Пилот европейских чемпионатов кольцевых гонок класса Gran Turismo, единственная представительница России в чемпионате Formula BMW - невероятно обаятельная женщина. С первого взгляда и не скажешь, что эта хрупкая блондинка, мать двоих детей, жена – еще и делает успешную карьеру на максимальных скоростях (скорость тут, кстати, не фигура речи – разгон до 270 км/ч, можно сказать, ее профессиональный почерк).
В серьезном автоспорте Наталья с 2010-го года. В Formula BMW участвует под именем Natalie, с российским флагом на болиде.
Мне ближе и понятнее ручная коробка передач
Элина Брагинская: Наталья, приветствую вас. Спасибо за участие в программе «Почерк успеха». Давайте говорить о приятных женских необычностях: автогонках, скоростях и управляемом женском экстриме. Мне нелегко было вас найти, теперь понимаю – почему. Вы возглавляете новое направление?
Наталья Фрейдина: Да, теперь одно из направлений моей работы будет расширено. Оно поможет мне в развитии автоспорта, в частичности – женского автоспорта. В настоящее время я возглавляю Комитет «Женщины в автоспорте» Российской Автомобильной Федерации по развитию автоспорта и представляю Российскую Федерацию в FIA.
Очень рада, что мне удалось включить эту встречу в ваш плотный график. Прежде хотелось бы узнать, как возникло желание заняться автоспортом. С чего началась ваша история?
Меня всегда привлекал драйв. Движение и адреналин – необходимые условия моего бытия. Сначала это было хобби, а после 20-ти лет увлечение переросло в профессию.
Как вы считаете, что способствовало вашему успеху?
Видимо, уверенность в себе. В юности мы рассчитываем на поддержку самых близких, друзей. В моём случае её не было, так как считалось, что автогонки – не женское занятие. После 20 лет я, наконец, «прозрела», поняла, что нужно самой решать свою судьбу, идти (ехать) своей дорогой и заниматься любимым делом 24 часа в сутки.
У вас за плечами серьезный опыт: курсы экстремального, контраварийного вождения. Вы закончили школу Александра Грачёва (при Ассоциации авто и мото профессионалов), а также школу профессора Эрнеста Цыганкова. Расскажите, что ценного для себя вы вынесли из этого обучения?
Я поняла, что машина – не безликое средство передвижения, а «отдельный организм». Машину нужно понять, принять, научиться чувствовать себя с ней единым целым. В последнее время автомобильная промышленность удивляет множеством электронных новинок, которые освобождают от всяческих забот. Управляет автомобилем человек, он отвечает за сохранность машины и за свою безопасность, поэтому я отвергаю чрезмерные «навороты», выбираю «четырехколёсного друга» с ручной коробкой передач, с удобным креслом, с трехточечным ремнём безопасности. Только тогда я становлюсь с машиной единым целым и получаю удовольствие от быстрой езды.
Приходилось ли вам пользоваться усвоенными на гонках «автофишками» во время движения по городским дорогам?
Да, конечно. Я научилась предвидеть ситуацию, выработала в себе умение действовать на опережение в сложных дорожных «переделках», мгновенно реагирую на беспечных пешеходов в неосвещённых местах дороги (лучше постучу по деревянной столешнице). Ещё одна потребность: за рулём я всегда в кожаных перчатках. Это не дань моде, а объективная необходимость, так как в экстремальных ситуациях ладони мгновенно увлажняются, скользят по рулю, чего допускать нельзя. Не понимаю, и тем более не одобряю тех, кто «управляет» одной рукой или несколькими пальцами, сидит в кресле развалившись, как на диване. Так не должно быть! Ведь в этот момент ты не только сосредоточен на опьяняющей скорости, но и ответственен за чужие жизни.
В моем автопарке четыре машины, не хватает только суперкара Pagani
Многие женщины боятся сесть за руль. Что бы вы посоветовали им для преодоления страха?
В основном женщины, особенно те, которые когда-либо попадали в ДТП, боятся угрозы, опасности для жизни. С этим страхом можно бороться. Сегодня существует множество площадок, где можно проводить тренинги по вождению: объезжать препятствия – мягкие конусы, учиться перестраиваться на соседние полосы и подруливать, отрабатывать аварийные ситуации в паре с профессиональным пилотом. Вопрос желания и практики. Любой страх нужно проработать и устранить. Мне много раз приходилось подобными практическими тренировками «вытаскивать» из поставарийного синдрома подруг и знакомых. Теперь это бесконечный шлейф благодарных людей, готовых передать знания и опыт.
Какой скоростной рекорд вы поставили и где?
Это было в Италии: трасса Монца на Ferrari – разгон порядка 270 км/ч.
А в городе вы обычно ездите быстро? Часто ли приходится «гасить» штрафы?
Довольно часто, хотя я держусь и стараюсь не нарушать скоростной режим. Безопасность должна быть безопасной. Именно поэтому люблю ездить на машине в Европу, где на трассах нет скоростных ограничений. При прочих равных, самолету предпочту машину.
Пользуетесь ли вы дополнительным автомобильным оборудованием, например, навигатором?
Не пользуюсь. Выбираю дорогу по карте. Самая лучшая дорога – прямая дорога, которую ты знаешь (смеётся). Автомобильный тюнинг предпочитаю только для безопасности, «обвес» красотой не по мне.
По каким критериям вы выбираете себе машину? О какой машине сейчас мечтаете?
Если есть возможность, выберу ручную коробку передач, минимальное количество опций, автоматики (доверяю своему опыту и интуиции больше, чем «ABS»). В моем автопарке четыре машины, не хватает разве только суперкара Pagani – за 3 секунды он разгоняется в среднем до скорости 100 км/ч, максимальная скорость – 350 км/ч.
Хотелось бы узнать о наставниках. Расскажите немного о них.
В период зрелого карьерного роста судьба свела меня с одним из самых титулованных российских пилотов Алексеем Васильевым. Он не только блестяще управляет, но и умеет методично объяснить любую дорожную ситуацию, помочь отработать актуальные навыки вождения. Встречу с ним я считаю большой личной удачей.
Вас вдохновляли и совершенствовали в мастерстве. Есть ли у вас последователи? Хочется ли вам воспитать женскую команду?
Да, мне очень хочется передать девчонкам свои знания, вырастить последовательниц. Меня вдохновляют любознательные яркие личности. Считаю обучение других стимулом для себя. Когда вижу энергичный живой взгляд девушки, не равнодушной к скорости, вспоминаю себя в ее годы и хочу помочь как можно быстрее прийти к цели, перебороть страхи и неуверенность, которые мешают победе в первую очередь.
Мне стоило бы научиться ждать
Наталья, а чем вы сами вдохновляетесь, чем эмоционально подпитываетесь?
Людям нравится моё дело, я вижу интерес к автоспорту и в этом черпаю энергию. Меня находят те, кто проявляет интерес. Вы, например, захотели узнать обо мне и о женском экстриме. Как способ переключения и отдыха я использую ночную езду по московским дорогам: тишина, свобода, скорость…. Что еще нужно для того, чтобы подумать, помедитировать и расслабиться?
Какой совет вы дали бы себе на «завтра»?
Научиться ждать. Терпение, выдержка – зачастую нам не хватает именно этого. Браться за работу, достигать высот можно, когда умеешь спокойно ждать и дисциплинированно выполнять обязательства. Еще важно научиться переключаться между задачами (на пользу им же), доводить начатое до конца и плавно переходить от обязанностей к отдыху.
Мне любопытно услышать формулу: как вы мотивируете себя на достижение цели?
Во-первых, вера в себя. Во-вторых, гармония с окружающим миром и людьми. Неуверенность в своих силах отнимает большую часть жизненной энергии. Муж и дети были серьезной помехой моему спортивному увлечению. Пришлось приложить много усилий и использовать женские качества, чтобы семья приняла моё «хобби». Помогли доверие и аргументация. Мы с мужем долго приходили к согласию. Необходимо было объяснить, почему для меня важно быть в автоспорте и что мое участие даст семье. Когда удалось добиться веры, гармонии и поддержки близких, я почувствовала себя непобедимой. Считаю, у каждой женщины должны быть увлечения помимо работы и семьи, в этом мы не должны отличаться от мужчин.
Наталья, большое спасибо. Желаю вам целеустремленных последовательниц и учениц. До встречи в апреле на гонках!
Спасибо, Элина. Буду рада, если вы присоединитесь к нашему коллективу, тем более что скоро у нас следующие заезды. Пора садиться за руль гоночной машины на трассе.
Спасибо, Наталья. С удовольствием! Школу экстремального вождения прошла не один раз. Наше интервью – хороший знак. Пора начать.
Наталья Фрейдина: досье
- 1. Единственная женщина в престижном европейском чемпионате класса GT (FIA GT3 и Blancpain GT Series).
- 2. Начинала карьеру в автоспорте с гонок серии Formula-3.
- 3. С 2016 года назначена национальным представителем от России в Комиссии FIA «Women in Motorsport»(Международная Автомобильная Федерация, Комиссия «Женщины в Мотоспорте»).
- 4. Единственная россиянка, принявшая участие в гонках формульной серии. Российская автогонщица, пилот команды TEAM RUSSIA FIA GT European Championship.
- 5. Активно занимается продвижением автоспорта и поддерживает молодые таланты. Мама двух дочерей. Сайт: natalierace.ru
С другими выдающимися людьми, ставшими гостями Элины Брагинской можно познакомиться на официальном канале автора:
Фото: архивы пресс-служб