По статистике, каждому третьему мужчине в мире парфюм сегодня покупает его спутница. При этом 30% женщин сами не прочь носить мужские ароматы, а более половины из них признаются, что их безусловные фавориты – те, в которых доминируют насыщенные «лесные» ноты ветивера. Почему так сместились акценты? Для одних барышень все дело в особенностях восприятия, подкрепленных рекламной визуализацией: сладкие фруктово-цветочные композиции ассоциируются исключительно с воздушными юбками-пачками и розовыми мечтами, а в реальности им давно противостоят джинсы-бойфренды, слипоны на платформе и планы по глобальному завоеванию мира. Другим брутальные ароматы просто больше по вкусу – они кажутся не такими банальными, как «девчачьи» букеты из роз, фиалок и ландышей, а более глубокими и чувственными.
Традиционные базовые ноты мужских ароматов горькие, терпкие и влажные – древесные, мускусные, папоротниковые, травяные и кожаные. Это запахи хвойного леса, пряных трав, волнующих специй, элитного алкоголя, бодрящего кофе, крепкого табака. Они должны вызывать ассоциации с отважным охотником, искателем приключений, завоевателем и первооткрывателем, смелым, чувственным, решительным и знающим себе цену.
Но времена меняются, и теперь все чаще в новых парфюмерных композициях и современных версиях старых хитов for him можно уловить нетипичные теплые и сладкие аккорды с участием лилии, герани, гиацинта, сандала, фиалки, ванили. При этом дуэт, например, цветочной композиции с древесной будет звучать настолько органично, что вы (или он) ни за что не угадаете, «мужской» запах или «женский», пока не увидите флакон.
В общем же и целом, в полном соответствии с набирающей обороты тенденцией размытия границы между полами, с каждым годом появляется все больше новых ароматов «унисекс». Когда тренд только зарождался, парфюмеры крупнейших модных Домов относились к нему с легким презрением: создание усредненного запаха – в меру свежего, в меру сладкого, в меру легкого и пряного, который подходил бы «и нашим, и вашим» ─ казалось задачей несложной, но неимоверно скучной. Тем не менее, вызов был принят, а спустя немного времени состязание, в котором изначально превалировало коммерческое начало, превратилось в увлекательную и азартную игру с безусловной творческой доминантой.
Аромат «унисекс» не лишен оттенка сексуальности, скорее наоборот – ношение одного запаха со своей второй половинкой придает звучанию отношений дополнительную, очень яркую интимную нотку близости.
Сегодня крупнейшие интернациональные мегабренды стараются перещеголять друг друга, выпуская запахи, предназначенные для обоих полов, один привлекательнее другого. Фаворитов в универсальной категории два, и они находятся на разных полюсах –это легкие свежие цитрусовые и таинственные и глубокие чувственные ориентальные ароматы. Последние, кстати, особенно популярны в России – любим мы тягучие стойкие парфюмы с «пышным» шлейфом. Справедливости ради надо отметить, что и парфюмерных «дуэтов», отстаивающих традиционную границу между «мужским» и «женским», продолжает выпускаться более чем достаточно.
Безусловно, больше всего «универсалов» в категории нишевой парфюмерии, для которой главное значение имеет не пол адресата, а «закодированная» в запахе идея. История селективных ароматов началась в 1976 году с появления на прилавках нескольких крошечных бутиков, разбросанных по Парижу, лаконичных флаконов с надписью l’Artisan Parfumeur. Скрытые в них запахи производили впечатление чего-то забытого, теплого, безумно приятного, но главное – своего, личного, интимного. Так, например, первая выпущенная парфюмерная композиция называлась просто, но со вкусом «Ежевика и мускус» (Mure et Musc). Она ассоциировалась у одних с полной корзинкой свежих лесных ягод, у других – с ежевичным домашним пирогом, у третьих –с выжженным солнцем букетом осенних листьев… Впрочем, главная заслуга Жана Лапорта, основателя этой чудной во всех отношениях французской марки (она, кстати, благополучно здравствует до сих пор), состояла не столько в создании божественного аромата, сколько в задумке его распространения. Противясь набирающим обороты маркетингу и пиару, он стал выпускать ароматы мини-тиражами, в результате чего каждый флакон становился уникальным.
Эти качества «селективки» ─ концептуальность, неповторимость, возможность выделиться из общей массы – стали особенно востребованы сегодня, в эпоху глобального «усреднения». Создатели нишевой парфюмерии (и, конечно, покупатели) – это те, кто не желает быть как все, те, кто противостоит глобальному маркетингу и мейнстриму. И именно авторы селективов сегодня продолжают яростно протестовать против деления ароматов по «половому» признаку. К примеру, Серж Лютанс, основатель бренда Serge Lutens, заявляет, что его творения глупо делить на «мужские» и «женские», ведь они одинаково шикарно звучат и на тех, и на других, просто по-разному.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб