Взаимоуважение между сотрудниками — это важный аспект успешной командной работы и вашего личного комфорта в коллективе. Психолог Евгений Идзиковский поделился советами, которые помогут добиться уважения от коллег.
Как завоевать доверие коллег
Будьте профессиональны
Старайтесь выполнять работу на высоком уровне и быть экспертом в своей области. Пожалуй, это самый важный совет. Вспомните тех, кто в жизни вызывает у вас уважение. Скорее всего, это квалифицированные и компетентные специалисты, которые отлично разбираются в своем деле и подходят к нему с максимальным профессионализмом. Настоящий мастер всегда ценится в рабочем коллективе.
Будьте коммуникабельны
Улучшайте свои навыки общения, проявляйте внимание и искренний интерес к окружающим. Коммуникабельный человек легко находит общий язык с другими людьми, спокойно и уверенно ведет диалог. Он не только говорит сам, но и не мешает высказываться собеседнику, внимательно его слушает, старается понять его точку зрения, дает обратную связь. С таким человеком всегда комфортно и интересно общаться. Он оставляет приятное впечатление о себе и вызывает уважение. Проявляйте к людям то, что вы хотите получить от них в ответ (читайте также: 10 способов стать лучше в светской беседе).
Будьте доброжелательным
Формальности и ритуалы очень важны.
Конфуций говорил: «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости».
Доброжелательность может выражаться в любых мелочах: поздравление с праздниками, соблюдение субординации, готовность помочь в работе, внимание к деталям. Показывайте, что вам небезразлична компания и атмосфера вокруг. Будьте вежливы, относитесь к людям с добротой и пониманием — и уважение со стороны коллектива не заставит себя долго ждать.
Будьте ответственным и надежным сотрудником
Подходите к работе с максимальной ответственностью и внимательностью. Такие люди высоко ценятся и коллегами, и руководством. Соблюдайте сроки, выполняйте обещания, не опаздывайте на совещания и встречи. От надежности сотрудников зависит весь рабочий процесс и успех вашей общей деятельности.
Казалось бы, это простые и очевидные правила, но они многими нарушаются. Конечно, иногда бывают опоздания по независящим от нас обстоятельствам, бывают сорванные планы из-за форс-мажоров. Но это все равно злит тех, с кем вы работаете. Не все замечают, что обычно вы пунктуальны и обязательны. Но все и всегда заметят, когда вы опоздаете, сделаете что-то не так или не сделаете вовсе. Поэтому старайтесь избегать подобных ситуаций, чтобы сохранить уважение к себе (читайте также: О чем говорит ваше отношение к пунктуальности).
Будьте толерантным
Старый совет — не говорить о политике и религии. У каждого из нас свои взгляды, свое мировоззрение, своя точка зрения, и это нормально. Никогда не забывайте о том, что все люди разные, и любой человек имеет право на собственную позицию. Уважайте мнение и культуру коллег, не критикуйте их в отсутствие других, не допускайте оскорблений и дискриминации на основе расы, пола, возраста. В близком общении, конечно, нормально говорить на сложные темы и спорить, но лучше так не делать с теми, с кем вы еще не друзья.
Будьте готовы к критике
В России принято критиковать. А еще принято защищаться и никогда не признавать своих ошибок. При этом никто не идеален, и критика со стороны коллег может быть полезной. Если вы действительно в чем-то ошиблись или были не правы — не отрицайте критику, а воспринимайте ее как возможность улучшить свою работу. Старайтесь оставаться спокойным и не считайте претензии личным оскорблением. Ничто не вызывает такую радость у собеседника, как фраза «слушай, ты прав!». Умение признавать и исправлять свои ошибки — это качество, заслуживающее уважения не только на работе, но и в целом в жизни (читайте также: Как правильно реагировать на критику).
Будьте честным человеком
Ложь и обман могут подорвать доверие коллег и испортить отношения в команде. Будьте искренними и честными в своих поступках и словах. Конечно, признать проблему и исправить ее бывает намного труднее, чем скрыть от окружающих. И в текущий момент времени это может быть для вас невыгодно. Но в долгосрочной перспективе это сыграет вам на руку, потому что человеческая честность всегда завоевывает сердца людей. И коллеги по работе — не исключение.
Практикующий психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования.
Личный сайтФото: Shutterstock