Когда работа доставляет удовольствие и приносит удовлетворение, этот эпитет лишь наполняет чувством гордости за свои усилия. Но бывает и по-другому. Чем опасен трудоголизм и когда следует остановиться, рассказала Маргарита Третьякова, директор по работе с персоналом компании Philips в России и СНГ.
Сейчас стало труднее распознать ситуации, когда человек действительно перерабатывает. Гибкий график, возможность работать удаленно, стремление работодателей учитывать личные предпочтения и особенности своих сотрудников сильно изменили представление о временных и пространственных рамках рабочего дня. И хотя для многих компаний график с 9 до 18 все еще остается стандартом рабочего дня, все больше работодателей пересматривают свой подход и фиксированным рабочим часам предпочитают достижение видимых результатов. В эпоху технологий и развитых коммуникаций во многих сферах философия компаний должна состоять в том, чтобы не ставить коллег в жесткие рамки рабочего графика, а наоборот, предоставить им выбор комфортных часов работы, потому что главное — это достижение результата. Конечно же, все должно оставаться в рамках трудового законодательства.
Как распознать трудоголизм
Работодателю важно понимать, как в компании обстоят дела с переработками. Но, в первую очередь, это необходимо понять самому сотруднику, иначе велик риск просто выгореть и потерять интерес даже к самой любимой профессии. В конце концов, речь идет о собственном здоровье, благополучии и качестве жизни. Есть несколько признаков, по которым человек может заметить в себе трудоголизм или состояние хронической усталости, которому сопутствует чувство тревоги, плохой сон и раздражительность:
- желание и готовность быть на связи 24/7;
- предпочтение работы личным планам и интересам;
- работа во время отпуска, либо вообще отсутствие отпуска длительное время;
- нежелание делегировать задачи сотрудникам, которые к этому объективно готовы.
Много трудиться не значит работать продуктивно
Причин для трудоголизма может быть много — от желания скорее реализовать карьерные амбиции до необходимости больше зарабатывать. Кому-то переработки помогают «отвлечься» от проблем в личной жизни. Но работать много совсем не значит эффективно выполнять задачи. На эту тему проводится множество исследований, например, компании Gartner, и все они говорят об обратном — переработки приводят к снижению эффективности, стрессу и творческому выгоранию. Можно провести аналогию с тренировкой — от того, что вы больше положенного времени будете выполнять упражнения, вряд ли качество результатов станет выше. Возможно, вы сможете быстрее прийти к цели, но какой ценой? Скорее всего, травмы не избежать, и в конечном итоге можно перестать любить то, что раньше приносило вам удовольствие. Так и на работе — везде важен баланс.
Presentism и absenteeism: чем опасны переработки
В первую очередь переработки негативно сказываются на самих сотрудниках, и только потом уже на показателях компании. Среди последствий могут оказаться не только пропущенные семейные мероприятия или неудавшиеся выходные. Согласно ислледованиям, длительные переработки могут приводить к ухудшению физического и эмоционального здоровья человека: переутомлению, ухудшению памяти и концентрации, депрессии. В английском языке существуют понятия, напрямую связанные с темой трудоголизма и выгорания на работе:
presentism — эмоциональный дискомфорт, иногда даже чувство вины, которое испытывает сотрудник, пропуская работу по уважительной причине. Классический пример — человек с простудой приходит в офис.
аbsenteeism — сотрудник отсутствует на работе длительное время по разным причинам, либо вовсе не выходит на работу без уважительной причины.
Не редкость, что второе явление может оказаться следствием первого. Переработки в равной степени не выгодны и работодателям. Последствия могут быть самыми различными — от профессионального выгорания и снижения производительности сотрудников до ухудшения бизнес-показателей компании и негативного восприятия бренда работодателя.
Личный пример эффективнее регламентов
Отношение к переработкам формируется «сверху» – как правило, модель поведения задают лидеры организации. И если они активно транслируют сотрудникам work-life balance как одну из ценностей компании, но при этом уходят из офиса не раньше 21:00, то скорее всего такие попытки будут тщетны.
Во-первых, важно заручиться поддержкой управленческой команды, которая не только словом, но и делом будет демонстрировать стремление к балансу «работа — личная жизнь» и осознавать важность благополучия своих сотрудников. Во-вторых, проблему переработок нужно рассматривать комплексно — через призму всех элементов организации, включая культуру компании, процессы целеполагания и оценки результатов, систему мотивации и вознаграждения сотрудников. В этом случае будет больше шансов, что work-life balance будет существовать не только на бумаге.
Конечно, на практике все оказывается гораздо сложнее — амбициозные цели, быстро меняющийся рынок, высокие ожидания акционеров и владельцев компаний — все это создает дополнительное давление на сотрудников, может приводить к увеличению объема работы и, как следствие — переработкам. Тем не менее, успех компании находится в руках ее сотрудников, поэтому вопрос своевременного предотвращения стресса и эмоционального выгорания остается актуальным для многих работодателей. Так, например, в компании Philips внедрена программа «Health & Wellbeing», задача которой — помогать сотрудникам грамотно управлять своими ресурсами на работе и дома. В рамках этой инициативы проводятся образовательные сессии для сотрудников, на которых говорится про важность физического, ментального и эмоционального здоровья, даются советы, как управлять своими энергетическими ресурсами, а также транслируется важность профилактики стресса и профессионального выгорания.
Офис — не второй дом, но комфорт важен
Просторный и проветриваемый open space, большие окна, через которые пробивается солнечный свет, уютная кухня — пример идеального рабочего пространства для высокой продуктивности и поддержания хорошего настроения сотрудников. Большую роль здесь играет озеленение офисов. Так, ученые австралийского Квинслендского университета выяснили, что в офисе, где есть растения, производительность сотрудников может вырасти на 15%. На людей благотворно влияет наличие сочного зеленого цвета в помещении, и сотрудники ощущают заботу работодателя, который думает об их комфорте.
Мы также стремимся заботиться о наших коллегах, учитывая их особенности при организации рабочего пространства. Например, в нашем офисе есть специльные комнаты для кормящих мам, зоны для отдыха и небольшие помещения, которыми сотрудники могут пользоваться для индивидуальной работы. Помимо этого, есть ряд инициатив, направленных на поддержание физического здоровья сотрудников — несколько раз в неделю в офисе проходят занятия по йоге. У каждого есть возможность присоединиться к команде по волейболу, баскетболу, стать частью бегового клуба и пробежать марафон. Такие программы, как правило, получают большой отклик среди сотрудников и отражают миссию и ценности компании.
Если вы все-таки трудоголик
Условия на работе достойные, но переработки вошли в привычку, а work-life balance живет разве что в ленте вашего Instagram? (запрещенная в России экстремистская организация) В таком случае важно в первую очередь осознать проблему. Если вы не признаете за собой трудоголизм, скорее всего и никаких действий не предпримите. Если же проблема есть, и вы ее осознаете, стоит прислушаться к себе и выяснить, почему перерабатываете, когда это началось, в чем причина, кто/что может помочь изменить ситуацию. В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста. Будьте добры к себе и решайте проблему постепенно, не создавайте дополнительный стресс. Из личного опыта очень помогает рефлексия — внутренний диалог с собой: что важно, что приносит удовольствие в жизни, что является источником энергии, а что, наоборот, забирает энергию. Делайте то, что приносит вам удовольствие и старайтесь ограничивать источники стресса. Звучит банально, но лучшего рецепта не придумать. Относитесь к работе как к источнику самореализации и развития. Не пренебрегайте отдыхом, хобби или временем с семьей. И главный совет — научитесь бездельничать, иногда это очень полезно!
5 советов от эксперта, которые помогут стать эффективнее и избежать переработок:
Составляйте список задач на день: когда они на бумаге, их проще оценить, выставить приоритетность и рассчитать свое время. Старайтесь, чтобы список не превышал 5-7 задач в день.
Не забывайте и про список выполненных задач. Тогда кроме ощущения, что количество заданий только увеличивается, будет приходить и чувство завершенности и удовлетворенности от сделанной работы. Например, можно использовать метод «канбан» (из LEAN методологии) — пишите задачи на отдельных стикерах и распределяйте по категориям: «нужно сделать», «в работе», «сделано» и перемещайте их соответственно.
Не откладывайте самые сложные дела на последний рабочий час, приступайте к ним утром со «свежей» головой. Лучше сразу приступать к задачам, которые вызывают у вас больше всего тревоги и вопросов — закончив их раньше, вы не будете чувстовать давление на протяжении всего дня.
Делайте перерывы: чтобы мозг хорошо усваивал информацию, ему необходимо переключаться. Ходите на обед вне офиса, или выбирайтесь на улицу на 15 минут, чтобы подышать воздухом
Берите выходной день: если вы исправно ходите на работу, не отпрашиваетесь каждую неделю и редко уходите на больничный — возьмите отгул просто так. Проведите лишний день дома после завершения крупного проекта или перед важной встречей. Позвольте себе перезагрузиться, не дожидаясь выходных.
Научитесь говорить «нет». Нам бывает сложно отказать по объяснимым причинам — большинство людей, включая наших коллег, клиентов и партнеров ожидают от нас услышать совсем другой ответ. Тем не менее, научиться говорить «нет» можно и нужно, это степени поможет лучше управлять своим временем и энергией.
Эксперт:
директор по работе с персоналом Philips в России и СНГ и член ассоциации CIPD (Chartered Institute of Personnel and Development).
Фото: Getty Images