Бетт Грэм: из секретарши в миллионерши
Всего пару-тройку десятилетий назад мир исправлял опечатки, затирая бумагу ластиком до дыр. Бетт Грэм, жизнь которой круто изменилась после развода и переезда из Хьюстона в незнакомый Даллас, тоже. Секретаршей ─ машинопись была единственным возможным источником дохода ─ она была не идеальной: устранение ошибок, которые могли лишить ее работы (однажды в доверенности Бетти напечатала «ужасный» (awful) вместо «законный» (lawful), занимало едва не больше времени, чем создание документа. Она уже не раз думала о том, как повысить скорость печати и снизить количество опечаток, когда однажды увидела за работой двух маляров… В то утро Бетт пришла на работу с баночкой белой водоэмульсионной краски и беличьей кисточкой.
Первые опыты по корректорской работе были неудачными: краска насквозь пропитывала бумагу, долго сохла, оставляла разводы и неприятный запах. Грэм принялась «химичить», добавляя в нее по наитию соль и соду, разбавляя то водой, то клеем.Наконец, ей удалось получить желаемое: достаточно жидкую, идеально белую и быстросохнущую смесь-«корректор». Сначала она изготавливала его в объемах, необходимых для удовлетворения нужд коллег по работе и своих собственных, и лишь много позже (потребовалось более 15 лет бесконечных экспериментов и усовершенствований!) перешла на фабричное производство, запатентовав изобретение как liquid paper, т.е. «жидкая бумага», и открыв собственную фирму. Затем Бетт Грэм продала свое детище компании Gillette за $47 млн, обеспечив тем самым и свою безбедную старость, и светлое будущее сына Майкла Несмиса (основатель популярной рок-группы Monkees), которого все это нелегкое время воспитывала одна.
Джой Мангано: история современной Золушки
В США Джой Мангано давно стала культовой личностью, а вот весь мир заговорил о ней несколько лет назад, когда на экраны вышел фильм «Джой», в основу которого легла история жизни невероятной американки. Судьбу и достижения Джой определили в большей степени не удача и везение, а воля и характер. Мангано не понаслышке была знакома с финансовыми трудностями (троих детей после развода она воспитывала одна), но никогда не искала оправдания в обстоятельствах, а старалась извлекать из них пользу. Когда сметая осколки случайно разбившегося бокала, Джой сильно ранит руку, первое, о чем она думает — хорошо бы придумать для уборки такую швабру, с которой не придется соприкасаться руками. Пластиковая конструкция с «хвостом» из хлопковых нитей и отжимным механизмом, получившая наименование Miracle Mop, стала первым «изобретением» Джой, получившим реальное воплощение в жизни.
Первую сотню придуманных швабр Мангано оплачивает из собственного кармана и пытается продавать в магазинчике хозтоваров своего отца. Идея оборачивается провалом: из потраченных $100 000 едва ли удается отбить десятую часть. Упорная Джой не сдается: справедливо рассудив, что основная целевая аудитория ее продукта — домохозяйки, она подписывает контракт с телемагазином QVC и сама появляется на экране, рекламируя чудесного помощника по хозяйству. Харизма и дар убеждения делают свое дело — за 20 минут эфира продаются 18 тысяч чудо-швабр. Американская мечта начинает сбываться: спустя всего 2-3 года компания Джой приносит $1 млн прибыли в год. Но этого ей кажется мало, и вслед за Miracle Mop появляются другие полезные аксессуары (вешалки с нескользящими плечиками, органайзеры для гардероба, очки для чтения, оригинальные ароматизаторы для дома и т.п.) — всего Мангана запатентовала более 100 своих оригинальных идей, которые существенно облегчили жизнь миллионам людей по всему миру.
Сара Блейкли: уроки коррекции
Самая молодая в мире женщина-миллиардер Сара Блейкли хотела стать юристом, как ее отец. Но два проваленных вступительных экзамена на юридический факультет поставили на мечте крест. Поработав немного бэби-ситтером и промоутером, она сменила вектор профессиональной деятельности на более серьезный. Сара пришла в компанию по продаже офисной техники и в должности бизнес-тренера задержалась там на 7 лет. Презентации, выступления, доклады — статная блондинка всегда старалась выглядеть эффектно. Стремление к совершенству стало тем, что подтолкнуло ее к идее создания совершенного новой концепции нижнего белья: ей просто-напросто хотелось выглядеть идеально в белых брюках…
В 29 лет Сара начала путь к делу своей жизни. Больше года Блейкли потратила на то, чтобы изучить тонкости изготовления утягивающей одежды (все это время она старательно скрывала свои планы от окружающих, продолжая трудиться на прежнем месте работы), и результатом потраченных времени, денег и усилий стала Spanx. Звездный час компании, первой представившей на рынке утягивающие колготки, пробил, когда Опра Уинфри в эфире своего популярного телешоу назвала их товаром года — продажи моментально подскочили втрое. Вера в себя и следование своим убеждениям ─ вот то, что, по мнению миллиардерши, определяет успех («У меня было всего $5000 и я тысячи раз слышала слово „нет“, но я не боялась неудач!»).
Сегодня клиентками Spanx являются мировые звезды: благодаря таблоидам мир видел утягивающие штанишки на Дженнифер Лопес, Ким Кардашьян, Блейк Лайвли, Кристен Стюарт, Саре Джессике Паркер, Гвинет Пэлтроу и многих других знаменитостях.
Ким Левин: вдохновение, рожденное на кухне
Еще одну домохозяйку, Ким Левин из Алабамы, светлая мысль посетила прямо в стенах родного дома: она увидела, как во дворе муж кормил скот кукурузным зерном, доставая его пригоршнями из холщовой сумки. Ее прямоугольные очертания сначала пробудили в уставшей Ким желание понежиться на уютной подушке, а следом гениальную идею — если зашить в наволочку эти самые зерна, может получиться неплохой тренажер для релаксации. Первую spa-подушку американка сшила буквально за несколько минут и осталась довольна: кукурузные зерна отлично помогали снимать мышечное напряжение, а их таинственное шуршание — как следует расслабиться. Затем Ким догадалась подогреть новый аксессуар в микроволновой печи: кукуруза начинала приятно пахнуть и отлично хранила тепло. Сначала у Ким не было даже мысли использовать свое изобретение в коммерческих целях: она мастерила подушки для релаксации для подарков родным и близким. Но когда благодаря «сарафанному радио» заказы стали множиться в геометрической прогрессии («Мой ребенок не может уснуть без вашей чудесной „кукурузной подушки“ ─ не могли бы вы прислать нам еще одну?»), она наконец-то задумалась о маячащих впереди перспективах.
Информация, которую сегодня выдает Интернет — «подушка мгновенно стала популярной и пользовалась большим спросом в местных супермаркетах» ─ далека от истины. Ким организовала фирму, назвала детище Wuvit и занялась нелегкой работой по продвижению: она сама обзванивала магазины, посещала выставки и презентации, где рассказывала о своем изобретении, стояла за прилавком на ремесленных ярмарках. Удача улыбнулась ей, когда один из крупнейших ритейлеров ─ Saks Fifth Avenue ─ взял партию spa-подушек на реализацию. Выгодный контракт помог вывести старт-ап на новый уровень: полученную прибыль Левин вложила в усовершенствование товара и его популяризацию. Вложенные усилия окупились сторицей: сегодня Ким — владелица многомилионной империи, которая вместе с подушками для релаксации выпускает и широкую линию товаров для дома.
Шери Шмельцер: бизнес как игра
Идея на миллион родилась из ничего ─ в буквальном смысле из дырки. В один момент домохозяйка и мать троих детей Шери Шмельцер решила просто-напросто приукрасить семейную обувь, «кроксы». Сначала в отверстия вставлялись цветы, потом ─ пуговицы, и уже затем ─ маленькие глиняные фигурки. Таким образом удобные, но скучноватые с виду резиновые тапки мгновенно преображались. Прежде всего, идею оценили соседи и их отпрыски, которым чета Шмельцер сбывала самодельные аксессуары по символической цене в $3. Когда спрос начал расти (а Шери к тому же ─ дневать и ночевать в подвале, где было обустроено производство), стало ясно, что пора организовывать семейный бизнес.
Впрочем, до стратегий и бизнес-планов дело так и не дошло. Рискнув всеми имеющимися сбережениями, супруги не прогадали: месяц от месяца прибыль только росла, а дизайн джиббитсов (jibbitz) ─ такое название было придумано украшениям ─ пополнялся новыми и новыми вариантами. Цветы и животные, буквы и цифры, персонажи любимых мультфильмов, национальные флаги ─ фантазия Шери была неиссякаемой. Всего через год продажи забавных аксессуаров достигли 8 млн штук по всему миру, и… чета Шмельцер продала их производство компании Crocs за $20 млн. По собственному признанию Шери Шмельцер, успех предприятию обеспечила свободная ниша, которую их детищу посчастливилось занять, а также легкость, с которой велись дела («Не бойтесь совершать ошибки и исправлять их, а также давайте больше места творчеству»).
Джули Дин: нужда до богатства доведет
Успех The Cambridge Satchel Company поистине феноменален, ведь одному из самых модных и узнаваемых на сегодняшний день брендов Великобритании нет еще и 10 лет. Удивительно, что задумка «кембриджского ранца», который моментально стал must-have для каждого уважающего себя английского fashion-блогера и любителя уличной моды, родилась у Джули Дин — домохозяйки, никогда особо не интересовавшейся стилем большого города. Все ее внимание было отдано детям и их школьным проблемам: старшую Эмили нещадно травили в классе (не в последнюю очередь из-за сложной финансовой ситуации, в которой пребывала семья), младший Макс буквально бредил «поттерианой» ─ спал и видел себя с портфелем «как у учеников Хогвартса» (денег на который, естественно, не было). Когда в очередной раз ситуация обострилась до предела, дородная английская леди решила, что с нее хватит: она села за компьютер, немного «погуглила» и… заказала в выбранном ателье пошив дюжины кожаных сумок по собственным эскизам. В идее «кембриджского ранца» Джули воплотила и свои собственные представления о том, как должна выглядеть сумка, и детские мечты об идеальном школьном портфеле.
После того как сумки были готовы, с ними нужно было что-то делать. Сначала Джули вела торговлю практически в стенах школы (с помощью интернет-сайта, разумеется) — симпатичные ранцы расходились довольно быстро. И тут дремавший в англичанке коммерческий червячок окончательно проснулся. Джули решила не ограничиваться школьной аудиторией и сделала ставку на fashion-блогеров. Она потратила огромное количество времени на письма, содержащие информацию о новом бренде и завлекательные фотографии (а также обещания обязательно прислать вместо картинки настоящую сумочку, «если дела пойдут хорошо»). Какой бы фантастичной ни была эта идея, она сработала: на презентациях, модных тусовках и просто на улицах то тут, то там мелькали Cambridge Satchel. Растущая популярность сумок (или активность блогеров?) не осталась незамеченной: в преддверии New York Fashin Week-2011 к Джули обратилась редакция Elle UK с просьбой предоставить несколько образцов «кембриджских ранцев» для грядущего дефиле. Тогда палитра цветовых решений Cambridge Satchel, которые первоначально изготавливались в классических черном и коричневом цветах, максимально расширилась — в модельном ряду появились яркие «кислотные» и флуоресцентные варианты. С подиумов нью-йоркской Недели моды Cambridge Satchel шагнули в витрины Bloomingdales и Saks, а вслед за Великобританией и США отправились покорять и остальной свет (сегодня «кембриджские ранцы» продаются в 100 странах мира).
Большую роль в успехе предприятия Джули сыграл его величество случай. Но с утверждением, что везет сильнейшим, спорить не приходится: растущую волну популярности Cambridge Satchel решила подхватить компания Google. Узнав о том, что бренд практически целиком «вырос» из сети, она предложила англичанке сделать совместный рекламный клип — о новых интернет-продуктах и сумочках, конечно. Минутный ролик в итоге собрал более 5 млн просмотров только на youtube.com и втрое увеличил продажи «кембриджских ранцев». Предприимчивая англичанка Джули Дин даже удостоилась включения в список 100 самых влиятельных людей в списке британской моды, хотя даже не планировала этого.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб