Юмор на работе помогает руководителю быть дружелюбным, теплым и искренним. Он помогает строить отношения между коллегами и преодолевать барьеры в общении. Согласно исследованию Robert Half International, более 90% руководителей считают, что чувство юмора важно для карьерного роста, а 84% считают, что люди с хорошим чувством юмора лучше справляются со своей работой.
В решении каких задач юмор может помочь руководителю, рассказывают консультанты компании по подбору руководителей высшего звена Magnum Hunt Executive Search Елизавета Комолова и Ксения Уральская.
Произвести первое приятное впечатление
Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вы не очень хорошо знали собеседника, но вместе посмеявшись над какой-то шуткой, вы почувствовали связь.
Также и на работе. Если вы приходите в новый коллектив, сотрудники нередко смотрят на вас с настороженностью. Что будет означать для них смена руководителя, какие перемены за этим последуют. Определенная доля юмора может снизить напряжение первых дней для обеих сторон и сблизить руководителя и сотрудников, показать, что вы нацелены на партнерство. Согласно исследованиям, даже самая простая шутка или остроумное замечание в рутинной коммуникации способны существенно изменить отношение других людей и добавить очков к вашему лидерскому имиджу: хороший юмор считается признаком интеллекта и уверенности в себе, а значит команда будет вам больше доверять и принимать ваш авторитет. Но здесь важно не переборщить, так как люди быстро почувствуют фальшь, если поймут, что руководитель намеренно использует шутки, чтобы завоевать их доверие.
Снять стресс
Руководитель, который поощряет юмор на рабочем месте и смеется вместе с сотрудниками, помогает им снизить уровень страха и стресса. Если у сотрудника большой объем работы, ему кажется, что он ничего не успевает, подбодрите его шуткой, это снизит напряженность, и работать станет легче. Юмор помогает человеку избавиться от сдерживаемого напряжения, улучшить психическое самочувствие, поскольку смех высвобождает эндорфины — гормоны радости. Он как бы рассеивает негативные эмоции, потому что человек не может чувствовать две сильные противоположные эмоции одновременно. Но здесь нужно быть осторожным, чтобы не показаться слишком беззаботным, в то время как другие работают в кризисном режиме.
Сгладить конфликт
Случаются ситуации, когда руководитель оказывается арбитром в споре или даже конфликте сотрудников. Попробуйте помочь решить эту неприятную ситуацию с помощью чувства юмора. Конечно, здесь ни в коем случае не должно быть насмешки над проблемой или чьей-то позицией, но если вы остались один на один с двумя «виновниками» торжества, попробуйте начать с легкой шутки на отвлеченную тему — о погоде, случае по дороге на работу или у ребенка в детском саду — и как минимум настрой в диалоге будет более позитивным: люди легче идут на компромисс в дружеской благоприятной атмосфере.
Сплотить коллектив
Юмор нередко становится базой для общения людей, которые объединены общим местом работы, укрепления их дружеских отношений. Исследования показывают, что люди, которые больше неформально общаются с руководителями и коллегами, чувствуют себя счастливее и получают больше удовольствия от работы.
Раскрыть творческую энергию сотрудников
Наукой доказано, что юмор способен раскрыть творческий потенциал человека, который, в свою очередь, является базой для креативных и нестандартных решений. Атмосфера оптимизма способствует рождению новых идей, люди более открыты друг с другом и не боятся высказывать свои мысли. Но здесь нужно быть осторожными — сотрудник не должен опасаться, что, если он скажет что-то не очень удачное, его засмеют.
Поддержать в момент кризиса
Конечно, в кризисных ситуациях не до шуток. Но когда положение непростое, сотрудники особенно чутко чувствуют психологическое состояние руководителя, более того — их собственное настроение от этого зависит в значительной степени. Поэтому все свои тревоги, растерянность, неуверенность, если они есть, лучше обсудить с психологом или коучем, но найти в себе силы разрядить обстановку, добавив юмора в общение с сотрудниками. Здесь самое важное — не шутить о самой кризисной ситуации. Это может быть воспринято неверно: руководитель отшучивается — значит, он не знает, что делать.
Укрепить корпоративную культуру
Команды, где принято смеяться, легче относятся к ошибкам и неудачам в работе, а значит — быстрее восстанавливаются и не теряют продуктивность. Культура, в которой коллеги смеются над своими ошибками и учатся на них, а не кричат друг на друга, дает людям ощущение большей защищенности.
Как не стоит шутить на работе:
Предметом шуток и насмешек ни в коем случае не должен становиться конкретный человек или его действия, а также компания, в которой вы работаете. Неуместен снисходительный юмор, принижающий ценность или статус людей. Грубые шутки также могут привести к неприятным последствиям и повредить репутации руководителя.
Лучше не шутить, чем шутить неудачно. А неудачной может быть шутка по какой-то теме, которая для кого-то из сотрудников является триггером. Поэтому лучше выбирать нейтральные темы для шуток, пока вы не узнаете людей в своем коллективе получше.
Шутки уместны в определенном контексте: забавный анекдот, рассказанный коллегам на утреннем совещании, может быть совершенно не к месту на официальном собрании у вышестоящего руководства.
Помните, что юмор может и разделять людей на «своих» — кто понимает ваши шутки, и «чужих» — кто не в теме шутки, потому что, например, не был с вами на том корпоративе, о котором вы вспомнили. Непонимание шутки расстраивает и демотивирует человека, снижает его самооценку.
Избегайте юмора на тему секса, религии, гендера, политики и подобных тем: чаще всего они крайне неуместны в рабочей обстановке.
Если шутка глубоко задела сотрудника, будьте готовы перед ним извиниться.
Консультант компании по подбору руководителей высшего звена Magnum Hunt Executive Search.
Консультант компании по подбору руководителей высшего звена Magnum Hunt Executive Search.
Фото: Shutterstock