Вернемся к основному вопросу: как же оставаться востребованной на работе в возрасте 45+ лет?
Чтобы ответить на это вопрос, сначала надо разобраться в причинах такого предвзятого отношения. Существует несколько стереотипов:
Самые главная причина чаще заключается в том, что люди думают, что в возрасте после 45 лет человек очень тяжело и медленно обучается, а потому он может не поспеть за ритмом работы в компании. Действительно, кто-то может обучаться быстро, кто-то медленно, но надо помнить, что способность и желание обучаться — это навык, который может быть сильным или слабым в любом возрасте, поэтому, если человек молодой, то это еще не значит, что он способен легко и быстро обучаться. Та же логика работает и наоборот: не все люди постарше являются слабыми учениками.
Вторая причина — это мнение о том, что сильно начинает хромать здоровье: человек не готов к переработкам, человек менее активен на работе, быстрее устает, а тем самым не только падает его производительность, но и есть влияние на общий настрой всей команды.
Третья причина — мнение о том, что люди постарше слабо владеют компьютерными технологиями, навыками работы с ПО и др. Этот стереотип особенно был актуален лет 10 назад, но сейчас поколение 40-45 летних — это то поколение, которое застало активное развитие технологий в молодом возрасте, а потому здесь уже нет места мнению, что они слабы в этой области. Поэтому этот стереотип сейчас постепенно сходит на нет.
Четвертая причина — молодые рекрутеры, которые рассматривают кандидатов, не желая разбираться в вопросе, автоматически записывают людей в «старперов», навешивая ярлык своего представления о людях в возрасте 45+.
Пятая причина — молодой руководитель может осознанно не набирать людей постарше, потому что ему дискомфортно будет управлять, ставить задачи людям старшего возраста. Нас же всех с детства учат, что человека, который старше, надо слушаться, а тут должна быть подмена ролей, и не каждый молодой руководитель готов на это пойти из чувства собственного комфорта.
Это не все причины, но основные, которые создают меньшую востребованность людей на работе в возрасте 45+.
Что делать? Разберем также по пунктам:
Максимум обучения
Станьте «вечным студентом» в хорошем смысле. Проходите курсы повышения квалификации, покупайте курсы в интернете, читайте книги, смотрите Youtube с разборами ситуаций в вашей области от экспертов.
«На своем опыте могу сказать, что каждый рабочий день я начинаю с 30-45 минутного изучения новостей, инструментов из своей области интернет-маркетинга, — говорит Константин Кочев, основатель компании Kochev Marketing. — Всегда делайте это утром в первую очередь — иначе вы просто потом не найдете времени в течение дня. Изучаете не только „вглубь“, но и „вширь“ — в современном динамичном мире профессиональные области очень часто пересекаются с другими и надо частично разбираться и в них».
Акцентируйте внимание не только на hard skills (узкие профессиональные навыки), но и на soft skills — навыки коммуникации, руководства. И конечно демонстрируйте свою активную позицию в отношении обучения (читайте также: «Soft skills: 5 навыков, которые изменят ваше будущее, и как их прокачать»).
Физическая активность
Она способствует хорошему самочувствию, а также стимулирует умственную активность. Необязательно становиться спортсменом. Нужно просто поддерживать тело в тонусе — это придаст активности в абсолютно всех жизненных направлениях, даже если вы сейчас не ищете работу.
Нетворкинг
Создавайте большую сеть контактов, как на работе, так и среди друзей, просто знакомых. Не стесняйтесь презентовать себя — рассказывайте, в чем вы специалист. Самый просто способ — при представлении себя сразу говорить, в чем вы специалист.
Например, пожимая руку, говорите не просто: «Анна Сергеевна», а: «Анна Сергеевна, web-разработчик».
В моменте человек, может, и не обратит внимание на вашу специализацию, но когда у него возникнет потребность, с большой долей вероятности он может вас вспомнить. А также благодаря большой сети знакомств, как вы понимаете, у любого человека по рекомендации всегда больше шансов получить клиента или должность.
Настойчивость
При поиске работы покажите свою настойчивость — откликайтесь на вакансии, а не ждите, звоните и уточняйте посмотрели ли резюме, уточняйте, когда можно подъехать на собеседование. Такой подход покажет работодателю, что вы человек, который умеет добиваться поставленной цели.
Помните о своих преимуществах перед молодыми специалистами
Помните, что у вас есть множество преимуществ относительно молодого поколения, о которых надо не стесняться говорить:
длительный профессиональный опыт;
решены многие личные вопросы (женитьбы, рождение детей, садики, школы);
есть опыт работы в других компания и наблюдение процессов там, а значит и возможность что-то предложить по оптимизации процессов;
отсутствие представления, что работа — «это смузи с ноутбуком в гамаке, а потом большая ЗП в конце месяца» непонятно за что — у вас уже этого нет, но есть желание трудиться и приносить пользу компании;
отсутствие желания «прыгать» с одного места на другое, а значит в вас компания может вкладывать ресурсы с меньшими рисками — вы будущий островок стабильности для компании (читайте также: «Психология влияния: как нравиться людям и легко завоевывать союзников»).
И, наконец, несколько рекомендаций по составлению резюме:
Делайте его кратким, максимум на 2 страницы — указывайте только тот опыт, который подходит к конкретному типу вакансий. Не надо описывать весь ваш богатый опыт — его просто не будут читать, а важная информация может потеряться среди большого объема текста. Если не можете не упомянуть весь ваш опыт, то пишите его где-нибудь в конце в разделе «О себе».
Сделайте фотографию, которая будет демонстрировать вас как открытую личность, с уверенной и позитивной позицией в жизни.
Укажите максимум сертификатов от курсов, которые вы проходили, — вам надо показать, что обучение и профессиональный рост для вас является нормой. Только указываете курсы за последний промежуток времени, которые реальны актуальны. Не стоит указывать пройденный в 2007 году курс по работе в Excel.
Помните, что в возрасте 45+ лет гораздо больше преимуществ, чем у молодого поколения. Важно демонстрировать эти преимущества, а не сосредотачиваться возможных проблемах, которые есть при конкуренции с молодняком.
Фото: shutterstock