внимание на то, что являлось «дефицитом» для этого бизнеса, для людей, с которыми я в одной команде. Например, организованность, настойчивость, работоспособность, способность уверенно принимать решения, несмотря на наличие определенных рисков. Впоследствии это и стало одним из моих козырей. Ведь компании надо было развивать проекты не на территории медленной и стабильной Европы, а в развивающихся странах, где нужно быстро принимать решения и не бояться брать ответственность за них. Да, для французов это неочевидные качества, а для российского бизнеса — основные.
Каковы ваши основные черты личности?
Важно фокусировать свое внимание не только на своих недостатках и областях, требующих улучшение. Мы все выросли со здоровой долей самокритики, но стоит также четко осознавать свои положительные аспекты. Например, энергичность, гибкость, дружелюбие, умение быстро адаптироваться к предложенным обстоятельствам. Подумайте о том, какая вы. Вы вряд ли сможете исключить эти стороны своей личности —оставайтесь собой. Но используйте эти качества себе на пользу!
Современный бизнес показывает, что гораздо эффективнее быть собой, чем абстрактным «мужчиной 45 лет». Разумеется, это все работает, если вы остаетесь профессионалом, партнером и «товарищем» для своего коллектива. Если вы готовы строить долгосрочные взаимоотношения на доверии и уважении друг к другу, вне зависимости от занимаемой должности, пола и возраста.
Думаю, что очень скоро гендерная повестка будет полностью поглощена трендом Diversity & Inclusion (разнообразие и инклюзивность – прим. MC). Ключ к успеху — многообразие взглядов и экспертизы!
Материал подготовлен совместно с ассоциацией «Равные права и равные возможности» – первой в России коммуникационной площадкой для коммерческих и некоммерческих организаций, а также частных лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации людей на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Об эксперте:
генеральный директор ООО «Буарон».
Фото: Getty Images