Идея заводить друзей на работе может показаться странной. Многие считают, что им платят деньги за то, чтобы они проводили время с теми, с кем их никогда не сведет обычная жизнь. Но на самом деле мы проводим от четверти до трети своей взрослой жизни на работе, либо сидя рядом с коллегами, либо общаясь с ними виртуально. И в итоге они оказывают большое влияние на то, как мы выполняем свою работу и как мы относимся к ней.
Неудивительно, что многие сомневаются, стоит ли пытаться заводить друзей на работе. Переходить черту от профессионального к личному может быть неудобно и даже пугающе. И не слишком похоже на настоящую дружбу. Тем не менее, данные свидетельствуют о том, что нам следует заводить друзей на работе, и что это дает массу преимуществ, а не является способом лучше прожить день. Как говорит Шаста Нельсон, автор книги «Бизнес дружбы»: «Не все из нас уверены, что нам следует заводить друзей на работе. Но мы все становимся счастливее, когда это делаем».
По словам исследователя Тома Рата, которые он приводит в его книге «Жизненно важные друзья», люди, у которых есть три хороших друга на работе, на 96% чаще говорят, что они «чрезвычайно удовлетворены» жизнью. Опрос Gallup показал, что те, у кого есть друзья по работе, в семь раз чаще полностью вовлечены в свою работу. А опрос, проведенный веб-сайтом о карьере Milkround в 2019 году, показал, что почти половина считает «практическую и эмоциональную поддержку» преимуществом дружбы на рабочем месте (читайте также: Как популярность в офисе влияет на успех в коллективе (и как над ней работать)).
Обратной стороной оказывается то, что без друзей по работе мы можем чувствовать себя изолированными и лишенными мотивации. В 2018 году опрос Totaljobs показал, что 60% людей чувствовали себя одинокими на работе (по сравнению с их личной жизнью), причем до четверти фактически уволились из-за отсутствия друзей.
Нехватка друзей на работе обходится дорого и в других отношениях. Одно из недавних британских исследований показало, что одиночество сотрудников обходится британским работодателям в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов в год и бьет по индивидуальным карманам (ущерб был оценен в размере 9900 фунтов стерлингов). И эксперты считают, что ситуация будет только ухудшаться, поскольку удаленная работа и сокращения после коронавируса еще больше усложняют установление человеческих связей (читайте также: Совсем не сказка: 5 главных опасностей удаленной работы).
Зачастую дружеские отношения на рабочем месте рождаются из-за трудностей, в том числе из-за бытовых проблем, ужасных боссов или из-за уникального давления вашей отрасли. Приятелем может стать тот, с кем вы пьете чай в обеденный перерыв, замышляете шутку и празднуете особое событие — и кто может сделать работу чуть менее похожей на работу.
Впрочем, перевести ежедневный обмен шутками у кулера в настоящую дружбу может быть сложно. Шаста Нельсон считает, что для серьезного отношения к друзьям по работе нужно три ключевых элемента: позитивность, чтобы дружба заставляла вас чувствовать себя лучше и поддерживать хорошее настроение; последовательность, которую вы вкладываете в виде времени; и уязвимость, чтобы вы могли поделиться тем, кто вы есть на самом деле.
На работе женщины, как правило, объединяются общими ценностями, эмоциональными триггерными точками и чувством юмора. Эти общие черты со временем могут превратить связь на уровне коллег в дружескую. Любопытно, что иногда именно то, что вы плохо знаете человека, может сподвигнуть вас доверить ему нечто очень личное, даже тайну.
Специалисты рекомендуют женщинам видеть за своими коллегами на соперниц, а подруг, за которыми скрывается масса возможностей. Ревность — одно из табу в женской дружбе. Важно помнить, что командная работа может предложить намного больше плюсов, чем одиночный труд, приносящий меньшее удовлетворение от пребывания на рабочем месте.
Настоящая дружба может возникнуть только тогда, когда вы сможете построить отношения, основанные на взаимной поддержке, сопереживании, честности и удовольствии. Работа — это не другое измерение, в это время остается важной и наша реальная жизнь, и переживания: успех, неудача, разочарование, радость. И найти кого-то, кто сделает этот процесс лучше, как в профессиональном, так и в личном плане, — замечательная задача. Она точно поможет чувствовать себя на работе немного счастливее.
Фото: Adobe Stock