Испытываете стресс на работе, не можете сосредоточиться на поставленной задаче, плохо спите по ночам и быстро устаете? Знакомые симптомы? Если да, то, возможно, вы столкнулась с «синдромом менеджера», также известным как «профессиональное выгорание» или «профессиональная деформация». Что это за недуг и как от него избавиться, рассказывает коуч, эксперт по повышению личной эффективности Мария Кармин.
«Синдрому менеджера» подвержены люди разного возраста, чья работа связана с большим объемом информации, сложными процессами или общением. Чаще всего это представители офисных профессий, сферы продаж или услуг, предприниматели. Причиной появления синдрома могут стать самые разные факторы, которые можно разделить на внешние (организационные) и внутренние (личностные).
К первой группе относятся переработки, требовательное или несдержанное руководство, высокая эмоциональная нагрузка, постоянный цейтнот, необходимость общения с раздраженными клиентами или пациентами, отсутствие поддержки в коллективе и в семье, сменный или «плавающий» график работы.
Ко второй — высокая ответственность, перфекционизм, трудоголизм или стремление «работать ради работы», не получая от нее чувства удовлетворения, склонность к подавлению эмоций, ипохондрия. Все эти факторы могут привести к таким последствиям, как:
Информационный перегруз. Он определяется как отдельный синдром, вызывающий когнитивные и психические расстройства вследствие неспособности обрабатывать большие объемы информации.
Физическое переутомление. Это недосып, нарушение режима питания и диеты вследствие интенсивного рабочего графика, регулярная высокая физическая нагрузка в некоторых профессиях.
Эмоциональное или психическое перенапряжение. Появляется от переживания постоянного стресса вследствие: рабочих конфликтов или неспокойной обстановки в коллективе, профессиональных вызовов, неопределенности в карьерном будущем сотрудника или планах самой компании (читайте также: «Коллеги постоянно обсуждают меня за спиной. Как вести себя с ними?»).
Умственное истощение. Возникает от чрезмерной интеллектуальной нагрузки, постоянного решения нетривиальных задач, глубокого анализа сложных данных.
Как распознать синдром?
Выгорание или «синдром менеджера» может проявляться как апатичность, неспособность собраться с мыслями или удерживать фокус внимания, быстрая утомляемость или хроническая усталость, раздражительность, тревожность, сбивчивость мыслей и речи, забывчивость. Стоит задуматься, если вы уделяете чрезмерное внимание и время работе, зацикливаетесь на решении рабочих задач и проблем, столкнулись с низким качеством ночного сна, неспособностью быстро переключаться и недостаточной эффективностью, которая не восстанавливается даже после выходных. Ведь побочным результатом развития «синдрома менеджера» может стать употребление алкоголя и курение, а если эти привычки были и ранее, то увеличение доз и регулярности приема «допинга».
Кроме того, вследствие длительного пребывания в стрессе наш совершенный организм способен включить самозащиту и «сломаться», чтобы оградить нас от дальнейшего воздействия стрессовых факторов. Защитой или криком о помощи может стать депрессия, выраженный невроз или болезни тела разной тяжести и направленности.
Как быть, если вы обнаружили в себе «синдром менеджера»?
Возьмите отпуск
Проведите его желательно вдали от дома и привычной рутины, полностью отключившись от рабочих процессов, почты и телефона. Важно вспомнить, что есть жизнь помимо работы, и она — основная. Постарайтесь принять тот факт, что без вас справятся, за 2-4 недели вашего отсутствия не произойдет существенных изменений, и вы не упустите ничего важного (читайте также: Как стать счастливой (если отпуск еще не начался или уже закончился).
Четко разделите работу и личную жизнь
Этот баланс очень важен и заслуживает того, чтобы составить личные правила и особый график. Вы точно не должны заниматься работой или думать о ней во время отдыха, занятий своим хобби, общения с друзьями и близкими. Определите, в какие дни и часы вы заняты работой, когда и сколько времени уделяете семье, и обязательно выделите время для себя: своего отдыха и личных интересов. Стоит внести этот график в календарь и настроить соответствующие уведомления на телефоне.
Постарайтесь отделить себя от своей социальной роли
Даже если вы собственник бизнеса или топ-менеджер важно сохранить понимание, что «Я — это не моя работа». Человек — больше, чем специалист или управленец. В жизни каждого много ролей и задач, например, коллега, родитель, супруг, друг, танцор, художник. Все зависит от ваших интересов и увлечений. В каждой из них присутствуете вы, проявляется ваша личность. Ответьте себе на вопрос «кто я?», а затем уберите из ответа упоминание любых социальных ролей и дополните его другими личностными характеристиками. Поймите, что ни какая из ролей в отдельности и даже все ваши роли в совокупности не являются вами и не сделают вас успешным или счастливым. Гармонию можно найти в своей многогранности и индивидуальности.
Найдите то, что любите
Ответьте себе на вопрос, за что вы любите свою работу, от чего получаете удовольствие и удовлетворение? Какие результаты и успехи в работе у вас есть, пусть даже самые незначительные? Важно научиться отмечать плюсы своего дела и свои достижения даже в мелочах, чтобы понимать ради чего вы прилагаете усилия и в процессе заряжаться позитивными эмоциями.
Мы склонны переоценивать свою значимость и взваливать на себя чрезмерную ответственность. Но всех дел не переделаешь. Поэтому важно научиться останавливаться и завершать дела или рабочий день до того, как вы переутомитесь и ваша результативность станет ничтожно мала. Ведь главное, за что вы несете ответственность — ваше самочувствие и настрой. Человек может достичь гораздо большего, когда он эффективен и в ресурсе. И это состояние надо поддерживать.
Об эксперте:
Сертифицированный коуч и бизнес-тренер. Член Международной федерации коучинга (ICF), эксперт по повышению личной эффективности, автор программ личностного роста.
Фото: Adobe Stock