«О деньгах можно говорить с ребенком примерно с пяти лет»: Алина Назарова — о воспитании детей и новых горизонтах

Алина Назарова

Деньги не падают с неба

Мне кажется, о деньгах можно говорить с ребенком примерно с пяти лет. По крайней мере у меня так было со старшим сыном и сейчас — со средним. Важно помочь сформировать детям философию денег. Для будущей жизни им нужно понять, что, с одной стороны, деньги не самоцель, а с другой — ресурс, который дает больше возможностей и свободы. Научить, что материальные блага не падают с неба, что успех приходит в основном благодаря трудолюбию, дисциплине и упорству. Конечно, всегда есть доля удачи, но прежде всего — это колоссальный труд. Но все мои дети и без разговоров видят, сколько я работаю. На день рождения они записали мне поздравление в формате интервью и на вопрос: «Что ваша мама делает хорошо?» хором ответили: «Работает!»

Самостоятельные покупки в 5 лет

Мое первое соприкосновение с деньгами произошло тоже примерно в пять лет — бабушки и дедушки дарили деньги на праздники, а родители учили с ними обращаться. Так у меня появились первые сбережения. Если мне хотелось какую-то вещь, нужно было сначала на нее накопить. Первое, на что я самостоятельно накопила, была кукла Барби. Я пришла в магазин с родителями, но мои деньги лежали у меня в сумочке и оплачивала покупку я сама.

Капитал в магнитиках

Своих детей мы с мужем учим зарабатывать и копить с помощью «доски результатов». Каждый сын имеет свои цели и задачи: у одного — подготовительные занятия, у другого — учеба, у третьего — развитие навыков самообслуживания. На доске мы отмечаем результаты красными и желтыми магнитами и в конце недели подводим итоги. Баллы конвертируются в деньги, один желтый магнитик эквивалентен ста рублям. Его можно получить за отметки, помощь по дому, уважительное отношение к членам семьи.

У младших мальчиков бывают споры из-за игрушек или личного пространства. Мы считаем важной задачей прививать им семейные ценности, объяснять, что семья — сообщество, в котором должны быть свои правила и уважение друг к другу. И, соответственно, поощряем за соблюдение этих правил. Когда баллы накоплены, мы раздаем деньги и везем детей в магазин. Помогаем считать — хватит денег на то, что они выбрали, или не хватит. Если хватает, мальчики сами идут оплачивать.

Карманные расходы

Старший сын раз в неделю получает определенную сумму на питание в школе. Вторая часть его недельного дохода — баллы за достижения, заработанные на «доске результатов». Дальше он считает сам: может сэкономить, добавить недостающее и что-то купить. Мы стараемся детей не баловать, особенно финансово, к тому же Павел сам не позволяет нам это делать. Он пользуется детской картой Альфа-Банка и мобильным приложением, с помощью которого может тратить или накапливать деньги, разместив их на накопительном счете под проценты.Банк делает данный продукт именно для того, чтобы как можно больше родителей развивали у детей финансовую грамотность.

Свобода принимать решения

В возрасте Павла у меня было меньше комфорта, мои желания исполнялись реже. Я из простой семьи военного летчика, большую часть детства провела в гарнизонах, где все жили одинаково скромно. Переезды с родителями и постоянная смена школ способствовали развитию моей коммуникабельности, но переход в московскую школу после Сахалина стал вызовом. Помню, 1 сентября я пришла туда в лосинах и розовом свитере, связанном мамой. Люди вокруг меня были совсем другими. И все же мне понадобилось всего около двух месяцев, чтобы почувствовать себя комфортно. Я перестраивалась, в чем-то пыталась подражать одноклассникам, примеряла разные модели. А потом подружилась с несколькими ребятами настолько, что, когда в девятом классе один решил перейти в другую школу, мы вчетвером ушли вслед за ним.

Дома я заявила: «Перехожу в другую школу, куда уходит одноклассник». Это была, кажется, шестая по счету школа в моей биографии. Нужно отдать должное родителям, которые разрешили мне тогда принять самостоятельное решение. Мне кажется, элемент свободы очень важен в воспитании детей. Сейчас, пытаясь навязать свое мнение сыну-подростку, я останавливаю себя: «Стоп! Дай ему расти, пробовать себя в разных сферах, создав для этого безопасные условия». К слову, один из тех одноклассников, которые тогда за компанию перешли в другую школу, — мой лучший друг, мы общаемся до сих пор.

Единство и разница поколений

У поколения, к которому принадлежит старший сын Паша, на мой взгляд, меньше мотивации и ценность материальных благ заметно нивелирована, хотя комфорт важен. Если моей целью в 18 лет была финансовая независимость, современные подростки к ней не так уж стремятся. У нас был забавный семейный случай пару лет назад. Бабушка, приходя к нам в гости, обычно следит за порядком и старается привить его детям.

Однажды бабушка сказала: «Паша, наведи, пожалуйста, порядок в комнате. На что будет похож твой дом, когда ты станешь жить отдельно?» Сын удивился: «Мама, почему бабушка так говорит? Я не планирую жить отдельно». Ему интересно не столько зарабатывать и быть независимым, сколько заниматься делом, которое по душе. Например, Паша покупает запчасти, собирает клавиатуры и продает их на Авито — не ради заработка, а для самореализации. Пожалуй, это качество он унаследовал от меня: мне тоже необходимо видеть результат своей деятельности. Однако мотивировать на учебу современных детей — не самая простая задача. И я тоже с этим сталкиваюсь.

Деньги любят умных

В А-Клубе мы предлагаем решения для всех поколений — не только для взрослых, но и для детей. Помимо детских карт недавно запустили пилотный проект для подростков — «Брокерский счет». Этот инструмент учит принимать решения, торговать, оценивать риски, выбирать компанию, в которую собираешься вложить средства.

Еще один новый формат А-Клуба — «Разговор в кругу своих» — паблик-ток, который нацелен на интеллектуальный совместный досуг родителей и детей самого разного возраста, в том числе подростков. Мы придумали этот формат, чтобы увлечь детей идеей профессиональной реализации. Первым спикером стала известная российская журналистка, бизнес-тренер, телеведущая, преподаватель Московской школы управления «Сколково» и обладатель премий «Тэффи» Нина Зверева. Вторым — видеоблогер, певица, один из самых популярных блогеров с суммарной аудиторией более 15 миллионов в социальных сетях Катя Адушкина.

Я опасалась звать блогера на паблик-ток и показывать тинейджерам пример «легкой» жизни. Родители могли бы упрекнуть нас. Но Катя замечательно рассказала о том, что блогер — полноценная, трудоемкая профессия, на съемки одного видео может уйти до 20 часов! Чтобы вести блог профессионально, требуются усилия целой команды, а значит — навыки командной работы и много других качеств. Эта встреча получила огромный отклик. Впереди у нас цикл встреч на самые разные актуальные темы.

Мир их увлечений

По характеру дети очень разные. Паша — создатель. Для него важно что-то создавать и видеть в этом смысл, понимать цель. Яша энергичный, открытый, очевидный достигатор: за прошлый год получил столько грамот, сколько у нас за всю жизнь не наберется. Очень целеустремленный, стремится во всем быть первым. Нам казалось, что младший, Семен, будет тихим и спокойным ребенком, а он шкодник, но при этом философ с тонким чувством юмора.

Нам с мужем показалось важным выделить каждому ребенку свой день. Дети рассказывают о своих пожеланиях на этот день, и мы стараемся запланировать его с учетом их интересов. Например, Паша увлекается аниме и мангой, какое-то время назад мы нашли выставку «Искусство Манга». Прекрасный экскурсовод провела нас через историю создания от первых свитков Японии, театра камисабай до современной манги.У всех есть обязательные занятия для интеллектуального и физического развития. Если я возвращаюсь с работы не поздно, провожу с каждым из сыновей по 15–20 минут. Мы обсуждаем, как прошел день, что запомнилось, порадовало, огорчило. Читаем книжки или сами создаем сказки с помощью ChatGPT. Нейросети позволяют мальчикам выбирать, героями какой истории они хотят стать, какие приключения пережить, чего добиться.

«О деньгах можно говорить с ребенком примерно с пяти лет»: Алина Назарова — о воспитании детей и новых горизонтах

Вопрос — ответ

Алина, как человек, которому приходилось часто менять школы, что вы посоветуете подростку, который начинает учебный год в новом коллективе?

Уважай право других людей быть такими, какие они есть. Никто не обязан меняться под тебя и не будет этого делать. Тебе сейчас очень важно научиться выстраивать коммуникацию, разговаривать и понимать окружающих. Когда коллектив принимает не сразу, конечно, ты будешь переживать. Возможно, как современный подросток, ты сегодня больше общаешься со смартфоном, но в будущем навык эффективной коммуникации поможет тебе строить и семью, и команду на работе. Умение общаться с разными людьми — серьезный фактор твоего успеха.

«О деньгах можно говорить с ребенком примерно с пяти лет»: Алина Назарова — о воспитании детей и новых горизонтах

«Брат Сема шутит лучше меня»

10 минут в диалоге наедине с пятилетним Яшей:

— Яша, что сегодня на съемке Marie Claire показалось тебе самым сложным?

— Позировать, потому что мне тяжело долго стоять на одной ноге.

— А что понравилось?

— За то, что я постою, мама обещала подарки. Я уже заказал динозаврика.

— Ты когда-нибудь гордился собой?

— Да, когда научился сам прыгать с турника.

— Можешь ли вспомнить историю, когда ты кому-­нибудь помог?

— Недавно помог брату собрать игрушки. Их было много. Сам он собирал бы два с половиной часа, а вдвоем мы управились за полчаса и две минуты.

— Как тебя можно развеселить, когда ты грустный?

— Рассказать какую-нибудь смешную историю. Сема часто смешит меня. К сожалению, он шутит лучше меня.

— А что ты делаешь лучше Семы?

— Я лучше лазаю по турнику, а Сема может только немного повисеть и кувыркнуться. А еще я рисую и учусь читать.

— Чему бы ты хотел научиться в ближайшее время, кроме чтения?

— Долго стоять на голове. Я уже могу становиться на голову, но быстро теряю равновесие и падаю.

— Расскажи о своем идеальном дне.

— Нужно проснуться в два часа дня, вкусно позав­тракать и отправиться кататься по Москве-реке. А ночью вместо сна поехать в кино смотреть мультик про Человека-паука.

«О деньгах можно говорить с ребенком примерно с пяти лет»: Алина Назарова — о воспитании детей и новых горизонтах

«Коплю наличные — так проще откладывать и не тратить»

О том, что думают про деньги современные подростки, спросили у 14-летнего Павла:

— Паша, как ты считаешь, что такое деньги и насколько они важны?

— Зависит от ситуации. Чтобы купить продукты или спасти человеку жизнь, деньги необходимы, а на необитаемом острове они бесполезны.

— А что нужно на необитаемом острове?

— Выносливость, упорство и крепкие нервы.

— Какое событие на этой неделе было для тебя самым интересным?

— Полет на параплане в тандеме. Интересно смотреть на землю с высоты птичьего полета.

— Твоя мама рассказала, что ты собираешь клавиатуры. Ты научился этому сам?

— Я изучил два профессиональных гайда в Интернете. Сейчас могу собрать любую клавиатуру практически с нуля — примерно за шесть часов. Иногда делаю авторские клавиатуры в подарок друзьям и родным, бывает, что мне заказывают что-то необычное.

— Какую клавиатуру ты хотел бы создать, но тебе пока не удается?

— Хочу сделать клавиатуру, которая подойдет практически любому человеку. У нее пока нет названия. Но создать ее и продавать по приемлемой цене на данный момент невозможно, поскольку комплектующие пока стоят недешево.

— Часто ли ты помогаешь людям?

— Помогаю друзьям. Недавно помог одному из них дотащить до дома велосипед.

— Ты даешь деньги друзьям в долг? Есть правила, которыми ты при этом руководствуешься?

— Нужно давать деньги в долг под расписку, а без расписки — одалживать только сумму, которую не жаль потерять.

— У тебя дома есть мотивационная доска, которая помогает получить финансовое вознаграждение за успехи. Для тебя это забавная семейная традиция или способ заработать деньги?

— Я не прочь получить от родителей дополнительные деньги в качестве поощрения, но за неделю могу сам заработать больше.

— Можешь рассказать, как ты пользуешься банковской картой?

— Картой пользуюсь для расчетов. Для накоплений использую наличные — так намного проще откладывать и не тратить.

— Есть какая-либо вещь, которую ты мечтаешь приобрести?

— В данный момент не существует ни одного материального объекта, который я мечтаю приобрести.

— Что ты делаешь, когда тебе грустно?

Чтобы улучшить настроение, мне нужно хорошо выспаться и провести время с друзьями.

— Чем ты гордишься на данный момент?

— Результатами своего труда. Хорошая клавиатура, которую я сделал, — может стать предметом гордости.

— Кем ты видишь себя через десять лет?

— Студентом технического университета. Я хотел бы стать хорошим IT-специалистом и устроиться работать в большую технологическую компанию.

— Что сегодня на съемке Marie Claire было для тебя самым сложным?

— Честно — то, что пришлось проснуться в девять утра. Сегодня суббота — и мне совсем не хотелось вставать.

Фото: архивы пресс-служб