Есть некое негласное правило, что парфюмерия — это некая роскошь и магия. Связано это отчасти с тем, что изначально ароматные масла использовали люди высоких сословий, умасливая кожу и придавая ей приятный аромат. Эта традиция перешла со временем в новые века, когда изначально одеколонами пользовались мужчины, чтобы дезинфицировать поверхность кожи. Все ароматные воды и масла были доступны только людям, которые и ванну регулярно принимали, и имели финансовую возможность приобрести в аптеке «ароматное сокровище», опять же в лекарственных и антисептических целях.
Негласная канва «дороговизны» парфюма прослеживается и в наши дни. Людям хочется пахнуть роскошно и дорого, словно этот аспект позволяет выделиться среди других людей. И это действительно работает, правильно подобранные ароматы, словно удивительный аксессуар, подчеркивают нашу индивидуальность и харизму.
Некоторые люди по запаху могут сделать вывод о социальном статусе партнера, и не всегда этот запах имеет отношение к парфюмерии, иногда это связано с тем, что человек питается другими продуктами, использует в своей жизни более качественные вещи, здоровой сон, спорт, а также ведет иной образ жизни, что позволяет телу источать аромат здоровья, чистоты и ухоженности, что мы на автомате считываем своим носом, идентифицируя запах как «дорогой», «роскошный».
Что делает парфюм дорогим?
Конечно же, тренды, ведь сотни маркетологов работают над тем, чтобы парфюм бренда продавался. Для этого нужно сначала создать тренд, а потом предложить продукт, который этим трендам соответствует.
Осенью блогеры предвещали, что в этом году среди миллениалов будут популярны ноты томатной и свекольной ботвы и прочие огородные тематики. Так как цветы, цитрусы, кожаные аккорды уже настолько приелись, что химики выводят новые синтетические интересные молекулы, которые перевернут мир парфюмерии. Соответственно, когда тренд войдет в пик, духи с подобными нотами будут популярны и, вероятно, велики по стоимости, что зависит от маркетинговой политики.
Тем не менее если говорить о классических нотах, многие из которые вот уже более 100 лет придают парфюму богатое звучание, то это, конечно, бергамот, ветивер, амброксан, пачули, иланг-иланг, уд, древесные и кожаные аккорды. Многие парфюмерные дома используют коптивные компоненты, которые разработаны в конкретной лаборатории для конкретного парфюма. Безусловно, это придает определенную пикантность и вызывает интерес, так как звучание данных нот возможно только в определенных ароматов. Данный момент повышает ценность духов.
Тут же стоит упоминать о том, что арабские духи тоже считаются дорогими. Это связано с содержанием большого количество специевых компонентов, как исторически известно, специи и цветы всегда являлись дорогостоящими.
Есть и обратная сторона медали, когда мы пугаемся аромата, кривим лицо, потому что пахнет, ну чем-то уж совсем не тем, что мы привыкли слышать в парфюмерных магазинах (читайте также: Отпугнут сразу: 7 женских ароматов, которые отталкивают мужчин). Такая реакция может возникать:
Если аромат вызывает у вас дурные ассоциации;
Если аромат нанесен в большой дозировке;
Если аромат сделан из некачественного сырья.
Что делает аромат дешевым?
Помимо этих пунктов бывает личная непереносимость некоторых компонентов, опять же данный нюанс связан с физиологией и ольфакторной памятью. Если говорить о парфюмерных компонентах, которые могут «дешевить» звучание аромата, то это, конечно же, масляные духи или еще, как модно сейчас говорить, реплики именитых духов, а не сами компоненты. Как правило, данная «парфюмерия» полностью состоит из готовой смеси — отдушки — и является стабильной, в ней нет верхних, средних и базовых нот. Эта масса стабильна и навязчива.
Про «дешевизну» аромата также может сказать и несбалансированная композиция, которая сейчас часто встречается среди крафтовой парфюмерии и, увы, среди нишевой тоже. Это оправдывается тем, что парфюмер так видит, в этом изюминка композиции. И эта изюминка действительно нравится, только не всем.
Также принято считать, что звучание цитрусовых нот более бюджетное, хотя, как парфюмер, скажу вам, что для создания сбалансированного и красивого цитрусового аромата необходимо приложить много усилий, чтобы парфюм звучал интересно, долго и шлейфово, так как цитрусы сами по себе имеют свойство моментально улетучиваться.
Вернувшись к восприятию, напомню, что у каждого оно свое: для кого-то «Красная Москва» — это «дешево», а для кого-то шик и роскошь, потому что с этим ароматом связаны самые теплые чувства, и люди ценят подобное звучание, оно не похоже на современную парфюмерию (читайте также: Аромат с секретом: что парфюм может рассказать о вашем характере).
Как выбрать аромат?
Мне часто задают вопрос «чтобы быть на пике парфюмерной моды, нужно ли делать выбор в пользу нишевой парфюмерии? Ведь это дорого и стильно». Напомню правила выбора парфюма:
Делайте выбор в пользу того аромата, что нравится вам, а не подруге, спутнику или тот, что вы увидели на рекламе. Ваш аромат — только тот, что доставляет вам радость и удовольствие.
Для расширения парфюмерного кругозора познакомьтесь с ароматами из сегмента: масс-маркет, люкс, селектив и ниша. Это позволить понять и почувствовать разницу, определиться с тем, что больше вам по душе.
Нишевые ароматы порой бывают настолько неординарными, что мозг сразу не понимает, как реагировать, поэтому вы можете сделать выбор в пользу классики и классической парфюмерных домов, таких как Dior, Chanel.
Что касается «дорого», то, конечно, ароматы селективной линейки порой звучат интереснее, так как наш мозг и внутренний эстет восхищен подачей, упаковкой и звучанием компонентов, которые в другом продукте вы услышать не сможете. Выбор парфюмерии — это прежде всего выбор эмоциональный. И то состояние, в котором вы совершаете покупку, будет решающим, если вам радостно и вы тратите деньги с удовольствием, то данный аромат будет вызывать у вас радость.
Учитывая эти правила, складывается понимание, что, безусловно, за выбором дорогой парфюмерии можно идти в самые дорогие парфюмерные бутики, потому что там сервис, удивительные редкие ароматы и многообразие выбора. Устройте себе ароматный праздник.
«Дороговизна» определяется исключительно нашим ассоциативным рядом и ольфакторной памятью. Потому что если в парфюмерном бутике мы послушали аромат и увидели ценник за флакон от 30 тысяч рублей, к примеру, то, возможно, у кого-то в голове сложится пазл, что этот аромат — дорогой, а для кого-то дорогим станет запах парфюма за 5 тысяч рублей. Так работает и с ароматами, которые мы слышим на других людях. Воспринимая образ, мы автоматически в своей голове классифицируем человека, замечая его аромат, делаем вывод о его состоятельности. Соответственно, услышав этот аромат на ком-то еще мы начинает накладывать под копирку восприятие аромата и на других.
Порой эта иллюзия тает, когда мы видим в магазине, что флакон духов, который мы воспринимали как «дорогой парфюм», внезапно стоит в разы меньше, чем мы себе придумали. Вывод такой, что аромат нужно подбирать, не исходя из стоимости, а исходя из индивидуальных предпочтений и тех эмоций, которые аромат вам дарит, так как стоимость — это условность которая порой никак не связана с качеством аромата. Конечно, если мы говорит про настоящую парфюмерию.
Парфюмер, парфюмерный стилист и соучредитель бренда Metamorphoses.
Фото: Shutterstock