Сальвадор Дали на фоне своей работы, созданной для издания «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла 1969 года
В эпоху информационного изобилия мы так или иначе слышим и читаем большое количество мнений о тех или иных терминах, что приводит к трудностям нашего собственного их понимания.
Одни из самых растиражированных и даже, не побоимся этого слова, избитых в инфополе определений — это призвание и предназначение. Давайте попробуем действительно разобраться, в чем же все-таки разница, а в качестве примера возьмем биографии известных художников.
Начнем с первого и, пожалуй, самого важного отличия. Призвание — это то, к чему у человека появляется склонность в ходе формирования его личности. Соответственно, на это могут повлиять такие факторы, как внутриутробное развитие, эмоциональное состояние матери во время беременности, младенчество, детские кризисы, травмы и множество других случайностей.
Например, обратившись к работам Анри Матисса, мы с вами увидим особую любовь к красоте, цвету и радости жизни, но, открыв томик его биографии, также узнаем о том, что впервые он взял в руки краски и кисти, когда заболел, и его мама принесла ему творческие принадлежности, чтобы скрасить постельный режим. Именно это и сформировало его тягу к искусству.
Французский художник Анри Матисс позирует в своей студии, 1930 год
Портрет Греты Молл, 1908 год. Находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне. Создатель: Анри Матисс
Даже в самые темные часы своей жизни французский мастер не оставлял свое призвание: когда из-за болезней кожи и суставов он не мог писать большие картины, он стал делать коллажи, которые получились не менее жизнеутверждающими.
Предназначение же — это то, с чем человек уже рождается. Например, некий традиционный код, религия, родители.
Возьмем в этом случае пример не менее известного художника — Марка Шагала. Прочитав его дневники, мы однозначно сделаем вывод, что его предназначением было родиться в окрестностях Витебска в большой еврейской семье и в дальнейшем в своих работах раскрывать тему Ветхого Завета, а в записях и выступлениях размышлять о судьбе иудеев.
Шагал не раз отмечал, что без культурного кода, семейных ценностей и собственного понимания иудейской веры, он не стал бы тем, кем является (читайте также: «50 вопросов, чтобы лучше узнать свою маму»).
Марк Шагал дает интервью для фильма «Из любви к искусству», 1969 год
Второе отличие вытекает из первого и заключается в том, что предназначение искать не нужно — оно реализуется само собой. А для того, чтобы прийти к своему призванию, необходимо пробовать и искать. Если человек слишком отдалился от своих ощущений и истинных чувств, то поиск призвания может затянуться и потребовать работы со специалистом, который поможет в терапии нащупать, откуда берутся ресурс и энергия.
Возможно, вы вспомните пример французского художника Поля Гогена, который к тридцати годам имел успешную карьеру брокера, стабильный заработок, жену и пятерых детей, а затем, начав ходить по выходным в художественную школу, вдруг ощутил, что его призвание — быть художником и пытаться найти и изобразить рай на Земле.
Получилось ли у него? Мы не можем судить результат, но можем любоваться свидетельствами пути.
Автопортрет Поля Гогена с портретом Бернара, «Отверженные», 1888 год
Обратившись к примеру Сальвадора Дали, мы с вами увидим, как человек может пойти за своим предназначением и найти призвание довольно рано и успешно. Дали родился с уже определенным типом тела и психики, а приобретенные нюансы характера вследствие строгости отца и манипуляций матери сделали из него чувствительного и гениального мальчика, который уже в 8–9 лет создавал работы уровня академии (читайте также: «Ювелир Сальвадор Дали: драгоценное наследие гения»).
Яркая цитата мастера, демонстрирующая его глубокое понимание себя как незаурядного и гениального человека, звучит так:

«Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший»
Третье отличие состоит в том, что, обретя призвание, вы получите от мира в награду энергию, удовольствие, деньги и признание. Предназначение же — это то, что мир ждет от вас.
Сальвадор Дали, 1970 год
Возможно, порой стоит ставить вопрос именно таким образом: а что я должен этому миру? И сразу станет проще и яснее двигаться по пути, понимая, что для того, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать.
Пример еще одного мастера — театрального и не только художника Леона Бакста — иллюстрирует то, как человек может самозабвенно отдавать себя своему делу, создавая невероятной красоты декорации и костюмы к постановкам Сергея Дягилева в рамках «Русских сезонов» в европейских столицах, и в результате получить славу на десятилетия вперед.
Можно ли сказать, что предназначением Бакста было нести в мир красоту, изящество и очарование, а призванием — ремесло, к которому он пришел? Оставим ответ за вами (читайте также: «Для думающих людей: 5 малоизвестных, но важных фильмов, которые откроют вам глаза на мир»).
Закончить рассказ об этих двух таких важных, но совсем не однозначных терминах стоит цитатой психиатра и философа Виктора Франкла:

«У каждого есть свое особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу»
Поиск призвания и осознание в процессе своего предназначения — это тот абсолютно уникальный узор жизненных событий, который составляет наш путь от начала до конца. И он стоит того, чтобы пробовать, ошибаться, искать новые тропинки и, что важно, всегда слушать свое сердце и быть сильными духом.

Фото: Getty Images