В одном из интервью парфюмер Оливье Кресп сказал одну важную вещь: «Мир изменчив. Мы подстраиваемся. Хорошо это или плохо, вопрос времени. Зона комфорта такая штука, которая не может вас окружать вечно, создавая идеальные условия существования». Сейчас, в нашей с вами ситуации это звучит как пророчество, а год назад мы просто говорили с ним о парфюмерной ностальгии.
Парфюмер размышлял: «30 лет назад и сейчас – это два разных мира. Скучаю ли я по временам, когда ароматы одного бренда можно было пересчитать по пальцам? Да. Бесит ли меня, что сейчас у одного аромата есть миллион сезонных версий от "свежего" до "интенсивного"? Нет. Конечно, мы, парфюмеры старой школы пришли к этому не сразу – ломка и все такое. Но сейчас это даже забавно. Работы навалом. Меняются запросы, появляются новые ингредиенты, подрастают юные конкуренты с революцией за пазухой – надо быть начеку».
Далее он приводит наглядный пример: «Во времена, когда выпускали исключительно духи, редкое появление которых становилось целым событием, каждый второй экземпляр обязательно включал мимозу или нарцисс. Miss Dior от Christian Dior, Amarige от Givenchy, более поздние Chanel № 19 от Chanel, Climat и Poeme от Lancome, Samsara от Guerlain, Paloma Picasso, First от Van Cleef & Arpels, Cinema от YSL, Fleurs d’Hiver от Kenzo… Я называю эти ароматы надменными. Их носили по особым случаям. Женщин, что использовали их по капельке, не хотелось съесть, потому что они, боже упаси, какие "сладенькие"; таким женщинам хотелось бросить к ногам себя и все, что она попросит. Никаких заигрываний и недомолвок – целенаправленно вскружить голову и положить на лопатки. Сегодня мимоза и нарцисс аутсайдеры – такие, знаете ли, ноты не для слабаков. Чтобы аромат с ними появился в продаже, необходимы два условия: "независимость уровня бог" среди клиентов и "риск во имя репутации" среди парфюмерных марок».
€Считается, что нарцисс получил свое имя в честь персонажа из мифов Древней Греции. В наличии есть несколько легенд со своими моментами «кто, кого и как», но мы настаиваем на той, где невозможно красивый главный герой морочит головы всяким нимфам и, в конце концов, влюбляется в самого себя. Будучи неспособным на чувства, опечаленный юноша погибает и оставляет на память о себе некий цветок. Ученые-языковеды считают, что название «нарцисс» означает «быть в оцепенении» и происходит от похожих слов, некогда бывшими в употреблении у древних греков и римлян. Наверное, поэтому эффекты от встречи с парнем тогда и знакомство с цветком сейчас так похожи.
Нарцисс, хоть и цветок, но цветочный запах в обычном понимании это не про него. Да, аромат пышный, часто присущий белым или желтым цветам, но на первый план всегда выходит его зеленое нутро с оттенками влажного сена и табака. Парфюмер Анн Флипо, питающая к нарциссу особенную любовь, описывает свои ощущения: «Если забыть про образы, то цветок страдает полной потерей гендерной принадлежности. Он дивно красив – может притвориться мачо, может стать законченной феминисткой. Он умеет быть очаровательным. Или вульгарным».
Немудрено, что глобальная тенденция к упрощению, сделала эту ноту в общей массе слишком сложной для восприятия. Для парфюмерных нужд нарцисс выращивают в департаменте Лозер на юге Франции. Он уже навсегда проиграл в рейтингах более универсальным жасмину и розе – тем самым обеспечив нам всем места в первом ряду в случае его очередной реинкарнации (читайте также: «Бабушкин сундук: 5 лучших "старомодных" ароматов для ценителей»).
Мимоза во Францию попала из Австралии в 19 веке. Праздное желание обитателей Лазурного берега – встречать весну так и никак иначе – градоначальники выполнили. С тех пор уже третье поколение семьи Виаль возделывает сады этого растения в Грассе на холмах Таннерон, поставляя сырье лучшего качества для нужд парфюмерии.
Парфюмер Galimard Каролин де Бутини говорит: «Я часто сравниваю ароматы с тканями. Мимоза для меня навсегда останется бархатом – плотным, тактильным, по-хорошему старомодным. Я давно в индустрии и могу со всей уверенностью сказать, что мы дожили до тех времен, когда аромат с мимозой выбирает только взрослый клиент. С одной стороны это немного грустно, с другой – то, что творится в голове при воздействии запаха, не устает меня восхищать. Чтобы соблазнить молодежный разум, надо очень постараться – замаскировать мимозу или подчеркнуть одну из ее неожиданных граней».
В отличие от нарцисса, у мимозы нет такого насыщенного мифологического прошлого, зато есть трогательный шлейф ностальгии. Ведь еще со времен Советского союза дарить веточки мимозы стало очень символично, правда, в один единственный день, 8 Марта. И хотя в ход у мужчин идут все возможные цветы, именно подзабытая за год мимоза вызывает неминуемый восторг и ни с чем непередаваемое счастье.
Если говорить о цветении, то его век недолог: буйство веселых и солнечных помпончиков длится от силы месяц, едва весна вступает в свои права. Все остальное время мимоза – это скромная и ничем не примечательная акация с пыльными ветками. Цветкам мимозы присущ тонкий сладкий цветочный запах с оттенками пудры, древесины, зеленой горчинки, огуречной кожуры, миндального молока и меда. Чтобы не злить лишний раз ботаников, уточним, что в ходу у парфюмеров помимо мимозы еще и кассия. Они немного разные, но все-таки родственницы. Поэтому в парфюмерных делах их часто не разводят, помня лишь о том, что в обоих случаях набор оттеночных нюансов будет одинаковый, разве что кассия выступит чуть острее своей подруги.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб