Marie Claire: Юлия, Вы долгое время работали журналистом, вели программу о спорте на НТВ ПЛЮС, легко ли было сменить профессию и выиграть?
Юлия Артемьева: Я думаю, что профессия — это прежде всего приобретенные навыки и опыт. Профессию сменить сложно, если она узкоспециализированная. Например, если вы — врач-стоматолог. Хотя и тут я предполагаю, что врач-стоматолог может легко стать бизнесменом, открыв свою клинику. Журналистика — это движение и авантюризм, бизнес по сути тоже самое. И в той, и в другой области важна быстрая ориентация в пространстве, умение уловить тренд, чувствовать атмосферу, способность связаться с кем-то, найти нужных людей, убедить их в том, что игра стоит свеч и совершить сделку. Естественно, есть тут место и кропотливому труду над продуктом.
Китайская мудрость предостерегает: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», получается, что бизнес и журналистика, это жизнь в постоянном стрессе?
Человеку, который опаздывая на самолет или поезд, чувствует себя счастливым, стоит идти в бизнес. Это способность чувствовать себя комфортно в состоянии стресса. Если человек хочет размеренной, гарантированной, спланированной жизни, то не факт, что ему будет комфортно. Хотя опять же во всех профессиях есть люди разных темпераментов и мир был бы очень скучным, если бы это было не так!
Со стрессом все ясно… вам нравится ощущать динамику жизни, но что же заставило сделать вас первый шаг?
Это было перманентное желание лет с пяти. В детстве я брала яблоки с соседнего дачного участка и сдавала на реализацию в соседнюю палатку. Как я до этого догадалась, не знаю. Видимо, тогда была такая атмосфера, 90-е, все вокруг говорили о деньгах, хотели их заработать самыми разными способами. Мы с подругой вдохновились и решили проявить свою предпринимательскую сущность. Правда, мы, конечно, не думали, что эти яблоки растут у всех вокруг, но у нас их даже купили и мы заработали первые деньги! Серьезный бизнес случился позже. Мы с мужем Павлом Мокрушиным всегда об этом говорили, делали пробные проекты в сфере фэшн-ритейла, набирали опыт. Это не случилось по щелчку пальцев.
Было ли что-то такое, о чем вы не подозревали, начиная свое дело, подводные камни, медные трубы?
Прошло то время, когда можно было открыть какое угодно кафе и сорвать куш. Нам пришлось долго выстраивать наше конкурентное преимущество, весь процесс длился полтора года. Мы не классические ритейлеры, которые покупают и перепродают, мы — производители. Нам нужно сделать продукт с добавочной стоимостью. Тот, кто понимает, в чем его уникальное торговое предложение, выигрывает сразу и навсегда. У нас это заняло какое-то время. Мы убеждены, что бизнес по типу «всё для всех» — это не бизнес, это госуслуги. Если хочешь быть конкурентным, то должен предложить что-то уникальное. Те, кто думают, что достаточно открыть кафе, чтобы заработать денег, обычно быстро закрываются. Сложнее не открыть, а предложить именно тот товар, который нужен твоей целевой аудитории.
Вы работаете вместе с мужем, у вас есть дети, семейный бизнес — это реально? Как не разрушить отношения, работая вместе?
Когда мы говорим семейный бизнес, то сразу представляется несколько поколений итальянской семьи: дедушки, бабушки, папы, мамы, тети и дети, каждый чем-то занят. В Италии 95% коммерческих предприятий численностью до 5 человек. Как следствие, это ближний круг семьи. Если бизнес растет, то может быть три-четыре поколения. Проблема не в общении со своими сверстниками, а в общении с теми, что старше или младше тебя. Нам в этом плане проще, потому что нас всего двое, нет старшего поколения, которое могло бы навязывать консервативную точку зрения. Жаркие споры до двух часов ночи о работе все равно присутствуют. И иногда от этого голова идет кругом. Получается, что работа не заканчивается при выходе из кафе, она вместе с нами и за семейным ужином, и в детской комнате, и в постели. От этого устаешь, но я понимаю, что не будь долгих дискуссий, не было бы взвешенных решений и в бизнесе, и в семье.
Как все не разрушить? Разделять зоны ответственности, и доверять друг другу.
Можно ли сказать, что мужской и женский подход к делу отличаются?
Безусловно. Не стоит забывать, что мужчины и женщины существа с разных планет. Но хорошая новость в том, что они об этом знают. И если о создании семьи сумели договориться, то о бизнесе точно сможете. Мужчины легко выходят за рамки реальности и более свободны в стратегии, именно это позволяет двигаться вперед достаточно агрессивно. А женщины все-таки очень конкретно подходят к реализации, тщательно продумывают и организовывают процессы.
Как разрешить спор, когда оба считают, что правы?
Не бывает такого, что кто-то прав, а кто-то нет, прав каждый по-своему. Просто если речь идет о стратегических решениях, то начинаются длинные, утомительные разговоры об одном и том же. Каждый высказал свое мнение, но пытается склонить другого на свою сторону. С другой стороны, таким образом решение принимается более взвешенное. Ситуация оценивается уже с нескольких сторон. Говорят, что одна голова хорошо, а две лучше.
Бывают ли ситуации, в которых эмоциональное напряжение достигает апогея?
Я думаю, что у женщины сложная миссия в современном мире. Она может работать, как и мужчина, но рано или поздно у нее появляются дети, плюс она еще и жена. Уделить внимание каждому фронту — сложно. Абсолютная многозадачность может свести с ума любую женщину!
Как с этим справиться?
Быть собой, не жить стереотипами! Не входить в какую-то роль, «образ», иначе переключаться будет очень сложно. На работе она жесткий руководитель, для мужа — соблазнительная жена, для детей - нежная и заботливая мать. Вот такое смешение образов и сценариев скорее всего вызовет полный дискомфорт.
Кстати, навязчивые роли на работе на мой взгляд и вовсе мешают результату. Меня поразила книжка «Бизнес — это психология». Автор пишет о том, что женщины очень часто входят в определенный сценарий («руководитель-мамочка», которая всех жалеет или наоборот руководитель, который старается вызвать жалость окружающих - ведь она такая бедная и несчастная, ей все обязаны помочь) и именно из-за него совершают ошибки в бизнесе, обрекая его на кризис или на полный провал. Часто женщины слишком эмоционально подходят к деловым вопросам, с точки зрения нравится – не нравится, хороший или плохой. Даже если не говорить, о каких-то сценариях, любой человек видит ситуацию по-своему, поэтому в крупных компаниях часто прибегают к совету директоров. Можно сказать, что и у нас получается своеобразный «совет директоров». Но для принятия решения нужно обязательно найти согласие. Нужно бороться со своей гордыней, чтобы не перетягивать на себя одеяло. Бывает непросто, но это не значит, что к этому не стоит стремиться.
Чем меньше конкуренции, тем лучше?
Нет, если человек говорит, что не будет спорить и занимает пассивную позицию, то просто становится жертвой ситуации. Важно быть амбициозным и найти золотую середину между тем, чтобы реализоваться самому и дать это сделать другому. Это самый сложный момент. Говорят, что пуд соли надо съесть в семейной жизни, в бизнесе то же самое.
Где вы черпаете силы и вдохновение?
В реакции наших гостей и клиентов, в их положительных отзывах. В отрицательных отзывах тоже можно черпать энергию, чтобы улучшить ситуацию. Хуже всего, когда ничего не происходит и все ровно. Но силы можно найти еще и в спорте. Когда им занимаешься, то появляется больше энергии. А вдохновение — это путешествия, красивые места, красивые люди, картины, литература, интерьеры, выставки, та эстетика, которая радует. Мы часто привозим из путешествий какие-то идеи, которые потом реализуем в «Бруснике».
С отношением к себе и супругу теперь все понятно. А как вы мотивируете внешних сотрудников?
Мы стараемся подбирать тех, кто по своему психологическому портрету вписывается в нашу команду. Если люди похожи своими взглядам, стремлениями, ценностями, им проще договориться. Наверное, каждого человека можно заставить работать, но тогда его КПД не будет таким, как если бы он работал с желанием и вдохновением. Если он чувствует, что рядом люди с похожими ценностями, то им интереснее и азартнее друг с другом.
Вы бы хотели, чтобы ваш семейный бизнес просуществовал несколько поколений?
Мы не ставим себе такую задачу, но такие истории цементируют семью. Итальянские семьи не разваливаются, потому что семейный бюджет строится на бизнесе. Внуку нужно так попросить у дедушки на новый айфон, чтобы его ничем не задеть и не выглядеть попрошайкой. А если просто требовать, то диалог рискует обернуться семейной драмой. В этом весь секрет.
Фото: архивы пресс-служб