Продавать встречи с известными людьми на онлайн-аукционе ─ возможно, эта идея витала в воздухе, но получилось только у Ольги Флер. Принцип простой: победитель, купивший встречу, переводит сумму одному из благотворительных фондов, с которыми сотрудничает стартап.
Начиналось все, как шутка. Первым лотом Ольга «продала» свидание со своей продугой (подруга была не против). Постепенно в игру включились люди с громкими именами. Этой осенью торги переехали со страницы Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) на собственную платформу:
13 февраля Ольга собрала друзей Meet for Charity в кинотеатре «Москва», где состоялась премьера 20-минутного фильма, снятого фотографом и режиссёром Ириной Белоносовой, в котром участники проекта рассказывают о встречах, которые изменили их жизнь.
В фильме «Каждая встреча имеет значение» личными историями поделились известные финансисты, журналисты, общественные деятели, известные артисты. Певец T- killah и актриса Маша Белова, к примеру, рассказали, что встретились благодаря Meet for Charity – Маша купила встречу с певцом – после этого у них начался роман, молодые люди уже больше года счастливы вместе.
«Проект начинался «для своих», теперь мы хотим привлечь внимание широкой аудитории и познакомить с ее с нашей концепцией, ─ объяснила со сцены гостям мероприятия основатель проекта Meet For Charity Ольга Флер. ─ Представьте себе картину: два наших участника пьют кофе, а параллельно где-то спасают чью-то жизнь, исполняют желание особенного ребенка или помогают пожилому человеку. Именно благодаря нашим встречам мы собрали более 35 миллионов рублей на эти самые жизни. И именно это значит, что каждая встреча имеет значение!»
Сразу после премьеры стартовали аукционы с участниками фильма: на кону – встречи с креативным директором Третьяковки Аленой Долецкой, промоутером иммерсивных спектаклей Федором Елютиным, финансистом и стартапером Максимом Кушнером, директором «Московского музея современного искусства» Василием Церетели и фотографом Ириной Белоносовой.
Проект Ольги стал «убером» для фондов ─ игровой способ привлекать деньги на добрые дела. Иногда участник, продающий свое время, предлагает просто ужин и разговор. Иногда – какое-то интересное совместное дело. Например, директор центра современного искусства «Гараж» Антон Белов провел для «своего покупателя» (для победителя аукциона) эксклюзивную экскурсию по музею. Снежана Георгиева предложила не просто ужин и светский разговор, но и дегустацию вина с ее крымских виноградников. Встречу с главой Mail.ru Николаем Гришиным купили два IT-стартапера за 1 миллион 200 тысяч рублей. Некоторое время этот лот считался рекордным. В декабре 2017 года рекорд установили Баста и Ника Белоцерковская – их встречи ушли с аукциона за 1 миллиону 400 тысяч рублей каждая.
За полтора года Meet for Charity разыграли триста пятьдесят встреч, собрав 36 миллонов рублей в поддержку шестидесяти благотворительных фондов и некоммерческих организаций по всей России. В среднем каждая встреча-лот собирает 120 тысяч рублей, 15 % от привлеченных средств, как и положено законодательством, Meet for Charity забирает себе – это комиссия, на эти деньги стартап живет и развивается. Осенью прошлого года Ольга получила ангельские инвестиции на развитие проекта – 250 тысяч долларов от инвестора Бориса Жилина, и за счет этого смогла вырастить обороты фандрайзинга в семь раз.
«Наш формат новый для российского рынка, ─ говорит Ольга. ─ Мы реализуем модель charity for profit. Звучит не привычно для слуха, но все прозрачно. Хочется разбить стереотип о том, что благотворительностью могут заниматься только люди, получившие большое наследство или нашедшие клад. Это правильно и логично, что благотворительность может быть бизнесом – в нашем случае, мы берем комиссию 15 % с каждого пожертвования, и в итоге неплохо зарабатываем. При этом я засыпаю вечером довольная, понимая, что делаю что-то действительно значимое. И в нашем случае помощь несчастным и нуждающимся не имеет оттенка боли и скорби, как это часто в бывает в области благотворительности».
Началось все два года назад – практически с первоапрельской шутки. Ольга с коллегами сидели в офисе. Оксана сказала, что хочет на свидание: потому что весна. Оля отчаяно искала 20 тысяч рублей на детский благотворительный праздник, который был назначен на завтра. «Я предложила Оксане ─ давай я сейчас повешу твою красивую фотографию на своей странице в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), у меня четыре тысячи друзей, и напишу – разыгрывается встреча с этой красавицей и умницей, кто больше даст денег – тот и пойдет на свидание, а все вырученные средства пойдут на организацию вот этого конкретно детского праздника». Через 20 минут появился бизнесмен, который занимается озеленением города, к слову, и предложил 20 тысяч рублей. По нынешним временам для нас это совсем мало, но тогда это было более чем достаточно, чтобы праздник состоялся», ─ смеется Ольга.
Под постом в FB поднялся ураган комментариев, Оле стали писать в личку друзья, мол, продай меня, или моего друга, мы тоже так хотим. Фонды тоже предлагали – давайте продадим нашего учредителя-бизнесмена, а собранные деньги пойдут на помощь нуждающимся. «Я стала делать это регулярно: люди встречаются, пьют кофе, обсуждают планы партнерство или просто жизненные ценности, а благодаря их встрече получают помощь дети или старики, покупается новое оборудование для больницы или проходит операция, на которую так долго собирали деньги родственники больного. Чем плохо?».
Прошлым летом Оля поняла, что с Meet for Charity все стало серьезно, и решилась закрыть свой основной бизнес – коммуникационное агентство, ─ чтобы полностью посвятить себя развитию Meet for Charity.
«Не скрывайте свои идеи – никто их не украдет, зато многие помогут. Я всегда так делала – и когда ездила прокачивать проект в Силиконовую Долину, убедилась, что правильно делала, что ничего не скрывала. В действительности, никому нет дела до того, чтобы воровать твои идеи на совсем сырой стадии стартапа, зато люди могут помочь советами. А вот когда проект уже полетел, имеет смысл защищаться – оформлять патенты и столбить территорию. У Meet for Charity появляются «копии», но у них не получается создать такой хайп, как у нас. Мы появились первыми и застолбили территорию».
Ольга говорит, что все только начинается и она наконец-то понимает, зачем просыпается с утра: у нее большие планы. Только что она вернулась из Лондона, где готовится к запуску британской версии MFC . Другие большие города мира последуют в течение трех лет.
Фото: архивы пресс-служб