Как и все мы сегодня, Эрик Юань старается адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. Основатель и генеральный директор компании по производству коммуникационного программного обеспечения Zoom тратит на ночной сон не более 3-4 часов, а проснувшись, сразу же принимается за работу. Первым делом он проверяет отчеты о состоянии платформы за прошедшие сутки, чтобы убедиться, что она справляется с постоянно возрастающей нагрузкой. Затем у Эрика начинается длинная серия видеоконференций, которые он проводит из своего дома в районе залива Сан-Франциско. «Так много встреч по Zoom, – говорит с улыбкой создатель сверхпопулярной платформы, – Я уже порядком устал от этого». Справляться с колоссальной рабочей нагрузкой Эрику помогает осознание того, что его продукт жизненно необходим людям в условиях пандемии. И, конечно же, огромную поддержку ему оказывает его любимая женщина, с которой он вместе уже более 30 лет. Именно она в далеком 1987 году вдохновила его на то, чтобы изобрести программное обеспечение для видеосвязи на расстоянии.
В 2020 году дело жизни Эрика Юаня принесло ему огромную популярность и прибыль. В апреле Forbes оценил его состояние в $5,5 миллиардов. Таким образом, Эрик «обошел» даже знаменитого Джека Дорси, подарившего миру Twitter, чей личный капитал на сегодняшний день составляет $4,7 миллиардов (читайте также: «7 правил жизни Джека Дорси – самого известного холостяка и миллиардера из Силиконовой Долины»). Рассказываем, как создатель Zoom смог добиться такого фантастического успеха.
«Каждое утро, когда я просыпаюсь, я говорю себе две вещи: не подведи мир и не подведи наших пользователей», – говорит Эрик Юань.
Он родился в семье горных инженеров в провинции Шаньдун на востоке Китая. Впервые Эрик занялся предпринимательством, когда еще посещал школу: он собирал строительные отходы, чтобы сдать содержащуюся в них медь на металлолом. Вскоре мальчик узнал, что на переработку принимают только сам металл, поэтому решил сжечь все лишнее на заднем дворе. В результате Эрик случайно спалил соседский дом, что стоило больших убытков его семье. «Мои родители были очень расстроены», – рассказывал он. Впрочем, первый неудачный опыт предпринимательства не разубедил целеустремленного юношу в его способностях к бизнесу. Он вынес ценный урок и решил сменить направление деятельности. Эрик поступил в Шаньдунский университет науки и техники, где выбрал своей специализацией прикладную математику и информатику. Именно тогда он встретил девушку, в которую влюбился. И чувство это было взаимным. Но проблема состояла в том, что возлюбленная Эрика училась в другом городе, который находился за сотни километров от его университета.
«Впервые я задумался о создании чего-то наподобие Zoom, когда учился на первом курсе и был вынужден тратить по 10 часов на поездку на поезде, чтобы увидеть мою девушку, которая теперь является моей женой, – говорит Эрик. – Я терпеть не мог эти поездки и мечтал об изобретении иных решений, с помощью которых я мог бы с ней увидеться, не путешествуя – эти мечты в конечном счете стали основой для создания Zoom». Когда 22-летний Эрик получил диплом, он набрался храбрости, чтобы попросить руки своей возлюбленной. Она ответила согласием. И с тех пор они не расставались.
В начале 1990-х Эрик начал свою карьеру с работы на местную компанию, но постепенно пришел к выводу, что полноценно проявить свои способности он сможет только за границей – а именно в Америке, где тогда происходил настоящий «технический бум». Неизгладимое впечатление на начинающего предпринимателя произвела речь Билла Гейтса, которую тот произнес во время визита в Японию в 1994 году. После этого Эрик только убедился в мысли, что непременно должен попасть в Силиконовую Долину. «Я решил перебраться в США в середине 1990-х из-за развития Интернета, за которым было будущее, как я считал, – поясняет Эрик. – Его еще не было в Китае, в то время как там [в Америке] на него уже делались большие ставки».
Но путь к мечте оказался непростым. «В первый раз, когда я подал заявление на американскую визу, мне отказали, – рассказывает предприниматель. – Я продолжал подавать заявления вновь и вновь на протяжении двух лет. И, наконец, с девятой попытки я получил визу».
«Я приехал в Силиконовую Долину в 1997 году и присоединился к WebEx, которая в то время была подающим надежды стартапом, насчитывающим около десятка сотрудников, – продолжает свой рассказ Эрик. – Компания развивалась очень быстро и достигла расцвета через несколько лет после моего прибытия. В 2007 году Cisco (американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий – прим. ред.) приобрела WebEx, и я стал корпоративным вице-президентом Cisco по разработке программного обеспечения для совместной работы. Я часто встречался с клиентами и в ходе бесед с ними обнаружил, что они были недовольны текущими решениями для совместной работы, включая WebEx. Я твердо верил, что смогу разработать платформу, которой клиенты будут полностью удовлетворены, поэтому в июне 2011 года я решил, что пришло время воплотить в жизнь мою мечту – платформу для видеосвязи – о которой я мечтах во время учебы в институте. Более 40 разработчиков поддержали меня и присоединились к стартапу. Таким образом, в 2012 году мы запустили платформу Zoom».
С самого начала Эрик Юань крайне ответственно относился к своему проекту и считал персонализированный подход к каждому клиенту основным приоритетом. «Когда мы только запустили Zoom, я лично писал письма всем, кто по какой-либо причине переставал пользоваться нашим сервисом, – говорит он. – Однажды один из клиентов обвинил меня в том, что я отправляю всем одинаковые автоматически сгенерированные электронные письма, “выдавая себя за генерального директора”. Фактически, он предъявил обвинение всей компании Zoom в нечестности. Я ответил, что действительно сам написал ему письмо, и что оно не было сгенерировано каким-либо маркетинговым инструментом. Но он опять мне не поверил. Тогда я предложил ему встретиться в Zoom, создав видеочат, чтобы доказать, что именно я пишу эти электронные письма. Этот звонок так и не состоялся. Но после этого он перестал обвинять Zoom в нечестности».
Изначально Zoom задумывался, как платформа для корпоративных клиентов – крупных деловых предприятий. Однако с начала 2020 года все больше пользователей стали использовать сервис для иных целей: разговоров с родственниками или друзьями, с которыми они не могли встретиться лично из-за эпидемии коронавируса, онлайн-консультаций со специалистами, видеоуроков в режиме реального времени и даже вечеринок по случаю дня рождения. Чем больше стран вводили ограничения на передвижения своих граждан, тем популярнее становился Zoom. Эта простая платформа с удобным интерфейсов превратилась в настоящее спасение не только для больших корпораций, которые контролировали с помощью нее дистанционную работу своих сотрудников, но и для миллионов простых пользователей по всему миру, которые были счастливы увидеть лица дорогих и близких людей хотя бы на экране ноутбука или смартфона.
Несмотря на свою упорную работу по развитию компании Эрик Юань и не подозревал, что его платформа станет настолько популярной. «Я никогда не думал, что в одночасье весь мир перейдет на Zoom», – признается он. Для сравнения: путь к успеху таких платформ как Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и Twitter занял несколько лет, что позволило их создателям поэтапно совершенствовать свои сервисы, адаптируя их под нужды пользователей. У команды Zoom такой возможности не было. Этим неожиданным и стремительным ростом популярности платформы отчасти объясняются внезапно возникшие проблемы с безопасностью данных пользователей, которые обнаружились в апреле. Эрик Юань уже выступил с публичными извинениями и пообещал сделать все для того, чтобы утечки больше не повторились. В мае стало известно, что Zoom приобрел стартап Keybase, специалисты которого займутся созданием сквозного шифрования данных пользователей. Этот шаг станет частью «90-дневного плана, направленного на дальнейшее укрепление безопасности платформы видеосвязи», который ранее анонсировал Эрик Юань.
Сегодня предприниматель работает еще усерднее обычного, а редкие перерывы посвящает чтению специализированной литературы по ведению бизнеса. По его словам, он с нетерпением ждет возможности свободно «сходить в продуктовый магазин вместе с женой», когда карантинные меры будут сняты. А также обнять своих сотрудников, чтобы выразить искреннюю благодарность за работу и поддержку в такие непростые времена.
Какое же будущее ожидает Zoom? Как говорит сам Эрик, он намерен двигаться в сторону дополненной реальности. «Однажды я надеюсь, мы сможем пожать друг другу руки, и это ничем не будет отличаться от настоящего рукопожатия. Или, например, вы сможете почувствовать аромат, который исходит от моей чашки кофе здесь, в Сан-Хосе, находясь в вашем офисе в Лондоне, – говорит он. – Никакой физической дистанции! Это то, чем я действительно увлечен. Поэтому я так усердно работаю».
Фото: Getty Images