Возможно, еще с детства вы слышали от взрослых: «Все деньги не заработаешь», «Честный человек не может быть богатым», «Успех — это тяжкий труд».
Это — самые вредные установки, с которыми на бизнес-коучинг приходит до 90% клиентов. У них успех ассоциируется с расплатой в виде потери большей части их ресурсов. Это провоцирует страхи и сомнения. Человек просто боится расти в доходах и развиваться, поскольку не готов жертвовать собой уже сейчас ради успеха в будущем.
Действительно, за результат нужно заплатить: деньгами, временем или усилиям. Но, как говорил Стив Джобс, работать нужно не 24/7, а головой.
Поэтому в коучинге люди учатся распределять свои ресурсы и использовать тактическое планирование, чтобы не расплачиваться здоровьем и жизнью за большие цели.
Какие бывают установки и что с ними делать?
Больше сделаю — быстрее продвинусь к цели. У вас есть подсознательная установка, что быть результативным равно быть уставшим.
Что делать: чтобы не растрачивать энергию и не гнаться за временем, планировать нужно каждую неделю.
Деньги важнее меня. Берете дополнительный проект, хотя в расписание это не вписывается. Сил нет, но деньги сами себя не заработают.
Что делать: принять как аксиому — вы важнее денег.
Чем больше сделаю, тем полезнее буду для компании/своего дела. Потребность чувствовать себя значимым за счет плотной нагрузки. Не делегируете рутину из соображений «А что тогда я буду делать?» Люди должны в вас видеть трудягу, это дает ощущение «я — молодец». Сюда же отнесем установку «Сделал меньше, чем нужно = я безответственный».
Что делать: заведите в вашем ежедневном расписании момент заботы о себе: хобби, утренние ритуалы. И практикуйте повышение уровня нормы: понемногу позволяйте себе больше, то, что раньше себе не разрешали. Например, взять бизнес-такси вместо эконом или заказать одежду с доставкой до двери, даже если она платная.
Как определить, что у вас выгорание?
Выгорание — это последствие ошибок в планировании. Оно может проявляться по-разному:
Проблемы со сном. Режим сна при большой нагрузке страдает в первую очередь. Сбивается график, ложитесь слишком поздно, не получается вернуться к ранним подъемам. Либо не высыпаетесь, так как слишком много работы.
Скачки веса. Из-за сбившегося режима могут возникнуть проблемы с лишним весом, метаболизм замедляется. Или, наоборот, можно сильно похудеть. Сюда же относятся ночные походы к холодильнику или «кусочничание», как способ восполнить энергию здесь и сейчас
Проблемы со встраиванием полезных привычек. Замечали, что любые систематические действия (правильно питаться, пить утром воду, бегать) не приживаются? И в результате появляется чувство неудовлетворенности. В плотном графике бывает сложно внедрить даже одну привычку, она не успевает прижиться.
Отдых без отдыха. Часто жертвуете сном, временем с семьей и друзьями, приятными занятиями для себя? Если это стало привычкой, вы по инерции придумываете себе загруженность, даже если можно расслабиться. У вас нет привычки отдыхать. Другая крайность — отдыхаете и не можете отдохнуть, потому что нервная система так перегружена, что даже неделя отпуска не приносит облегчения (читайте также: «Поколение стресса: почему миллениалы всегда чувствуют себя уставшими»).
Апатия и депрессия. Чувство опустошенности, не позволяющее принимать важные решения. Ни на что нет сил, ощущение, что на вас обрушиваются все задачи мира, на которые нет ресурса. Это ощущение возникает из-за накопившихся нерешенных задач.
Пропала креативность. Креативные идеи и желание творить приходят, когда человек отдохнувший. А если график плотный и все время занимает решение многочисленных проблем, то о креативности речи быть не может. Отмирание этого творческого начала негативно влияет на отношение к себе.
Проблема с отношениями. Накопленная усталость из-за нарушенного расписания может приводить к капризному настроению, срывам по мелочам — все это получает ваше ближайшее окружение. Не хватает энергии поддерживать хорошие отношения. Работа в приоритете и загруженное расписание перевешивают отношения.
Нет хобби и удовольствия от жизни. Если вы живете только работой, хобби уходит на второй план. Когда в жизни отсутствует занятие для души, встает вопрос «А ради чего я все это делаю?» Отказываясь от приятных уютных моментов, которые наполняют, дают энергию, вы уже не помните, как это здорово.
Как правильно планировать, чтобы не выгорать — принцип «Матрешки»
Принцип «Матрешки» —- это планирование и личных дел, и финансовых планов, и больших целей на развитие, который поможет зарабатывать больше, но при этом сохранит энергию и силы и даст четкое направление к реализации задуманного. С этим принципом вы всегда будете помнить не только о работе, но и планировать отдых и время на себя, а также на хобби, саморазвитие и спорт.
Принцип состоит в движении от большего к меньшему в три этапа:
Стратегическое долгосрочное планирование (5 лет, год)
Тактическое среднесрочное планирование (6 месяцев, квартал, месяц)
Краткосрочное планирование и действия в моменте
Как в матрешке, эти этапы вкладываются один в другой и составляют логичную последовательность шагов от ежедневных целевых действий к глобальному итогу.
Чтобы начать планировать, нужно сначала навести порядок в ежедневной рутине и понимать, на что вы вообще тратите свое драгоценное время (читайте также: «8 „безобидных“ привычек, крадущих ваше время»).
Определите, куда уходит время, с помощью инструмента «Фотодень»:
Фиксируйте поминутно, как будто на пленку, пошагово все, что делаете в течение суток. Например:
8:15-8:25 — чистите зубы и умываетесь
8:25-8:45 — отвечаете на сообщения в мессенджерах и почте
8:45-9:30 — готовите завтрак
9:30-10:10 — завтракаете и т. д.
Сначала распишите полную неделю, чтобы понять, куда уходит ваше время, где оно тратится впустую. Затем рассортируйте все зафиксированное на 3 основные категории: работа, домашние дела, время для себя. Так вы определите, какие дела требуют от вас больше ресурса (в этой категории слишком много вашего личного участия) и где надо больше делегировать.
Дальше пропишите план делегирования задач, которые не являются важными, но отнимают время от дел для себя и семьи. Возможно, это будут простые дела по дому, которые отнимают много времени: клининг, выгул и груминг питомцев, закупка продуктов. От малого перейдете к большему.
После того, как вы убрали из жизни «пожирателей времени», самое время освоить планирование и постановку целей по принципу «Матрешки».
Определите цели, исходя из реального срока их достижения. Затем распишите декомпозицию — от большего к меньшему, от целей на год — до конкретных шагов, которые нужно начать делать уже сегодня. Кратко эта схема может выглядеть так:
Решите, чего вы хотите добиться, как это должно выглядеть, зачем это вам нужно, какие задачи вы решите.
Зафиксируйте точку А — исходную ситуацию, ваши возможности и стартовые активы.
Пропишите четкий и, главное, — реальный, достижимый результат в цифрах и фактах — точку В. Это и будет ваша цель.
Определите срок достижения цели. Дедлайн нужно поставить обязательно, ведь то, что не запланировано — не случится.
Опишите все ресурсы, которые вы можете привлечь для достижения цели, к кому обратиться за помощью, на кого или на что вы можете рассчитывать.
Замотивируйте себя: опишите все преимущества вашей новой цели, что вы получите, когда достигнете ее, как изменится ваша жизнь.
Соблюдайте главный принцип планирования — от большего к меньшему.
Цель — это глобальное и большое дело, к которому вы идете по шагам. Шаги должны быть простыми, понятными и выполнимыми. Слона легче есть по кусочкам, верно?
Но здесь важно не мельчить. Декомпозиция как матрешка — у нее конечное число уровней. Запланируйте понятные временные отрезки, по которым вы будете оценивать промежуточные результаты: год, квартал (3 месяца), месяц, неделя. Следуйте правилу: чтобы добиться успеха, нужно тратить на ключевую цель не менее 40 часов еженедельно.
Пример планирования: вы хотите купить новый автомобиль — это ваше желание. Через год у вас должна быть нужная сумма — это ваша цель. Разбейте ее на 12 месяцев и оцените, сколько вам понадобится откладывать ежемесячно в течение года. Затем распишите действия, которые позволят заработать эту сумму: привлечь больше клиентов, увеличить средний чек, взять на себя более широкие обязанности и обсудить повышение зарплаты с шефом. И вот уже абстрактная «новая машина» превратилась в план, а у вас есть четкие и понятные шаги по ее достижению без аврала и в заранее запланированные сроки.
С помощью планирования по принципу «Матрешки» вы сможете ставить любые финансовые и личные цели, внедрять здоровый рабочий режим и отдыхать, не перегорая на работе.
Бизнес-психолог, специалист по финансовому мышлению. Дипломированный клинический психолог, психотерапевт.
Фото: Getty Images