«А с чего ты взяла, что работа не является частью нормальной жизни!» — экспрессивно ответила моя подруга, руководитель успешного консалтингового проекта, с которой в недавнем отпуске я пыталась обсудить эту тему. Для справки, ее отпуск обычно выглядит так: на фоне безмятежных морских пейзажей Лера поминутно отвечает на звонки из офиса, а в кафе и ресторанах первым делом подключается к Wi-Fi, чтобы проверить рабочую почту. Мы с ней давние приятельницы, так что к такому ее режиму я уже привыкла. А покладистый муж Леры при очередном неурочном звонке с работы философски разводит руками: «Из нас двоих она — руководитель!»
Пожалуй, Валерия и ее муж — одни из немногих моих знакомых, кто искренне не замечает конфликта. Для Леры work-life balance (так соотношение работы и остальной жизни окрестили в 1980-х годах английские социологи) пребывает в гармонии. Возможно, со временем она ощутит, что чего-то недодает семье, а может, и недополучает сама. И это подтолкнет Леру к пересмотру позиции. Как это сделали за последнее время сотни руководителей-трудоголиков. За немалые деньги, на специальных курсах и тренингах они овладевали искусством поддерживать баланс между работой и жизнью. Что это — модное увлечение или реальная потребность отвоевать у работы пространство для жизни, — рассказала мне бизнес-коуч Галина Кушнарева.
Без вины виноватые
Несмотря на то, что словосочетание «work-life balance» — это уже устоявшаяся идиома, сейчас мы начинаем к нему относиться иначе. Это выражение не только про распределение рабочего и свободного времени. Речь идет о глобальном балансе нашей собственной жизни, в которой есть отношения с другими людьми, спорт, здоровье, самореализация и многое другое. Рабочие обязанности занимают не меньше трети времени нашего бодрствования, и получается грустная картина, если они тебе не очень нравятся. Целую треть собственной жизни ты вынужден противопоставлять собственно жизни! Особенно остро это чувствуют люди, для которых работа не является полем личностной реализации. Поэтому самый важный лайфхак — найти работу, где ты можешь воплощать амбиции, ощущать драйв, повышать свою ценность, — иначе говоря, делать все то, что обычно связывают со словом «жизнь». Понятно, что на тренингах мы не трогаем профессиональные навыки, а говорим про отношение к работе. Потому что именно оно определяет результаты. Человек всегда выигрывает в ту игру, в которую играет. Например, если ваш сценарий звучит так: «У меня тяжелая работа, которая забирает все мои силы», — легко угадать, к какому результату вы придете. И здесь важно осознавать, что это именно ваш выбор. Для некоторых страдание — это мощный инструмент манипулирования. В роли жертвы — как на работе, так и в личной жизни — человек может рассчитывать на жалость окружающих, надеяться на то, что кто-то придет и все сделает вместо него. В такой позиции не надо напрягаться, и это явно проще: он не рискует и ничего не делает. Не надо ничего менять, ведь во всех его неприятностях «виноваты» другие. Человеку удобно считать: ситуация станет лучше, если изменится где-то вовне, без его усилий. На одной чаше весов лежат его достижения и карьера, а на другой — удобство, привычка, комфорт. И многие выбирают страдание, осознанно или неосознанно. И чем ярче они демонстрируют окружающим свое изнеможение, тем большую компенсацию надеются получить. Но разве обессиленному офисному служащему или руководителю кто-то захочет дать повышение или доверить важный проект?
Правильное отношение мы выбираем на трех уровнях, и их нужно пройти осознанно. Первое решение принимается на уровне амбиций: я выбираю замахнуться (например, на работу в престижной компании) или не замахнуться (тихо сидеть на прежнем месте)? Второе — на уровне действий: я для этого что-то делаю или не делаю после «замаха»? И третий уровень — для «продвинутых пользователей»: я буду это делать и страдать или же делать и получать удовольствие? Вот, например, девушка очень хотела, чтобы ее взяли на вакансию, радовалась, что получила должность. Первый месяц работала на драйве, а потом посмотрела на новых коллег и обнаружила: никто энтузиазмом не горит, все жалуются… наверное, и мне так надо? И в этом общем депрессивном потоке она неосознанно начинает культивировать свое страдание. А в результате ее жизнь действительно разделяется на яркую, интересную, полную встреч — но где-то там, вне работы — и прозябание в офисе.
Каждому из нас важно, чтобы цель вдохновляла. Но постарайтесь избегать пассивной формы: «она меня вдохновляла, а потом вдруг перестала». Нет — «я вижу ее вдохновляющей!». Такое отношение включает в себя мой выбор, мое обязательство. Тогда я активен и вкладываюсь в свою цель на 100%.
Гонка за вдохновением
Обычно, желая попасть из пункта А, в котором находятся сейчас, в некий пункт В, где все будет намного лучше, люди думают, что главный вопрос — «как?». Но на данном этапе он не имеет никакого смысла. Всегда найдутся «непреодолимые» препятствия, пока человек не поймет: а почему мне сейчас важнее быть в пункте А? Как я там оказался? Возможные ответы: потому что так удобно, так привычно, и даже если ситуация не нравится, все равно проще оставить все как есть. Следующий вопрос: а какие убеждения не позволяют мне оказаться в пункте В? На тренингах я лично предлагаю осознать, как действуют наши внутренние привычки: быть правым; хорошо выглядеть в глазах других людей; не рисковать; контролировать или избегать контроля; доминировать; быть «в оценках». Эта работа позволяет ответить на главный вопрос: почему ты создал такую ситуацию, почему ты находишься здесь? И только потом можно задействовать другие методы — например, «Цикл контакта».
Вы спросите, что делать, если доводы не убеждают и радости от работы все равно не прибавляется? Что лучше слушать — свой мозг или сердце? Я отвечу: и то и другое. Здесь тоже нужен баланс. Сердце говорит нам о принятии себя, о некоторой расслабленности: «Не истязай себя, остановись». А мозг заставляет любопытствовать: «Что происходит вокруг? Что еще может меня вдохновить?» В идеале логика и интуиция должны не противоречить друг другу, а помогать. Ведь часто жизнь сначала намекает на то, что нужно изменить, — какими-то идеями, людьми, ситуациями. Потом, если упорно не слышишь намеков, — ощутимо дает по голове. Там, где ты не можешь разобраться со своими чувствами, поможет анализ. И наоборот: бывает, что есть много доводов «за», а сердце к такому решению все равно не лежит. Мне кажется, для каждого из нас «зона роста» находится в том, чего нам как раз не хватает. Если у человека сильна интуиция, его задача и вызов — больше себя развивать в логике. А другому, наоборот, полезнее научиться слышать ощущения, желания, сигналы тела. Потенциал развития там, где изначально ресурсов меньше.
Время перемен
Как же это поможет найти оптимальный work-life balance? Вот вам пример, причем из жизни моих коллег. Маша О. работала бизнес-тренером в крупном банке. Когда мы с ней встретились на курсах повышения квалификации, она буквально была на грани истощения. Признавалась, что приходится чуть ли не силой заставлять себя войти в зал и общаться с людьми, которых в этот момент хотелось только ненавидеть. Ее работа побуждала быть жесткой, требовательной: она постоянно ездила по всем отделениям банка и, возвращаясь из командировок, чувствовала, что изменился даже ее запах — он перестал быть женским, от нее пахло мужчиной, даже если на ней была абсолютно чистая блузка. Когда у Маши начались проблемы со спиной, она поняла: все, дальше некуда, нужно остановиться. На работе она сказала, что должна взять отпуск, позаботиться о здоровье, и на какое-то время перешла на очень скромный бюджет. А затем, занимаясь собой, познакомилась с floating — водной процедурой в капсуле, которая спасает от стресса и помогает прийти в себя и физически, и душевно. Итог: сегодня Маша открыла свою float-студию, занимается массажем, телесными практиками. Она осталась в бизнесе, но при этом из сухой, жесткой схемы переместилась в иную — с уважением к своей природе. Стоит ли говорить, что сейчас Маша и выглядит, и ощущает себя совсем по-другому.
Второй пример: Дарья Н. тоже работала бизнес-тренером, вместе с мужем растила двоих детей, покупала абонементы в Консерваторию, старалась путешествовать, заниматься йогой и даже бегать марафон. Но в какой-то момент оказалось, что она уже не понимает, зачем все это делает: жизнь перестала приносить удовольствие. Разобраться в «кризисе среднего возраста» Даша решила с психологом: ей нужно было научиться осознавать себя и пределы своих возможностей, не пугаться слабостей. Вместо марафона моя коллега записалась на лекции, во время прогулок в парке слушала подкасты, чуть ли не наизусть выучила книжку Брайана Трейси о тайм-менеджменте, — она буквально накачивала себя идеями, людьми, стратегиями. Такая аналитическая работа позволила Даше и брак сохранить, и профессионально «перезапуститься»…
Какие выводы из этих историй? Во-первых, если вам кажется, что в жизни что-то идет не так, знайте: это вам не кажется. А во-вторых, я всегда вспоминаю совет легенды американского бизнеса Джека Уэлча: «Меняйтесь раньше, чем обстоятельства заставят вас это сделать».
Метод: «Цикл контакта»
Если нынешняя работа отнимает всю энергию и не дает жить, возможно, настал момент ее сменить. Чтобы не ошибиться с выбором, Галина Кушнарева советует освоить метод из четырех этапов.
Идея. У вас появилось желание найти хорошую работу. Возможно, вы уже видите должность, о которой могли бы мечтать, но сомневаетесь в собственных силах. Главное, не загубить идею негативными внутренними оценками. Чаще всего такие голоса — не ваши, они звучат из прошлого. Подумайте о том, кому они могли принадлежать. Что вы выберете сегодня — винить в неудачах кого-то из прошлого или верить в себя? Убедитесь, что ваше решение не ставит вас в позицию жертвы.
Поиск. Даже самую блестящую идею редко удается воплотить с первого шага. На этом этапе важно понимать: если не получилось сразу — это нормально. Значит, необходимо продолжать искать, изучать варианты и не на каждую работу кидаться просто потому, что она появилась. А перед тем как принять решение, еще раз проверьте, что оно отвечает вашей индивидуальности и вашим интересам.
Контакт. Вы приняли решение и приступили к работе на новом месте. Чтобы понять, насколько она вам подходит, на этом этапе важно «быть в процессе» целиком. Если вы выбрали компанию А, то уже не смотрите на компании В или С. Вы сейчас здесь, вы сделали выбор — и будьте с ним в согласии. Работайте так, как если бы это была для вас самая лучшая работа.
Анализ. Вы уже освоились на новом месте. Возможно, вас все устраивает и все идет хорошо. А может, уже хочется чего-то нового? Проанализируйте ситуацию. Распишите по пунктам: что вам нравится; какой опыт вы получили; чему научились; чего не хотите терпеть. Анализ поможет ответить на главный вопрос: «Я готова так жить и работать?» Если ответ «да» — вы совершите ответственный выбор. А если «нет» — цикл замкнется, и у вас опять появится новая идея.
Инструмент: «шкала приоритетов»
Кроме работы, вам ни на что не хватает времени? «Вспомните и напишите в столбик на листке бумаги все те вещи, которые вы считаете для себя важными, — советует коуч. — Это может быть саморазвитие, хобби, здоровье, отдых, знание иностранных языков — все, что пожелаете. Рядом, во второй колонке, отметьте свой результат на сегодняшний день: что сейчас из этих важных вещей у меня есть реально? А затем я предлагаю посмотреть на каждый из пунктов очень честно и сделать для себя несколько выводов.
Если я привык считать что-то значимым, но сейчас в моей жизни этого нет, — для меня это не важно. Что бы я по этому поводу не думал! Мне важно выглядеть хорошо, а я не бываю на природе и не занимаюсь спортом? Мне нужно знать иностранные языки, но я так и не записалась на курсы? Значит, это не важно. Такое столкновение с реальностью может оказаться неприятным, но выводы всегда лучше делать честно и только по результату.
Если вы все же настаиваете, что для вас это важно, — доведите свое желание до действия: начните ходить в фитнес-клуб или найдите онлайн-курс испанского.
Если вы уже купили абонемент в бассейн, но за несколько месяцев так им и не воспользовались, или приобрели учебник по грамматике, но так и не сели за упражнения, — не обманывайте себя. Позвольте себе расслабиться и провести это время с удовольствием. Этот опыт дает вам возможность лучше узнать себя и не быть тем, кем вы не являетесь. И это тоже очень ценный результат.
Вернитесь к своему списку и допишите в первую колонку дела, которыми вы уже по факту занимаетесь, хотя и внутренне этому сопротивляетесь. Например, в свой единственный выходной, возможно, проклиная все на свете, едете на другой конец города в гости к свекрови. Помните: если вы это делаете — значит, для вас это важно. Подумайте: почему именно? Это привычка или традиция, вам хочется сделать приятное мужу или вы заботитесь о теплых взаимоотношениях в семье? Нет ли способа сделать все то же самое иначе — например, пригласить свекровь в театр или на концерт? Осознайте свой выбор и будьте с ним в согласии: только такое отношение позволит вам сохранять баланс и получать от того, что происходит в вашей жизни, удовольствие».
Об эксперте:
Специалист по стресс-менеджменту, бизнес-тренер компании Business Relations.
Фото: Getty Images