Все истории имеют начало. Эта началась на улице с многообещающим названием «Жасмин» в маленьком городке Виласар-де-Дальт, расположенном неподалеку от Барселоны. Именно здесь 19 октября 1889 года родился Антонио Пуч Кастельо. Когда мальчик подрос, его отправили учиться в Лондон, где произошло много интересных событий, во многом определивших круг его интересов.
В двадцать лет он наблюдал церемонию коронации короля Георга V, а в последующие два активно занимался спортом, купил первый автомобиль вскладчину с двумя товарищами и прослыл «весьма многообещающим» юношей. В 1912 году Антонио вернулся в Барселону и сразу погрузился в бизнес, приобретя права на импорт различных товаров, среди которых были ароматы уважаемого старинного французского дома d’Orsay.
1914 год можно считать годом рождения его собственной парфюмерной компании, которая со временем стала одним из лидеров парфюмерно-косметического рынка.
Но прежде, чем говорить об ароматах, нужно вспомнить о губной помаде. Молодой амбициозный Антонио Пуч в 1922 году женился на девушке из хорошей семьи по имени Джулия Планас. В честь своей возлюбленной он выпустил губную помаду «Миледи» ─ первую помаду для губ, произведенную в Испании. Это оказалось хорошем знаком и для бизнеса, и для семейной жизни.
В 1931 году у супругов родился уже третий сын. Для своих близких Антонио построил дом, который стал воплощением его мечты о родовом гнезде, где собирались все родственники и друзья. После окончания гражданской войны в 1939 году, совместно с французским парфюмером Сегалом, компания Puig представила миру свой собственный первый и весьма успешный парфюм Aqua Lavanda.
Его композиция очень точно передавала впечатления от прогулки по лавандовому полю с чуть горьковатым привкусом шалфея и тимьяна на губах. В этом же году у счастливой пары родился четвертый сын – Энрике. Знакомые часто шутили, что в его венах течет не кровь, а Aqua Lavanda.
Все истории имеют начало, но только то, как они заканчиваются, делает их интересными. Внук Антонио и Джулии Мануэль Пуч, анализируя столетний путь компании, так говорит о своем великом деде: «Он всегда умел преодолевать трудности и обладал феноменальным деловым чутьем. Антонио семимильными шагами шел вперед и вместе с тем, всегда помнил о том, где и как все начиналось. Каждое новое поколение приносило и приносит в эту семейную сагу свой дух, исследует и открывает новые возможности, но главное уже было сделано нашим дедом, и сделано отлично».
Первыми (из второго поколения) в семейный бизнес вступили старшие сыновья Антонио и Мариано. Как только они закончили учебу и отслужили в армии, отец сразу начал вводить их в курс дел. До этого Антонио-младший уже обучался искусству парфюмерии в компании Route Bertrand и провел четыре месяца в Грассе на юге Франции, а Мариано с 18 лет постигал арома-тонкости в Женеве в компании Givaudan.
Интересны пять стадий жизни, о которых отец всегда говорил своим сыновьям: «Первая – когда ты учишься делать что-то; вторая – делаешь это; третья – делаешь это по-настоящему; четвертая – учишь других делать это; пятая – позволяешь себе уйти, и другим делать твое дело».
Казалось бы, все шло хорошо, но Антонио Пуч понимал, что его парфюмерный бизнес недостаточно широк для такой большой семьи, и в 1954 году отправил своего третьего сына изучать металлургию. Это позволило к настоящему времени компании Puig стать одним из лидеров еще и в упаковке ароматов.
Хосе Мария, который младше старшего из братьев на 15 лет, сначала добросовестно изучал фармацевтику, но неожиданно открыл в себе талант «великого коммуникатора». «Он король связей с общественностью – очаровательный рассказчик и шармер, ─ говорит о нем Роберт Мак Клатчи, возглавлявший представительство компании в Великобритании. – Пресса его просто обожает».
В последние годы жизни отец семейства страдал от ревматизма и глухоты. Перед смертью (это случилось в 1979 году) он собрал сыновей и попросил их выполнить два его последних желания: заботиться о матери и всегда держаться вместе, потому что только это сделает их сильными.
Нужно сказать, что Джулия Планас (Пуч), которая пережила мужа на 15 лет и постепенно установила в семье полный матриархат. Первым женился Мариано, и у него родилось 5 детей; следующим ─ Антонио, ставший отцом единственного сына; у двух младших сыновей в браке родилось по четверо детей. Так третье поколение Пуч составило уже 14 человек.
Именно фраза о единстве стала для всех членов клана и членов команды девизом и в работе, и в жизни. «Мы никогда не принимаем решения без совместного обсуждения, ─ говорит Мариано Пуч. – Мы все время общаемся – по телефону, в выходные дни. Да, мы не всегда согласны друг с другом, но всегда стараемся прийти к соглашению». Интересно, что когда два старших брата взялись за дело, они очень хотели что-нибудь улучшить. С этой целью был выписан профессор экономики из Гарварда. Проведя неделю в офисах и на производстве Puig, он сказал: «Главное, ничего не меняйте. Ваша схема организации бизнеса – настоящий эталон. Команда специалистов – лучшая из всех, которые я видел».
Дальше история Puig развивалась путем успешных коллабораций с известными фешн-домами. Среди них ─ Paco Rabanne, Nina Ricci, Carolina Herrera, Jean Paul Gaultier, Benetton.
Первым в этом бизнес-портфолио стало сотрудничество с модельером Пако Рабанном, который хотел, чтобы аромат, родивший под именем его модного дома звучал на коже металлом, но при этом основывался на цветочном шипре. Из такого довольно сложного и противоречивого запроса в 1969 году родился Calandre, ставший бестселлером на многие годы. Именно Paco Rabbane стал для компании Puig воротами на международный рынок люкса, проложив дорогу к Carolina Herrera, Nina Ricci и многим другим брендам.
Со временем к «модным» маркам в портфолио Puig добавились и парфюмы, созданные звездами кино и эстрады. Antonio Banderas и Shakira собрали огромную армию поклонников во всем мире, способствуя таким образом, процветанию семейного дела и расширению собственных горизонтов.
Постепенно в управление компанией вошли все четверо сыновей отца-основателя: Антонио-младший стал отвечать за вопросы дизайна и имиджа, Мариано – за маркетинг, Хосе Мария – за связи с общественностью, а Энрике за юридическую часть. Но ничто не стоит на месте. Время идет и закон «5 этапов жизни», который когда- то сформулировал Антонио Пуч Кастельо, продолжает действовать.
В 1980-м году за дело взялось обширное третье поколение. Мариан Пуч (сын Мариано) стал первым, кто влился в эту увлекательную историю. В 2000-х годах Марк Пуч стал сначала генеральным директором, а затем, в 2007 году, исполнительным президентом концерна Puig (должность вице-президента занял Мануэль Пуч). Сегодня это, пожалуй, самая многочисленная бизнес-династия в мире.
Членов этого выдающегося испанского семейства объединяют не только кровное родство и совместный бизнес, но и общие увлечения. Например, их любовь к парусному спорту практически не уступает их деловой хватке. Не так давно ушедший из жизни Энрике Пуч был президентом Морского салона и Королевского морского клуба Барселоны.
Компания много раз становилась главным спонсором Кубка короля в парусном спорте (с 1984 по 2006 годы) и сама владела парусником «Лазурный камень Пуча», принимавшего участие в самых значительных морских состязаниях международного уровня (одним из постоянных членов экипажа яхты была инфанта Кристина — младшая дочь короля Хуана Карлоса I).
С 2008 года в партнерстве с Королевским морским клубом Барселоны Puig продвигает и спонсирует регату Puig Vela Classica, которая проводится ежегодно в июле месяце в водах Барселоны. В этом соревновании могут принимать участие только классические и традиционные суда, что лишний раз подтверждает и декларирует принципы семьи Пуч – единение и верность традициям.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб