О черном цвете дизайнер Йоджи Ямамото однажды сказал так: «Поразительно, как он может быть простым и скромным, высокомерным и таинственным. Он будто всегда шепчет «Я не беспокою вас – и вы не беспокойте меня». Заявление японца тогда попало в самую точку и с тех пор не изменилось ни на йоту: черный цвет всегда сам по себе и никакие модные тенденции ему не указ.
Крайне опрометчиво говорить, что в этом сезоне «черный» моднее, чем в прошлом. У людей, кто его предпочитает, на такое заявление лишь снисходительно дрогнут уголки рта. «Я перестану носить черный только тогда, когда изобретут более темный оттенок», – заявила в свое время Венсди из семейки Аддамс. Причина, почему в наступающем сезоне мерещится так много черного, кроется в том, что на него обратили внимание те, кто раньше этого не делал. Например, дизайнер Хайдер Акерманн. В его новой коллекции, которая прибудет в магазины в конце лета, фантазийным оттенкам он предпочел глухой черный, органзе с шелком – плотную шерсть, а каскадам из драпировки – жесткие линии и запах. Три первых выхода он доверил чернокожим красоткам из Судана – Алек Уэк, Никхор Поль и Грейс Бол – усилив тем самым эффект черного цвета до небывалого уровня.
Примерно в то же самое время – в конце лета – для еще большей важности «черного» во всякие «Л’Этуали» привезут коллекцию декоративной косметики очень известного бренда. Абсолютно все продукты в ней будут черного цвета – даже те, предназначение которых этот цвет никогда не подразумевал. Например, румяна. «Черные румяна?! Да кому они такие нужны?» – воскликните вы сейчас. Но в августе пойдете (нет, побежите!) их покупать, потому что с черным цветом никогда не бывает все так просто.
Во-первых, черный – это даже не цвет как таковой, а ахроматический оттенок, который в системе RGB обозначается как #000000. Буквально это цвет «отсутствия цвета»: он все поглощает и не выпускает наружу. Благодаря его строгости и минимуму эмоций данный цвет принят обществом как официальный. Во-вторых, черный цвет делит нас всех на два лагеря – тех, кто любит, и тех, кто принимает (я здесь). Психологи говорят, что черный почти всегда про замкнутость, независимость и упрямство. Этот цвет чаще остальных выбирают подростки, аутсайдеры, экстремисты и огромное количество людей из мира моды. Облачаясь в «черное» с ног до головы по жизни, последние называют это своеобразной защитой. В случаях Дианы Перне и Мишель Лами я готов в это поверить, во всех остальных – скучное клише, лень и страх облажаться.
Лично я обожаю черный, но всегда открыт для других цветов. Вот лишь несколько моих мыслей насчет него. Черный и вправду очень стройнит. Только, пожалуйста, обзаведитесь щеткой и липкой лентой, иначе дальше выставки кошек вас просто не пустят. Также этот цвет действительно полон достоинства и лоска – только если речь идет о платье-футляре, а не лохмотьях из вискозы, переходящих в безразмерные штаны с мотней между ног. Этот цвет невероятно сексуален – особенно там, где это меньше всего необходимо, – на похоронах. Вспомните классику итальянского кинематографа или даже третий сезон «Американской истории ужасов» – и уже, право, не бойтесь таких мыслей, если они вас посещают.
Черный – поистине удивительный цвет, который также нашел свое место и в парфюмерии. Говоря о цветах и оттенках, слова BLACK и NOIR встречаются в названиях ароматов чаще остальных. Иногда это ровным счетом ничего не значит (максимум черный флакон), но бывает, что парфюмер по собственной воле задается целью изучить природу черного цвета и поразмыслить, как бы он мог пахнуть, имей он свой запах. Версий я насчитал достаточно, и все сплошь занятные.
Черный цвет – это про кино. Аромат Black, Comme des Garcons с момента своего появления в 2013 году сразу стал моим личным «Твин Пикс». Здесь, как в сериале, поднимается вечная борьба черного цвета между его темной и светлой сторонами. С ним очень спокойно, но в любой момент может стать не по себе. Тянет паленым – всегда, когда рядом появляется Боб. Доносится запах черного кофе без сахара – того самого, что насквозь пропитал воздух кафе Double R. Здесь также тревожно шелестят сменяющие друг друга ноты, прямо как сосны в лесу Гоуствуд с наступлением сумерек. Ну, и по законам жанра – флакон буквально wrapped in plastic. Учитывая шумиху вокруг нового сезона Twin Peaks, аромат снова на мне.
Черный цвет – это про любовь. Экс-дизайнер Givenchy Рикардо Тиши говорит так: «Черный – это всегда элегантно. Этот цвет в палитре самый совершенный». Матовый черный флакон с ароматом Love in Black, Creed обошелся без драмы и был выпущен ко дню 40-летия свадьбы Жаклин Кеннеди и Аристотеля Онассиса. После встречи с одной из самых элегантных женщин XX века Оливер Крид решил почтить ее память необычным способом. Он собрал разные ароматы из мест, где любила бывать истинная леди. Ноты можжевельника – в окрестностях ее лошадиной фермы в Нью-Джерси. Ноты ароматной черной смородины – из Бургундии, откуда происходили ее предки. Трогательная пармская фиалка, букетики которой всегда можно было найти в одной из 15 комнат ее апартаментов на Пятой Авеню в Нью-Йорке. Цвет флакона также был выбран не случайно: он напоминал темные ночи на частном греческом острове Скорпиос, где пара обручилась.
Бывает, что парфюмер по собственной воле задается целью изучить природу черного цвета и поразмыслить, как бы он мог пахнуть, имей он свой запах.
Черный цвет – это про женскую власть. Только под пристальным взором Тома Форда аромат может возобладать такой силой провокации. В любом, даже самом неокрепшем, сознании легко возникает видение вздымающегося декольте в оковах тесного корсета. При виде такого мужчины начинают ходить гуськом по звенящей струнке из нот цитрусов, имбиря и опьяняюще сладких цветов. И только самый выносливый дойдет до конца – там, где раздают лакомство кулфи прямо из ее красивых рук с маникюром стилетто (кулфи – индийский десерт из замороженных сливок и фисташковой крошки, был изобретен в XVI веке при дворе Великих Моголов).
Черный цвет – это про поэзию. Бельгийский дизайнер Анн Демельмейстер однажды призналась: «Черный – это не цвет грусти. Яркие цвета – вот что меня угнетает, ведь они так пусты. Если на публику выйдет поэт, в каком пиджаке он предстанет? В ярко-желтом? Скорее всего, нет». После таких заявлений чарующая и непроглядная темнота мужского аромата Encre Noire, Lalique избавляет от ненужных вопросов – это классика и шик давно забытых лет. С хороводом из порхающих муз и скрипом пера по мелованной бумаге. Брутальный флакон аромата в точности повторяет форму чернильницы Biche, которую в 1913 году создал Рене Лалик.
Черный цвет – это про драму. Коко Шанель не уставала повторять: «До меня никто не осмеливался носить черный». В Венецию она попала не по своей воле, а только потому, что не было сил противостоять друзьям – Мисе и ее супругу Хосе-Марии. С помощью благотворного влияния города на воде те хотели вывести Коко из тяжелой депрессии, что завладела ею после трагической гибели любимого человека. Габриэль ни на что не надеялась и ничего не ждала, она просто не сопротивлялась ласковой настойчивости своих ангелов-хранителей. Очарование Венеции, задумчивость улиц-лабиринтов, спокойствие каналов и мудрость древних стен – Коко постепенно оживала, и черный цвет уже не казался ей таким удручающим.
Черный цвет – это про стиль. Одну из первых вещей у портного я заказал в возрасте 20 лет. Важную роль сыграла не конкретная вещь, а ткань, которую я случайно нашел в магазине. Это была шелковая саржа угольно-черного цвета. Она была прохладная, блестящая, в меру плотная и невероятно приятная на ощупь. Может показаться, что аромат Serge Noire Серж Лютанс нарек своим именем, но нет – просто по-французски название ткани «саржа» пишется одинаково. Его (и моя) любимая ткань цвета черного пепла и стала сердцем аромата. Сам Серж Лютанс вспоминает: «Ничто не в силах передать ностальгию так, как «нарезка» из воспоминаний – отрез ткани, россыпь черно-белых фотокарточек, изящные перчатки на изголовье кресла и угасающее пламя камина».
Черный цвет – это про открытие. Аромат Noir d'Orient входит в коллекцию D’Ailleurs («В другом месте»), которую создательницы марки посвятили природе и культуре разных уголков света. Они вспоминают ровную, без ухабов, невероятно влажную дорогу вглубь страны, окутанную волнующими ароматами благовоний и не только. «Индия полна эмоций. В одном только Пондичерри, где мы оказались после долгого путешествия на кибитке, контраст белого колониального города с его темным мрачным окружением вызывает бурю впечатлений».
Черный цвет – это про ностальгию. «В прошлом, когда стены дома были покрыты свежей краской дынного цвета, его можно было даже назвать красивым. Плети плюща спускались с бортиков крыши, из-под густой листвы выглядывали мраморные купидоны и улыбались идущим мимо хорошо одетым людям. Зимой на улице проходили женщины в шляпках с плюмажами из белых страусиных перьев. Их пальто были отделаны лисьим мехом, и они прятали свои нежные ручки в муфты из шелковистого меха норки. Мужчины носили котелки и пальто из габардина с вельветовыми воротниками», – цитата из книги «С точки зрения тролля» авторства Э. Датлоу и Т. Виндлинг.
Черный цвет – это про большие деньги. Вы когда-нибудь задумывались, как пахнет нефть? Знающие люди говорят, что, в зависимости от места добычи, по-разному, но всегда более-менее приятно. Чем-то средним между минеральным маслом, гудроном и парафином. В идеальном мире, где цена на нефть не опускается ниже 100$ за баррель, а новую вышку отмечают с размахом, шампанским, в смокинге и бриллиантах, она бы запросто могла бы пахнуть ароматом Black Gold, Mancera.
Черный цвет – это про чудо. Иорданская пустыня Вади Рам – одно из многочисленных чудес природы в этих краях. Бесконечное захватывающее дух плато из изрезанных ветром и отшлифованных розовым песком скал и гор. Весной, когда дождь утоляет жажду пустыни, происходит нечто невообразимое: песок зеленеет от свежей травы, тут и там вспыхивают яркие краски распускающихся цветов, птицы заливаются сладкоголосыми трелями. Повсюду сказочные анемоны, хрупкие маки и редкий черный ирис, чьи лепестки дрожат на ветру.
Черный цвет – это про историю. Роман «Жизнь», после которого Тургенев назвал Ги де Мопассана «бесспорно, самым талантливым из всех современных французских писателей». Здесь перед нами разворачивается жизнь красавицы Жанны – ее чувства, любовь, счастье первых лет замужества, боль от неверности мужа, материнство, вдовство и старость. Гениальная в своей простоте книга буквально завораживает – начиная с глубины проникновения в женскую душу и заканчивая беспощадным взглядом автора на «бремя страстей человеческих».
Черный цвет – это про мистику. Несмотря на дурную репутацию, Долина черного бамбука в провинции Сычуань все равно манит толпы испуганных туристов. На входе в долину Хэйчжу стоят каменные ворота Шимэнь, где сквозь заросли деревьев с лакированными черными стеблями можно разглядеть разбегающиеся тропинки. Именно к воротам за немаленькую плату местные жители подводят смельчаков, но идти дальше изо всех сил не советуют. По их словам, «войти туда гораздо легче, чем выбраться». Все дело в бесследных пропажах людей и животных, которые списывают на туман и злых духов в зарослях черного бамбука.
Черный цвет – это не всегда темно. Из приглашений на показ Dries Van Noten Fall 2016, которые в характерной манере нарисовала Instagram-художница (запрещенная в России экстремистская организация) Джилл Баттон, все догадались, что коллекция вдохновлена маркизой Луизой Казати. Музой поэтов и художников, подругой Сергея Павловича Дягилева, Пабло Пикассо и Поля Пуаре, известной гедонисткой и поклонницей декаданса. Черный цвет в аромате Perle Rare Homme Black Edition, Panouge остается черным по своей природе, но становится более нежным и хрупким, как едва управляемая акварельная краска при встрече с водой.
Черный цвет – это про запрет. Главный герой фильма Damage – Стивен Флеминг – немолодой политик, любящий муж и заботливый отец, который знакомится на светской вечеринке с молодым специалистом по антиквариату Анной Бартон. Между мужчиной и женщиной с первого взгляда возникает сильное притяжение, противостоять которому невозможно. Нажмите на паузу, нанесите на себя и в окружающее пространство несколько капель аромата Dark Orchid от Amouroud, теперь play и… приятного просмотра.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб, Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация)