Стоит спросить Матильду Лоран, парфюмера Дома Cartier с 2005 года, что она больше всего любит в работе, и она даст удивительный ответ: «Мой офис». Светлый, с гигантскими окнами, он расположен на шестом этаже Foundation Cartier, откуда открывается вид на особняки бульвара Распай. Именно здесь она слушает, смешивает и разрабатывает новые ароматы, в том числе свое последнее творение – Carat, Cartier.
Это не просто место, которое она любит, но еще и место, которое служит некой метафорой ее положения в парфюмерной индустрии, которое она занимает в течение многих лет. До недавнего времени Лоран была одной из немногих женщин, находившихся во главе парфюмерного отделения крупного бренда. В 2016 году эту счастливую участь с ней разделила Кристин Нажель, ставшая парфюмером Дома Herme`s. Сегодня все больше женщин поднимается на вершину «парфюмерной пирамиды» (не путать с ольфакторной пирамидой) и стремится к заслуженному успеху. Но, честное слово, как же много времени ушло на то, чтобы этот процесс наконец начался!
Стать парфюмером Матильда Лоран мечтала с детства, но во взрослой жизни все оказалось несколько сложнее. Чтобы стать парфюмером, она сначала получила степень по химии, а затем подготовилась к вступительным экзаменам в ISIPCA, школу в Версале. В то время, в 1990-е годы, студентами и учителями там в основном были мужчины. По словам Доры Багриш, автора You от Glossier, ряда парфюмов YSL и Versace, в ISIPCA было настоящее «мужское царство». Багриш, которая в настоящее время работает в Firmenich, крупнейшей частной парфюмерной компании в мире, рассказывает:
«Мне казалось, там откровенно доминирует сильная половина человечества. Посмотрев на все это, я подумала: время женщинам взять верх. Я решила, что бросить такой вызов очень интересно».
Почему самыми влиятельными в отрасли ароматов традиционно были джентльмены? Большинство европейских парфюмерных домов поколениями «передавались» исключительно «по мужской линии». В 2013 году, например, Жак Польж, главный парфюмер Chanel, назвал своим творческим преемником сына – Оливье Польжа.
Creed, парфюмерный Дом, который обслуживает королевскую семью, передавался от отца к сыну в течение семи поколений. Такое доминирование в этой отрасли частично было связано с ложным представлением о том, что мужчины почему-то больше склонны к творчеству. Будем откровенны, даже если мы вспоминаем о гениях живописи, то скорее назовем Пикассо, чем Наталью Гончарову или Берту Моризо.
Но при этом нельзя забывать, что слабый пол был частью парфюмерии с самого начала, и именно нас нужно благодарить за то, что духи вообще существуют. Первым «официальным» химиком была Таппути-Белатекаллим, которая разработала методы извлечения запаха и заложила их в основу для производства духов в Месопотамии в 1200 году до нашей эры. Согласитесь, времени прошло достаточно, чтобы сделать блестящую карьеру в той отрасли, которую мы «замутили».
И все же кое-что точно меняется. Линда Леви в 2017 году стала президентом Fragrance Foundation, некоммерческого подразделения международной парфюмерной индустрии, основанного в 1949 году. Этот факт сильно способствовал широкому признанию женщин-парфюмеров. Линда считает, что маркетинговые методы отрасли сильно изменились, и это позволило «сделать ход королевой». «В течение многих лет парфюмер был похож на волшебника страны Оз. Тайны, секреты, немного мистики – таков был рецепт успешных духов, – говорит мадам Леви. – Теперь же люди хотят знать всю историю от и до: им интересно, кто именно создал ту или иную композицию».
«Раньше, купив аромат Woman, Ralph Lauren, они бы считали его создателем именно Ральфа Лорена. Теперь же все сосредоточились бы на Энн Флипо, которая является носом уважаемого Дома». Например, во время представления публике все того же Carat, Cartier, основное слово было дано Матильде Лоран, которая рассказала, что на создание композиции ее вдохновил свет, проходящий сквозь алмаз.
Она изобразила его блики букетом семи различных цветочных нот. Только женщину может настолько заворожить драгоценный камень!
В феминистско-парфюмерной экспансии много плюсов. Как и в любой форме искусства, креативность процветает тогда, когда в ней смешиваются разные культуры, цвета, страны и гендеры. Повышенное внимание к «женской» парфюмерии также совпадает со временем, когда маркетинг становится все более феминистским (читайте также: «5 парфюмерных романов о любви»). Например, рекламная кампания Calvin Klein Women, в которой участвуют Лупита Нионго и Сирша Ронан, рассказывает о женщинах, которые вдохновляют других на поиски себя.
«Это переломный момент, – говорит Линда Леви. – Никому уже не интересно видеть мальчика и девочку, которые просыпаются вместе, и в этом, собственно, вся реклама. Хоть в ней все еще много всего о сексе и рок-н-ролле, но мы вступаем во время, когда люди хотят говорить о вдохновении, о современной женщине как таковой. Парфюм вполне может и должен вписаться в эту гендерную революцию».
Фото:Getty Images, calvinklein.ru