Как понять, когда увольняться не просто пора, а просто необходимо, рассказывает психолог и психотерапевт Елена Сюр.
Работа — зачем она нужна?
Пока не наступил мировой коммунизм и все не стало бесплатным, работа остается главной возможностью взрослого человека обеспечивать жизнь свою и своей семьи и поддерживать некий социальный уровень.
Работа делит нас на общественные классы, слои и прослойки, работа определяет степень материальной обеспеченности, социального престижа и реальной полезности, работа, в конце концов, занимает большую часть жизни. Причем не только взрослой. Опосредованно мы работаем на работу уже с детства: получаем базу знаний в школе, осваиваем навыки в колледже и проходим специалитеты в вузах. И вложившись так существенно, в праве рассчитывать на то, что работа удовлетворит три наши базовые потребности:
Развитие. Человек должен развиваться, узнавать и осваивать что-то новое, продвигаться в карьере.
Безопасность. В основном она сводится к стабильности — комфорту рабочего места и достойному уровню оплаты труда;
Социальная значимость. Для огромного числа людей работа — это то место, где они себя предъявляют как социальную единицу: стараются достойно выглядеть и общаться, заводят не только профессиональные, но и дружеские связи. Пандемия наглядно показала, как много значат для людей такие контакты.
И все ситуации, в которых самым правильным будет уволиться, так или иначе связаны с нарушением этих трех базовых потребностей. Поэтому рекомендовано вставать и уходить, если:
Вам задерживают зарплату
Два месяца без оплаты — существенный повод попрощаться с такой компанией. Даже если вы видите прекрасные возможности развития, вас устраивает коллектив и начальник, но вам уже стабильно не платят, мало шансов заработанное получить. С кризисом справляются не все, и масса случаев, когда сотрудники проявляли понимание, продолжали работать на энтузиазме, но в итоге оставались ни с чем. Это потерянное время и невыполненные обязательства по отношению к другой стороне вашей жизни — семье, детям, быту.
Вам скучно, неинтересно или стыдно за то, чем вы занимаетесь
Когда человек не любит свое дело, не интересуется им, он не сможет его делать хорошо. В этом случае увольнение станет подарком и для самой компании, и для вас. Потому что даст шанс найти по-настоящему интересное и важное направление, где вы сможете реализоваться и наполнить свою жизнь красками — ведь это очень печально, когда человек всю жизнь просто «просиживает» от звонка до звонка на скучной, неинтересной работе, закопав свои истинные таланты и желания.
Другая сторона того же вопроса, когда ценности компании не соответствуют вашим, и работа превращается в войну с самим собой. Сферы, где много полутонов и полуправды и соблюдать моральные критерии очень трудно, многих могут просто сломать. И если вы чувствуете риск потерять себя как личность, лучше уволиться.
Вы переросли свою позицию, но сама система не пускает вас дальше
Еще одна проблема роста, когда расти некуда. Вы достигли потолка этой системы, и она начинает вас буквально выдавливать. Словно сама Вселенная говорит: пора уходить, вам нужно дальше, выше. Возможно, создавать свой бизнес или кардинально менять направление. Но это ощущение, что развитие встает, творчество запирается, и вы просто начинаете присутствовать на рабочем месте, сигнализирует о том, что пора задуматься о какой-то другой работе (читайте также: «Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере»).
Если вас не ценят, не уважают и откровенно используют
Об этом «кричит» нездоровый моральный климат в коллективе. Постоянные склоки, интриги, конфликты и дискомфорт, на которые надо тратить силы, время и жизнь вместо того, чтобы заниматься профессиональным развитием и творчеством, ведут к эмоциональному выгоранию. Приходить на работу, как на войну — может, кому-то и нравится, но долго такое не выдержишь. Если руководители не делают ничего для психологического комфорта, стараясь, чтобы люди могли стремиться к своим целям, хорошо работать и развиваться, значит они просто не уважают своих сотрудников. Там, где человек не является ценностью, а используется как пешка в чужой игре — нет ни развития, ни безопасности, ни социальной значимости. Из такой компании надо уходить.
Если у вас неразрешимые противоречия с начальником
Когда начальник — самодур, воевать с ним смысла нет. Пhоще найти другого. Но тут не все однозначно. Если понимать, что любой человек, с кем вы сейчас конфликтуете, это учитель, призванный выявить ваши слабые стороны, то из конфликта можно выйти с существенными преференциями: наладить отношения и развить в себе некие недостающие качества. Но для этого нужна грамотная проработка со специалистом. Самостоятельно же можно расписать по пунктам: что хорошего дает мне эта ситуация, какие мои особенности провоцируют агрессивное поведение оппонента и как я могу скорректировать свое поведение, чтобы получить выгоду. Вообще, чтобы с начальником были хорошие профессиональные отношения, надо понять, что ему от вас, как специалиста, нужно. Из-за чего проблема? Может быть вы не справляетесь с обязанностями либо ведете себя не в соответствии с правилами компании? (читайте также: «Курс на Олимп: как найти общий язык с начальством»)
Все сомнения — в пользу безопасности
Уйти или остаться — если именно перед таким выбором вы стоите сейчас, просто сравните все плюсы и минусы. Напишите по 10 позиций в графах «достоинства» и «недостатки». Если перевешивают плюсы и соблюдаются наши три базовые потребности: развитие, безопасность и социальная значимость — лучше остаться и что-то пересмотреть в себе. Если же вы ушли в глубокий минус — увольняйтесь. Но только после того, как найдете другую работу. Искать ее надо параллельно. Потому что, бросив все и оставшись без средств к существованию, вы будете более склонны схватиться за первое попавшееся рабочее место, которое может оказаться хуже оставленного.
Психолог.
Фото: Getty Images