Наш эксперт бизнес-тренер и предприниматель Екатерина Баранова рассказывает, почему в некоторых случаях нематериальная мотивация может сработать лучше, чем годовой бонус.
Каждое большое дело начинается с людей, стоящих за ним. Умение объединить и вдохновить свою команду – пожалуй, главное искусство руководителя. Наладить отношения и поддерживать жажду успеха помогают системы нематериальной мотивации. При правильной стратегии она может повысить вовлеченность всех участников команды даже лучше, чем материальная.
Что такое нематериальная мотивация?
Нематериальная мотивация – самые разные мероприятия для команды, например, вечеринки, корпоративы, конкурсы, тимбилдинг, совместные походы в рестораны/кафе, театры, выезд за город, дни рождения сотрудников и их организация в компании, помощь семьям и детям. Все это проводится при активном участии руководства компании.
Другой, не самые очевидный, вариант, который тоже считается проявлением нематериальной мотивации – переименование должностей. Например, не уборщик, а менеджер по клинингу, не менеджер отдела сервиса, а сотрудник службы заботы.
Перечень можно дополнить обучением сотрудников, созданием комфортной атмосферы в рабочем коллективе, обеспечение работников всем необходимым, а также самым важным проявлением нематериальной мотивации – благодарностью от руководства.
Зачем нужна такая мотивация, почему бы просто не выплатить премию или не повысить зарплату?
Руководителям важно слышать и понимать потребности всех участников рабочего процесса, уметь анализировать и создавать для людей такие условия, которые способны развивать и мотивировать их не только высоким уровнем достатка, но и увлекательной работой.
Например, у гигантов ИТ-индустрии в совершенстве выстроена нематериальная система: офисы Google, Apple, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) напоминают парки развлечений, предназначенные для взрослых. Яркое пространство, комнаты отдыха, бесплатные кафе и тренажерные залы, учебные программы, гибкий график работы, который человек подстраивает под себя – там созданы все условия для комфорта сотрудников. Это позволяет штату компаний раскрывать свои творческие способности и профессиональный потенциал.
Деньги важны, но люди стали все чаще выбирать не гонку с препятствиями, когда летишь и ничего не видишь вокруг, а приятную прогулку по красивым местам в хорошей компании. И это как раз про нематериальную мотивацию. Такие стимулы нужны для того, чтобы человеку было проще и приятнее развиваться и решать рабочие задачи.
Каждому сотруднику – своя мотивация, а чтобы понять, какой подход подойдет, очень важно разговаривать с подчиненными. Кстати, общение – тоже элемент нематериальной мотивации. Люди сами говорят о том, что им нравится и не нравится. Общаясь, вы поймете, кого из сотрудников нужно отправлять в командировки, так как он любит путешествовать, кого отпускать раньше, так как ему важно провести время с детьми, а кто сможет организовать кружок по интересам или книжный клуб, так как именно это сделает его счастливым.
И, хотя программа нематериальной мотивации персонала выливается в определенные расходы для предприятия, в совокупности они дают гораздо больший эффект, чем расходы на выплату денежных премий. Дополнительный фактор успеха – подбор персонала с внутренней самомотивацией.
Какие нематериальные способы мотивации не работают, но продолжают использоваться?
Да, такие способы мы до сих пор наблюдаем в отечественных госкорпорациях и компаниях-гигантах. Например, «веселые старты», соревнования, посещение мероприятий и концертов всеми работниками в обязательном порядке. Сотрудники этому не радуются, они идут туда, понурив голову и боясь потерять должность или лояльное отношение руководства. Это не работает. Тем более, когда эти мероприятия происходят в выходные дни и люди, жертвуя своими планами, временем с семьей, хобби, идут непонятно куда и непонятно зачем, испытывая разочарование и гнев.
Также не работает наставничество – еще один утративший актуальность элемент из СССР. Зачем работнику тратить время в ущерб своей основной работы, чтобы бесплатно обучать молодежь? Сотруднику нужно, как минимум, что-то дать взамен, а не просто повесить на него дополнительные обязанности.
Губительно и слепое перенимание опыта других компаний. Чтобы понимать потребности и повышать производительность персонала, нужно регулярно привлекать работников к опросам, анкетированию и просто к разговору. Нематериальные методы мотивации должны быть понятными и рабочими для всех. Эффективнее всего работает регулярная отладка обратной связи от команды.
Почему нематериальная мотивация иногда работает лучше материальной?
Людей интересуют не только деньги. Тенденция современности такова: люди стараются жить здесь и сейчас, они хотят получать в настоящем времени радость от жизни, комфорт, это позволяет им жить в гармонии. Современный человек больше не хочет тратить массу времени и сил на нелюбимую работу. Нам вещают: «не нравится работа – меняй ее, не терпи дискомфорт!». Кроме того, востребованной и актуальной стала удаленная работа, когда работник не привязан к офису и выполняет свои обязанности в удобное время.
Сегодня все больше компаний задумываются о том, как удержать наиболее ценных сотрудников. Это можно, если обеспечить правильную атмосферу, достойную зарплату и интересные виды нематериальной мотивации. Все это поможет держать профессиональную команду в позитивном тонусе, стимулировать дух сотрудничества и поддерживать высокий уровень лояльности к компании.
Бизнес-тренер, предприниматель и наставник Сколково.
Фото: Shutterstock