О том, как это сделать, рассказывает Мария Тронина — корпоративный консультант, эксперт в области построения корпоративной карьеры, поиска работы и развитию лидерских навыков, вице-президента по финансам Mastercard, основатель онлайн-школы «Карьера как игра».
Как понять, объективно ли вас понизили в должности?
Понижение, вызванное невыполнением должностных обязанностей, не должно быть для сотрудника сюрпризом. Ранее он наверняка получал замечания, выговоры или предупреждения. Если нет, встает вопрос о профессионализме руководителя и эффективности его коммуникации с подчиненными.
Какой бы ни была причина понижения, первое, что нужно сделать сотруднику, — получить от начальства обратную связь. Но действовать нужно осторожно. Сначала выслушайте руководителя. Если внутри клокочут негодование и возмущение, и вы не владеете техникой эмоционального контроля, лучше взять паузу, успокоиться и прийти на встречу с «холодной головой» (читайте также: «Обратная связь: как правильная критика поможет вам стать успешнее»).
Вопросы, которые стоит задать непосредственному начальнику:
Связано понижение с дисциплинарными нарушениями или реструктуризацией?
Есть ли время и возможность продемонстрировать лучшие результаты на прежней должности, особенно если не было performance review (оценки продуктивности персонала)?
Что входит в спектр обязанностей на новом рабочем месте?
Сколько времени отводится на переходный период?
Как будет коммуницировано это изменение в компании?
Что произойдет, если вы не согласитесь на новую должность?
Эти вопросы помогут не только выяснить причины понижения, но и принять верное решение: остаться в компании или уйти.
Как преодолеть кризис и продолжить развитие в компании?
Если вы решили продолжить работу, необходимо действовать профессионально и быть открытым к обратной связи. Ни в коем случае нельзя проявлять недовольство, иначе вы будете лишены перспектив. Руководители не терпят в коллективе токсичных людей, заряжающих негативом остальных сотрудников.
Прислушайтесь к замечаниям и претензиям начальника, попробуйте представить себя на его месте. Если у вас были некоторые успехи на прежней должности, проанализируйте, почему руководитель их не замечал.
Осознав свои ошибки, начните выстраивать план по восстановлению репутации. Но не ждите быстрых результатов. Потребуется около полугода упорного труда, чтобы вернуть утраченный статус.
Сотруднику, который решил остаться в компании, придется провести кропотливую работу над своим эмоциональным состоянием. Охватившие вас негативные эмоции стоит преобразовать в продуктивную энергию, которая в короткое время сделает из вас top performer.
Важно честно спросить себя: «Что я потерял?». Чаще всего с должностью человек связывает статус, стабильность, карьерные перспективы, финансовое вознаграждение. Подумайте, как ваше новое место поможет сохранить положение, и есть ли смысл оставаться в компании.
Правила поведения для руководителя и подчиненного
Со стороны руководителя должна быть правильная оценка потенциала сотрудников. Кроме low performer, существует категория талантливых людей, которые просто работают не на своем месте, и потому не эффективны. Задача начальника и HR-отдела — создать для такого человека план развития в соответствии с его потенциалом.
Сотрудник в свою очередь заинтересован найти для себя ментора (среди коллег, работников HR), который поможет выстроить карьерный путь и правильные коммуникации с другими агентами влияния, повысить результативность и вернуть утраченную репутацию.
Для эффективной работы руководителя и подчиненного также важна объективная обратная связь. Если сотрудник не справляется с обязанностями, начальник не должен давать субъективную оценку («ты плохо работаешь», «ты нам не подходишь» и так далее). Необходимо озвучивать результат действий или бездействия в цифрах, предложить конкретные шаги, способные поменять ситуацию. Такой подход усиливает мотивацию и говорит о профессионализме руководителя.
Подчиненный тоже должен требовать объективную обратную связь, чтобы понять, насколько справедливо его понизили, и что нужно исправить.
В каком случае лучше уйти из компании?
Уход из компании возможен в том случае, если вы не видите для себя перспектив развития или не разделяете ценности руководства и своих коллег (читайте также: «Встать и уйти: 5 ситуаций, когда уволиться — самое правильное решение»). Не стоит увольняться сразу: можно некоторое время поработать, одновременно подыскивая новое место.
Если в компании прошла реструктуризация, при отсутствии нареканий можно договориться об увольнении по соглашению сторон и получить финансовую компенсацию.
Понижение не повод расстраиваться. Возьмите ситуацию в свои руки и проявите себя с лучшей стороны. Возможно, это лишь ступенька в новом направлении вашего карьерного взлета.
Корпоративный консультант, эксперт в области построения корпоративной карьеры, поиска работы и развитию лидерских навыков, вице-президента по финансам Mastercard, основатель онлайн-школы «Карьера как игра».
Фото: Getty Images