Совсем не сказка: 5 главных опасностей удаленной работы

Рекрутер и основательница сервиса Vitrina 22|52 Анастасия Юхтмахер рассказывает, как на самом деле обстоят дела, и что нужно выяснить прежде, чем согласиться работать удаленно.

График работы

Чаще всего работодатель, предлагая удаленную работу, все же подразумевает соблюдение стандартного рабочего графика. Это значит, что с 9 до 18 (с 10 до 19, с 11 до 20 — по договоренности) вы должны быть за компьютером, на связи. То есть «теперь я смогу ходить в спортзал в середине дня, когда там пусто» — вряд ли выполнимо. Варить борщ во время зум-конференции в теории, конечно, возможно, но на практике с трудом выполнимо. Как показал опыт работы во время пандемии — качественно выполнять работу и делать «свои дела» — нереально. Что-то в любом случае пострадает — или суп убежит, или брейнсторминг будет непродуктивным.

Поэтому будьте реалистами — соглашаясь на удаленную работу, вы экономите только время на дорогу до офиса. В крупных городах это часа два в обе стороны, что уже неплохо.

Удаленка VS фриланс

Совсем не сказка: 5 главных опасностей удаленной работы

Не нужно путать такие понятия, как удаленная работа и фриланс. В первом случае работодатель подразумевает, что вы станете полноценным сотрудником, просто находиться будете в любом удобном вам месте, а не в офисе. В этом случае от вас могут потребовать полной отдачи и будут правы.

Если же вы хотите работать не только в любом месте, но и в любое время — нужно выбирать фриланс. Тогда наниматель просто будет ставить вам задачи и дедлайн, а вы сможете выполнять их в то время, когда вам удобно — хоть ночами, хоть за один день перед сроком сдачи. Тут главное — получить вовремя результат.

Ночевать на работе

Главная опасность удаленной работы в том, что с нее нельзя «уйти». Когда дом становится рабочим местом, вы просыпаетесь на работе и в конце рабочего дня там же и отдыхаете, и ложитесь спать. Психологически границы «рабочего» и «личного» пространства размываются, есть опасность постоянно быть включенными в рабочий процесс. А это чревато выгоранием.

Особенно это касается трудоголиков. Да, некоторые и выходя из офиса не оставляют работу на работе, но все же дверь офиса служит психологической ширмой для нашего мозга, подает сигнал, что вот тут начинается свободное время.

Совсем не сказка: 5 главных опасностей удаленной работы

Если у вас есть склонность к переусердствованию, нужно сразу определить четкие границы, когда вы работаете, а когда вы отдыхаете.

Тайм-менеджмент

Тут мы как раз подходим к самому главному подводному камню «удаленки». Успешно и без стрессов работать без офиса могут только высокоорганизованные люди. Дома очень много соблазнов и весьма благодатная почва для прокрастинации — мягкий диван, кофемашина под рукой и любимая кружка, а вот еще стирку надо запустить, ноготочки подкрасить, перебрать гардероб (давно собиралась), позвонить записаться на курсы, заказать билеты в театр, погулять с терьером….. Дома столько дел!

В офисе нет 90% отвлекающих факторов. Да, можно поболтать с коллегой и сходить на перерыв в кафетерий, но все же офис — это рабочая атмосфера, где все направлено на решение задач.

Чтобы избежать соблазнов, нужно составлять четкий распорядок дня. В 8 вы встаете, завтракаете и приводите себя в порядок. Не обязательно надевать костюм и делать полный макияж, но сменить сорочку и халат на выглаженную футболку с джоггерами — вполне по силам. Особенно, если у вас бывают конференции по видеосвязи (читайте также: «Удобная мода: самая стильная и комфортная одежда для дома»).

В 9 вы начинаете работать. Оставьте время на пятиминутные перерывы каждый час или 20-минутные каждые три часа, обязательно запланируйте время на полноценный обед. Обустройте себе удобное рабочее место, где у вас будет все под рукой. Поставьте на стол графин воды с лимоном. Не заваливайтесь с ноутбуком на диван, не устраивайтесь где-то в углу в полоборота. Неудобная позиция не способствует продуктивности.

Совсем не сказка: 5 главных опасностей удаленной работы

Заканчивайте работу ровно во столько времени, во сколько запланировали. На первое время придумайте себе какой-то ритуал, пока не сформируется привычка. Например, вы работаете за обеденным столом. При работе убираете все лишнее с него, а когда заканчиваете дела — заново сервируете. Или переодевайтесь в домашнее.

Личное время

Увы, сложности в разделении рабочего и личного времени бывают не только у работника, но и у работодателя. Звонки в 8 утра или в 22 вечера не должны стать правилом. Если вы замечаете, что такое стало происходить регулярно, мягко и профессионально поговорите с начальством или заказчиком. Аргументируйте, что максимально продуктивной и эффективной вы можете быть, только разделяя рабочее и личное время.

Вы посвящаете всю себя работе с 9 до 18, но в остаток дня вам требуется время на перезагрузку (прежде всего для того, чтобы качественно выполнять свою работу). Если работодатель не поймет, расставайтесь с ним без сожаления — профессиональное выгорание грозит гораздо более серьезными последствиями, чем смена работы (читайте также: «Работать нельзя отдыхать: как не думать о делах в нерабочее время (и почему это полезно)»).

То же самое нужно объяснить и родным. Есть такой момент, что работая из дома, для непосвященных родственников или друзей вы считаетесь «дома», доступной для всяких просьб, поручений и бесед. «Привет, ты дома? О, супер, а можешь…?» Нет, вы не можете, вы работаете. Иногда это приходится проговаривать.

Анастасия Юхтмахер

Основатель нескольких карьерных проектов (Vitrina2252 и Up&Out), являлась руководителем направления подбора в крупнейшем банке РФ, более 8 лет проработала в международных консалтинговых компаниях BCG, PwC.

Фото: Getty Images