Поколение «Ни-ни»: почему зумеры не хотят учиться, работать и строить карьеру

Кажется, еще ни у одного поколения не было столько претензий к работе, как у зумеров. Они плохо сходятся с коллегами-миллениалами и бэби-бумерами, а также начальниками, стиль управления которых им не нравится, не хотят выполнять скучные задачи и в принципе перерабатывать.

Они не относятся к работе, как к единственно возможному способу самореализации, и отказываются жертвовать своей личной жизнью, увлечениями и хобби ради чужого дяди-работодателя и интересов какой-то там компании. Даже за зарплату ваше рынка они не поступятся своими взглядами и принципами. Но и неоплачиваемый труд (тот самый, что «за идею») их тоже не интересует.

Стоит зумеру разочароваться в работе, как он без сожалений с ней прощается. Например, уходит на обед и больше не возвращается. Или даже отказывается от сотрудничества с потенциальным работодателем уже на этапе собеседования, если видит «красные флаги», которые его не устраивают.

Что же это за «красные флаги»? Да что угодно, свидетельствующее о том, что на этом месте работы ему будет некомфортно. Так, к примеру, недавно в одной соцсети завирусилась история о том, как зумер возмутился в ответ на просьбу работодателя выполнить тестовое задание, потому что «это выглядело, как слишком большой объем работы».

«Не понимая, готовы ли меня нанять или нет, я не был готов провести 90 минут в Excel», — пояснил он.

В результате под этим постом разгорелась большая дискуссия. Некоторые пользователи осудили «ленивого» соискателя, заметив, что тестовые задания — это вполне адекватная и распространенная практика, дающая понимание о реальных навыках и способностях кандидата.

Другие поддержали его, настаивая на том, что любой труд должен оплачиваться, потому что человек тратит на него свое время и силы. Многие начали делиться собственными историями о том, сколько часов жизни потратили впустую, выполняя тестовые задания. Один пользователь резюмировал, что эта практика не становится нормальной только из-за того, что «работодатели-бумеры нас к этому приучили».

Поколение «Ни-ни»: почему зумеры не хотят учиться, работать и строить карьеру

И это уже не первый случай, когда молодое поколение бросает вызов устоявшимся нормам на рынке труда. Но пока большинство работодателей не готовы к ним прислушиваться. Отсутствие диалога поколений — это серьезная проблема. Добавим к ней еще устаревшие программы образования, особенности современной социальной среды и психологические расстройства, от которых страдают в основном представители поколения Z, и увидим, как молодые и трудоспособные люди сегодня все чаще остаются за бортом жизни.

Для них даже появился особый термин — NEET-поколение (или «поколение «ни-ни» от испанского ni estudia, ni trabaja). Аббревиатура NEET, производная от английского «Not in Education, Employment, or Training» (не обучается, не работает и не проходит профессиональную подготовку), стала символом целого социального явления, которое вызывает серьезные опасения у социологов, экономистов и политиков.


Мы попросили психолога Екатерину Осипову подробно рассказать о том, почему же молодые люди сегодня оказываются в категории NEET, какие факторы влияют на их выбор и что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

Экономические факторы

Одной из ключевых причин, по которой молодые люди попадают в категорию NEET, являются экономические факторы. В условиях экономической нестабильности и высокого уровня безработицы молодежь сталкивается с трудностями при поиске работы. Работодатели часто предпочитают нанимать опытных сотрудников, что создает барьеры для тех, кто только начинает свою карьеру. Кроме того, низкие зарплаты и отсутствие перспектив карьерного роста могут демотивировать молодых людей и заставить их отказаться от поиска работы.

Образовательные проблемы

Качество образования и доступ к нему также играют важную роль. В некоторых странах и регионах система образования не соответствует требованиям современного рынка труда. Молодые люди не получают необходимых навыков и знаний, чтобы успешно конкурировать за рабочие места. Кроме того, высокая стоимость образования и отсутствие финансовой поддержки могут стать серьезным препятствием для получения качественного образования.

Социальные и семейные факторы

Социальные и семейные факторы также оказывают значительное влияние на молодежь. Неблагоприятная семейная обстановка, низкий уровень доходов, отсутствие поддержки со стороны родителей и близких могут привести к тому, что молодые люди теряют мотивацию к учебе и работе. В некоторых случаях они вынуждены брать на себя заботу о семье, что ограничивает их возможности для саморазвития и карьерного роста.

Психологические проблемы

Поколение «Ни-ни»: почему зумеры не хотят учиться, работать и строить карьеру

Психологические проблемы, такие как депрессия, тревожные расстройства и низкая самооценка, могут стать серьезным препятствием для участия в образовательных и трудовых процессах. Молодые люди, страдающие от этих проблем, часто испытывают трудности с мотивацией и концентрацией, что делает их менее конкурентоспособными на рынке труда и в учебных заведениях.

Культурные и социальные нормы

В некоторых обществах и культурах существуют определенные ожидания и роли, которые могут ограничивать возможности молодежи. Например, в некоторых странах женщины сталкиваются с давлением со стороны общества и семьи, что ограничивает их доступ к образованию и работе. В других случаях молодые люди могут испытывать давление со стороны родителей, которые ожидают от них определенного карьерного пути, что может не соответствовать их интересам и способностям.

Последствия для общества

Явление NEET имеет серьезные последствия как для самих молодых людей, так и для общества в целом. Молодые люди, находящиеся вне системы образования и труда, не вносят вклад в экономику страны, что приводит к снижению производительности и экономического роста. Кроме того, длительное пребывание в состоянии NEET может усугубить психологические проблемы, такие как депрессия и тревожные расстройства, что в свою очередь снижает шансы на успешную интеграцию в общество.

Пути решения проблемы

Для решения проблемы NEET необходимы комплексные и многослойные подходы, включающие меры на уровне государства, общества и семьи. Рассмотрим основные направления:

  • Улучшение системы образования. Важно обеспечить доступ к качественному образованию и профессиональной подготовке для молодых людей. Это включает в себя модернизацию учебных программ, развитие системы профессионального образования и повышение квалификации преподавателей.

  • Создание рабочих мест. Государство и бизнес должны активно работать над созданием новых рабочих мест, особенно для молодежи. Это может включать в себя программы стажировок, субсидии для работодателей и развитие малого и среднего бизнеса.

  • Социальная поддержка. Необходимо разработать программы социальной поддержки для молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это может включать в себя психологическую помощь, консультации по карьерному росту и финансовую поддержку.

  • Развитие молодежных инициатив. Важно поддерживать молодежные инициативы и проекты, направленные на развитие навыков и талантов. Это может включать в себя создание молодежных центров, проведение тренингов и мастер-классов.

  • Информационная кампания. Необходимо проводить информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о проблеме NEET и ее последствиях. Это поможет изменить общественное мнение и привлечь внимание к необходимости решения этой проблемы.

Проблема NEET является серьезным вызовом для современного общества. Она требует комплексного подхода и активных действий со стороны государства, бизнеса и общества. Только совместными усилиями можно создать условия, при которых молодые люди смогут реализовать свой потенциал, внести вклад в развитие экономики и общества, а также найти свое место в жизни. Решение этой проблемы не только улучшит качество жизни молодежи, но и станет важным шагом на пути к устойчивому и процветающему будущему.

Екатерина Осипова

Психолог.

Сайт

Фото: Shutterstock