Подробнее о них и о том, какими оборотами их заменить, по нашей просьбе рассказывает предприниматель, владелец франшизы сети магазинов профессиональной косметики и создатель собственных брендов Анастасия Гнездилова.
«Извините… Извините»
Просить прощения — это вежливо, это можно сделать разово, когда есть за что, например, вы случайно наступили коллеге на ногу или пролили кофе. Но если вы постоянно во время своего разговора или презентации извиняетесь, это говорит о том, что вы считаете себя недостойным собеседником или не уверены в качестве проделанной работы. И даже если вы показываете блестящую презентацию, скорее всего, слушатели запомнят не ее содержание, а ваши постоянные извинения. А это, вряд ли, тот результат, который вы хотели получить.
Чтобы избавиться от привычки постоянно извиняться, стоит заранее прорепетировать свою речь и записать себя на диктофон. Если вы услышите это «слово-паразит», проанализируйте, в какие моменты вы его употребляете, и постарайтесь проговорить все еще раз. Снова изучите запись и проверьте результаты. И, конечно, если вы действительно сомневаетесь в содержании своего доклада, прежде всего, начните с того, чтобы улучшить его качество.
«Можно я вас побеспокою» / «Я ненадолго вас отвлеку»
Когда вы используете глаголы, которые означают какие-то неприятные действия, ваш собеседник сразу начинает напрягаться и, конечно, не хочет продолжения общения. Особенно, если вы его спрашиваете, можно ли его оторвать от работы, велик шанс того, что вам ответят «нет». Чтобы такого не произошло, лучше, наоборот, заинтересовать своего визави и сразу обозначить суть вопроса. Например, «Иван Сергеевич, у меня появилась идея, как увеличить продажи»/«Ольга Анатольевна, я хотела обсудить ситуацию с нашими подрядчиками. У меня есть предложение…».
И очень важно, когда вы общаетесь с руководством, не жаловаться на возникшие сложности, а давать варианты решения (читайте также: «Красная зона: 5 вещей, которые не стоит обсуждать с начальником»). Даже если их не одобрят, вы покажете себя неравнодушным, инициативным сотрудником, который вносит вклад в работу компании.
«Возможно, моя идея вам не понравится» / «Это может звучать глупо»
Показывать, что вы сомневаетесь в своих предложениях и идеях, это, как минимум, недальновидно. Если вы заранее настроите слушателей на то, что вы будете говорить ерунду, они так и воспримут ваш материал. Если вы таким образом хотите нарваться на комплимент, чтобы присутствующие вас разубедили и сказали, что у вас гениальные мысли, то это тоже вряд ли произойдет, потому что не принято в деловых кругах.
Если вы предлагаете что-то нестандартное, так об этом и говорите, например: «У меня есть необычные предложения», «Думаю, можно попробовать свежие идеи, например…», «У меня нетрадиционный взгляд на этот вопрос», «Мне кажется, стоит поэкспериментировать и попробовать такой способ», «В России это не используется, но уже активно применяется в Европе». Также можно обосновать, почему именно вы хотите использовать новый подход. Например, старые методы уже не дают должных результатов / реклама становится все дороже / издержки растут и т.п.
«Я не знаю» / «Я не уверена»
Когда вас берут на работу или инвесторы вкладывают деньги в ваш проект, они хотят знать, что вы настоящий профессионал своего дела и вам можно поручить определенный круг обязанностей. Прямо говорить о том, что вы в чем-то не разбираетесь — это закапывать себя в землю.
Если от вас требуют четкий ответ, а вы не владеете информацией, говорите о том, что вам нужно запросить данные в соответствующем отделе / сверить со своей базой или проинформируйте, к какому часу вы составите подробный письменный отчет по данному вопросу. Также, чтобы не казалось, что вы непрофессионал, предоставьте какие-то другие данные, которые могут заинтересовать вашего собеседника. Например, если вас спрашивают по ситуации с клиентом N, расскажите, как дела с клиентом L. Или обсудите какую-то важную новость из вашей индустрии и то, как она скажется на деятельности вашей компании. Т.е. переведите фокус внимания.
Если же вы не уверены в том, как поступать в той или иной ситуации, предоставьте плюсы и минусы каждого варианта и скажите, к чему вы больше склоняетесь и почему.
«Это ерунда» / «Не стоит благодарности»
Если вы сами принижаете свои достижения, то и другие будут думать, что вы ничего выдающегося не сделали. Когда вас хвалят, благодарят, это нужно воспринимать с благодарностью и не отказываться от премий / поощрений и т.п. Если вам говорят, что вы проделали потрясающую работу, скажите, что вам приятно это слышать, вы старались и рады, что смогли решить поставленную задачу.
Причем отмахиваться от добрых слов — это вредно не только в карьере, но и в личной жизни. Если близкие говорят вам комплименты или «спасибо» за то, что вы сделали, принимайте благодарность, а не отказывайтесь от нее. Иначе в будущем вам просто могут сесть на шею, раз для вас «пара пустяков» сделать то или иное дело.
«Какая же я дура!»
Уничижительная лексика никого не красит. Даже если вы совершили серьезную ошибку, не стоит обзывать себя, особенно при других людях. Надо просто предложить пути решения проблемы и при необходимости извиниться за произошедшее. Если же укоренять в головах коллег и руководства мысль о том, что вы бездарность, скоро они будут думать так же и, скорее всего, уволят вас. Либо просто никогда вас не повысят и не прибавят зарплату. Ведь всем нужны грамотные специалисты, которые уверены в себе и своих компетенциях (читайте также: «Проверьте себя: 5 признаков здоровой самооценки»).
«Я боюсь» / «У меня не получится»
Когда вам предлагают взяться за новые задачи, не стоит говорить о своих страхах. Лучше как можно подробнее обговорить все нюансы, узнать порядок действий в той или иной ситуации. Если вас смущает что-то конкретное, то озвучить это и обсудить варианты решения. Например, вам предлагают новую должность, где потребуются знания, которыми вы пока не обладаете. Можно узнать у руководства, смогут ли они оплатить обучение на профильных курсах или предоставить наставника, который поможет влиться в курс дела. Если же вас продолжают обуревать страхи, возьмите небольшую паузу, скажите, что вам нужно несколько дней на размышление, чтобы взвесить все за и против. И в это время обязательно пообщайтесь с психологом, чтобы понять, в чем причина вашей неуверенности и как с ней можно справиться.
«Так случилось» / «Не повезло» / «Это не моя вина»
Умение брать на себя ответственность — это отличительная черта уверенных взрослых людей. Если вам кажется, что ваша работа или бизнес зависят от обстоятельств, кто-то другой, а не вы стали причиной возникших сложностей, то вас всегда будут воспринимать как слабого человека, который не является грамотным специалистом и на которого нельзя положиться в жизни.
Даже если произошло что-то неприятное, стоит говорить о том, что это ваша недоработка, но вы сделали соответствующие выводы и в будущем справитесь лучше. Что касается речи, то там должен быть только активный залог, поскольку именно вы совершаете все действия в жизни, а не судьба или счастливый случай.
«Я попробую»
Когда вы на просьбы руководства или партнеров говорите, что только «попробуете», но не «сделаете», это указывает на то, что вы сомневаетесь в своих компетенциях и с вами лучше не иметь дела. Если вам дают какое-то сложное, необычное задание, лучше сразу обсудить все детали, уточнить, где вы можете получить недостающие данные, какие варианты решения проблемы существуют. Также можно попросить дать вам помощников, если задача очень большая и срочная. Если же вы представляете, как решить вопрос, прямо говорите, что вы все сделаете и обговаривайте точный срок.
«Как бы» / «Вроде» / «Короче» / «Понимаете»
Любые слова, которые вы произносите каждые 5 минут, являются словами-паразитами и показывают, что вы не уверены, тянете время, думаете, что лучше сказать. Отследить их в своей речи самостоятельно бывает непросто, поэтому попросите родных или друзей за вами понаблюдать и сказать, какие фразы вы употребляете чаще всего. После этого постарайтесь их минимизировать. Можно даже придумать себе игру с интересными призами, где награду вы получите в том случае, если сможете говорить без перерыва 15 минут и ни разу не использовать свое «коронное» слово.
И помните, что речь — это в первую очередь отражение наших мыслей. Надо стараться думать позитивно, всегда искать выходы из любых ситуаций, брать ответственность за свое будущее и настоящее, и тогда говорить четко, убедительно и уверенно будет легко.
Предприниматель, владелец франшизы сети магазинов профессиональной косметики PROFFLINE и создатель собственных брендов, победитель международной премии Best Business Awards.
Личный сайтФото: Adobe Stock