Взаимоотношения с родителями – вопрос сложный и, казалось бы, совсем не про красоту. Но когда начинаешь спрашивать знакомых о том, как и из чего складывались их преставления о женственности, большинство вспоминает аромат маминых духов.
Запахи детства играют большую роль в нашей жизни. Часто они становятся психо-эмоциональной нитью, связывающей нас с близкими. Тепло маминого поцелуя, загадочное притяжение женственности, понимание того, что такое «особый случай».
Моя мама пользовалась духами Climat, Lancôme. В 70-е годы в СССР это был настоящий хит и самый желанный подарок. Фиалка, ландыш, бергамот, роза, нарцисс и сандаловое дерево – забыть такое невозможно. Вот почему я была так рада, когда Lancôme решили воссоздать этот парфюм специально для России. Тщательно изучив первоисточник, они выпустили Climat L’ Edition Mythique, который я незамедлительно подарила маме. Но увы, он уже не произвёл на неё такого впечатления, как раньше, и плавно перешёл к кому-то из знакомых. И дело тут не в том, что «сегодня все давно известные ароматы звучат иначе» (правда, в случае с Climat специалисты утверждают, что он максимально близок к первоисточнику), а в том, что для мамы он стал просто не интересен. У неё эти духи не вызвали особых эмоций, но зато я пережила целое приключение: вспомнила, как родители собирались в театр, как завораживал меня флакон с непонятными буквами...
Так что же за волна такая накатывает на нас при первых нотах «родного запаха»?
Духи – это квинтэссенция: чистый нематериальный носитель памяти, жестов и настроений.
Парфюмер и автор нескольких книг об ароматах Жан-Клод Эллена знает об этом гораздо больше. «Духи обладают силой воскрешать присутствие человека, которого нет рядом с нами, – говорит он. – Они умеют делать это гораздо лучше одежды, которая зависит от моды. В них есть какая-то незыблемость. Сегодня, возможно, это менее актуально, но раньше женщины пользовались одними и теми же духами, порой, всю жизнь. А еще духи ведь связаны со счастливыми воспоминаниями: я вместе с мамой умываюсь в ванной, она обнимает меня, мы вместе идем в кино, я помню маму в красивом платье… За всеми этими картинками стоит образ счастливой женщины». С этим трудно не согласиться.
Но самое интересное в этой истории то, что качество самих духов отходит на второй план. Лично у меня никогда не возникало вопроса, насколько хороша композиция. Это запах моей мамы, и этим все сказано. Когда я стала доставать своих подруг подобным вопросом, они все как одна отвечали тоже самое. Парфюмы менялись – Shalimar, Guerlain; Diorissimo, Dior; Opium, YSL... Все это не имело значения, потому что это речь шла о тех моментах, когда мы видели в дорогом человеке одновременно маму и женщину.
«Когда моя мама душилась – а она долгое время носила духи Madame Rochas – мне казалось, что таким образом она создает дистанцию вокруг себя. Она была уже не совсем моей мамой, она становилась кем-то другим. Это обстоятельство мне казалось очень странным», - вспоминает Жан-Клод Эллена. Многие психологи сегодня сходятся во мнении, что парфюмы говорят о той границе, за которой находится личная жизнь родителей, не принадлежащая ребёнку.
Жасмин Петьо, вице-президент Французской ассоциации селективной парфюмерии, проводит консультации для своих клиентов и клиенток уже тридцать лет. «По моим наблюдениям, – откровенничает она со мной, – немногие молодые женщины покупают духи в подарок своей маме. Такой подарок чаще делают молодые люди, а девушки чаще покупают духи для своего отца». Скажу больше, сегодня в интернете можно встретить блогеров, которые в период беременности обсуждают, какие духи купят после рождения ребенка. Они уже выбирают будущие воспоминания для него. Это можно назвать – «желанием увековечить себя в духах».
Одним из «вечных» парфюмов, который первым приходит в голову, можно назвать Chanel N5. Во всем мире его продажи резко взлетают накануне празднования Дня Матери. Профессионалы называют такое время «маленьким Рождеством», потому что по уровню продаж это вполне равноценные дни». Другие чемпионы в категории «подарок для мамы» – L'Heure Bleue и Shalimar Guerlain, Miss Dior и Diorissimo, Dior. Мамины духи – скорее цветочные или альдегиды, выражающие классическое понятие женственности. В них редко можно найти амбру, мускус или древесные ноты.
Три более современных аромата, ставших уже хорошей крепкой классикой – La Vie Est Belle и Tresor от Lancome, J'Adore от Dior – тоже завоевали место в этом списке наравне с ретро-парфюмами». Все три парфюма представлены в рекламе зрелыми женщинами, вполне подходящими на роль матери. Хотя у большинства из названных композиций существуют более легкие версии, которые вполне популярны у молодежи.
Уникальное место в коллекции статусных духов занимают цветочно-альдегидные L'Arpege от Lanvin, которые всегда хорошо продаются. Скрытая ирония заключается в том, что эти духи французская художница-модельер Жанна Ланвен создала в 1927 году на 30-летие своей дочери Маргариты. На флаконе изображена мать, встречающая дочь, обе носят юбки непомерной величины. От матери к дочери, затем от дочери к матери, роли меняются, круг замыкается. Такая вот получается символика.
В отношениях мать-дочь все довольно запутано. Известный психолог Мари-Магдален Лессана издала искрящуюся пикантным юмором книгу «Между матерью и дочерью: буря». Там она пишет: «В отношениях мать-дочь отсутствует алгебраическая логика отношений отец-сын, которые всегда сравниваются друг с другом, соревнуются между собой, меряются силами. Между матерью и дочерью, конечно, присутствует соперничество, но здесь речь идет и о сильнейшей первой ролевой модели. Аромат духов – это ореол матери, зона контакта с ней. Он заключает в себя ритуал прихорашивания, облачения, украшение себя – все то, что так заманчиво для маленьких принцесс. Быть привлекательной – в этом есть что-то от магии, волшебства, это дает почву легендам и сказкам. Но чтобы освободиться от этих волшебных уз и стать собой, нужно пройти через определённые моменты отторжения, эстетического отсоединения. В тот день, когда мы сами становимся женщинами, когда мы начинаем не только восхищаться, но и испытывать собственные желания, происходит кризис. Это затрагивает нашу кожу, нашу женственность, наше отражение в зеркале, наши ритуалы в ванной. Нам необходимо подчеркнуть неожиданно осознанные отличия и выстроить собственную личность».
Наигравшись в игру «подушиться как мама», мы, в конце концов, выбираем себе «настоящие» собственные духи (как правило, точно не те же, что стояли на родительском столике). Это уже своего рода разметка территории.
Мамины духи – квинтэссенция социального кодекса, тщательно дозированная женственность в маленьком флаконе, программа счастливых моментов, передаваемая от поколения к поколению. Воспоминания о них, которые кажутся нам очень личными, на самом деле составляют часть длинного буржуазного романа. И как и во все времена в этом романе поднимаются вопросы о наследстве, индивидуализме и эмансипации. Но в наших сердца остается только самое трогательно и прекрасное – молодая мама, наносящая на шею несколько капель любимых духов.
Opium от Yves Saint Laurent
Этот провокационный яркий аромат был детищем самого Ива Сен-Лорана. Выйдя в мир в 1977 году, парфюм наделал много шума и своим названием, и откровенной рекламной компаний, и богатой одурманивающей композицией. Сегодня далеко не каждый вспомнит, как звучал первоисточник, потому что современные представители модного семейства, вполне самостоятельны и по композиции, и по позиционированию. Классический же Opium обладал ярко выраженным восточным характером и запоминался мощным цветочно-пряным аккордом и лёгким «лекарственным» шлейфом.
L’Air du Temps от Nina Ricci
Эти духи в Советском Союзе считались настоящим сокровищем. Помимо насыщенной композиции из гвоздики, ириса, розы и жасмина, они подкупали невероятной красоты флаконом, украшенным крышечкой в виде парящих голубей. Пожалуй, именно их можно было назвать символом элегантности того времени.
Anais Anais от Cacharel
На фоне модных в то время духов «с характером» Anais Anais отличался редкой деликатностью. Нежная цветочная композиция и «размытый» рисунок в пастельных тонах не имели ничего общего ни с агрессивной чувственностью, ни с показной вычурностью. Он легкой цветочной свежестью и обещал вечную молодость, рассыпаясь нотами смородины, белой лили, марокканского жасмина и влажной зелени.
J’ai Ose от Guy Laroche
Этот парфюм появился в 1978 году и пользовался такой же народной любовью, как и Opium. Кстати, он тоже отличался неповторимым и очевидным восточным звучанием. Еще бы! Ведь в сердце композиции звучали сандаловое дерево, пачули, корень ириса (настоящее сокровище), ветивер, кедр и роза. И это не было «слишком много», потому что ситуацию смягчали аккорды кориандра, цитруса и персика.
Mon Parfum от Paloma Picassо
Пабло Пикассо всегда был любим в России, так что можно сказать, его дочь Палома пришла со своими духами на хорошо подготовленную почву. В 80-е этот аромат был не просто модным, а супермодным. Гиацинт, иланг-иланг, бергамот, ангелика, роза и цитрусовые ноты вместе звучат крайне эмоционально и работают, как легкий энергетик.
Иллюстрации: Екатерина Исаева